Общеобразовательные цели урока:
- продолжить формирование у обучающихся навыков работы с текстом, нахождение в тексте служебных слов.
- обобщить и систематизировать знания о служебных частях речи.
Развивающие цели урока:
- формировать устойчивый интерес к изучению русского языка, положительную мотивацию к учению;
- развивать языковое чутьё, умение анализировать языковой материал, на основе наблюдений делать выводы, а также умение работать самостоятельно и коллективно.
Воспитательные цели урока:
- воспитывать у обучающихся способности: работать самостоятельно, брать на себя ответственность при командной работе, проявлять инициативу, уживаться с другими, стремление к самоанализу.
Этапы урока:
- Фронтальный опрос.
- Групповая работа с текстом.
- Закрепление материала.
- Подведение итогов по теме урока. Вывод.
Оборудование: доска, дидактический материал, интерактивная доска (если имеется), учебники по русскому языку.
1 этап. Фронтальный опрос.
- Какие части речи мы относим к служебным?
- Почему их называют служебными? Для чего служит каждая служебная часть речи?
- Чем они отличаются от самостоятельных частей речи?
- Что такое междометия и звукоподражательные слова?
- Почему их не относят ни к служебным, ни к самостоятельным частям речи?
Задание: представить с помощью схемы классификацию служебных частей речи, определив место междометий и звукоподражательных слов в этой схеме? (Данное задание выполняется каждым учеником в тетради с помощью карандаша, после чего предлагается классификация учителя - ранее заранее начерченная на обратной стороне доски или на интерактивной доске, где представлено деление частей речи на самостоятельные и служебные и отдельно при служебных частях речи прописываются междометия и звукоподражательные слова).
2 этап. Групповая работа.
Группа №1
Задание: Прочитайте текст. Найдите в нем служебные слова.
Н.Некрасов. "Школьник".
- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога:
Эй, садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь:
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
(При ответе сначала прочитать текст, затем называть служебные слова, определяя их принадлежность по представленной классификации)
Группа №2
Задание: Прочитайте текст. Найдите в нем служебные слова.
- Петь, здорово!
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы:
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не даёт!
Только было сел за стол,
Слышу: "Мяу:" :
(При ответе сначала прочитать текст, затем называть служебные слова, определяя их принадлежность по представленной классификации)
Группа №3
Задание: Самостоятельно составить текст, используя служебные слова на тему: "Берегите природу!" (Тема может быть любой актуальной для данной ситуации на уроке)
(При ответе сначала прочитать текст, затем называть служебные слова, определяя их принадлежность).
Задания для групп готовятся учителем заранее на отдельном листе. По возможности они могут быть заготовлены на интерактивной доске. Таким образом, главный ученик из группы при ответе для наглядности всех участников урока выходит к доске и работает по ней с указанием на задачу группы. Сразу происходит коллективно .оценивание отвечающих из групп.
3 этап. Закрепление материала на практике.
Задание №1. Учитель читает слова. Учащиеся распределяют их в две колонки, работая в тетради. Один ученик работает с обратной стороны доски. В конце обучающиеся приходят к выводу, что служебные слова типа звукоподражательных и междометий являются материалом для образования новых слов в русском языке. Затем идет оценивание учащегося, работающего у доски. (Оценивание может сделать сильный ученик в классе).
Глаголы, образованные от звукоподражательных слов | Глаголы, образованные от междометий |
Хрюкать | Ахать |
Кукарекать | Ойкать |
Баюкать | Нукать |
Квакать | Ухать |
Каркать | Аукать |
Тявкать | Охать |
Задание №2. Запишите текст. Укажите в нем самостоятельные части речи и служебные части речи. Сделайте вывод. (Обучающиеся должны прийти к выводу с помощью наводящих вопросов учителя или путем собственных наблюдений, что служебных частей речи в тексте меньше, чем самостоятельных).
Он спал очень мало, что все удивлялись; если нечаянно уснет днем на полчаса, то потом не спит всю ночь и после бессонной ночи, как ни в чем не бывало, чувствует себя бодро и весело.
(По А.П.Чехову.)
4 этап. Подведение итогов по теме урока. Вывод.
Зачем нужны служебные слова? (Для выражения более точного смысла и передачи чувств и эмоций говорящего, служат материалом для образования новых слов, преимущественно глаголов.)
В каких стилях речи они используются чаще всего? (Художественный, публицистический, разговорный).
Каковы основные отличия служебных частей речи от звукоподражательных слов и междометий? (Служебные части речи выражают отношения между словами самостоятельных частей речи, уточняют их значение в предложении, всегда употребляются вместе с ними. Междометия и звукоподражательные слова не связывают самостоятельные части речи друг с другом, а в предложении выступают отдельно, обособленно. Отсюда и выделение их знаками).
Домашнее задание.
1. Составить с помощью схемы классификацию всех частей речи, определив место междометий и звукоподражательных слов в этой классификации?
2. Выполнить упражнение письменно.