Цель:
- Развивать у учащихся познавательный интерес, любознательность
- Воспитывать доброжелательность, инициативность, активность.
Оформление: (на доске)
Знай и люби родной язык!
Учите русский – годы к ряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
С. Абдулла
Ход игры
Ведущий. Язык, на котором мы говорим, красивый и богатый, и в то же время очень трудный. На русском языке говорят многие народы. И мы должны знать и любить свой язык. Сегодня мы проведем соревнование по русскому языку.
Конкурс 1. “Представление”За конкурс – 2 балла.
Команда “Поиск”.
Девиз:
Все разведать, все узнать,
Легких тропок не искать.
Команда “Знатоки”.
Девиз:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлетать,
Надо много уметь,
Надо многое знать.
Представление жюри.
Конкурс 2. “Составь слова”
– Кто больше слов составит из данных букв. (За каждое слово 1 балл.)
С | Л | Е | К |
В | И | С | О |
А | Ц | А | Р |
В | О | Д | Ь |
– Буриме – французское слово, оно обозначает “рифмованные концы”. На заданные рифмы надо написать стихи.
(Конкурс оценивается до 15 баллов.)
Команда 1 | Команда 2 |
_________________ щенка _________________ пока _________________ помогите _________________ найдите |
_________________ не спешу _________________ пишу _________________ в тетрадь _________________ пять |
– Кто быстрее и правильнее прочитает скороговорку. (За каждую скороговорку по 5 баллов.)
Команда 1:
Становись скорей под душ,
Смой с ушей под душем тушь.
У пенька опять пять опят.
Команда 2:
Слушала старушка,
Как куковала кукушка на опушке.
Пекарь пек пироги в печи
Конкурс 5. “Знатоки пословиц”
- Прочитайте слова и назовите пословицу. (За каждую пословицу по 5 баллов.)
Конкурс 6. “Доскажи пословицу”
труд
прутдело
часволк
лессани
телега
(За каждую пословицу 3 балла.)
– Дополните пословицы.
- При солнышке тепло – … (при матери добро).
- Весна красна цветами, … (а осень плодами).
- Что написано пером – … (не вырубишь топором).
- Век живи, … (век учись).
- Нет друга – ищи, … (а нашел – береги).
- За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
- Не откладывай на завтра то, … (что можно сделать сегодня).
- С кем поведешься – … (от того наберешься).
- Семь раз отмерь – … (один раз отрежь).
– Раскрой смысл выражений, которые называют крылатыми. (За каждое выражение по 1 баллу)
Задание для болельщиков
Рукой подать
Морочить голову
Во весь дух
Прикуси язык
Ни пуха, ни пера
В час по чайной ложке(близко)
(обманывать)
(быстро)
(замолчи)
(пожелание удачи)
(медленно)
Шуточная игра из книги Джона Чиарди “Еще одно эхо”.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.Скажу я слово высоко,
А ты ответишь ............ (низко)
Конкурс 8. “Превращения”Скажу я слово далеко,
А ты ответишь – ………….. (близко)Скажу я слово потолок,
А ты ответишь – ………….. (пол)Скажу, я слово потерял,
И скажешь ты ………… (нашел)Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты ……………. (храбрец)Теперь начало
Я скажу.
Ну, отвечай : ………….. (конец!)
– Буквам некогда тужить, буквам надобно
дружить,
Букву в слове заменяй – другое слово получай!
(За каждый ответ по 5 баллов.)
Конкурс 9. “Слово – наоборот”С “Ы” – мы мчим вас, что есть мочи,
С “У” – мы ноги вам промочим. (лыжи – лужи)Я старика сопровождаю,
ему в пути помочь хочу,
Но если “П” на “Г” сменяю,
То от него я улечу. (палка – галка)С “П” – весною у растения,
С “Т” – в конце я предложения. (почка – точка)Известное я блюдо,
Когда ж приставишь “М”,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (уха – муха)Пойди-ка в сад и погляди,
Я там цвету, благоухаю.
Но “Г” поставишь впереди
И в небе я загромыхаю. (роза – гроза)Мне не пройти в ветвистый лес –
Мои рога в ветвях застряли.
Но обменяй мне “Л” на “С” –
И листья леса все завянут. (олень – осень)
- Запишите слова, которые читаются одинаково слева – направо и справа – налево. (За каждое слово по 2 балла.)
Подведение итогов. Награждение участников.