Форма проведения занятий:
- теоретические занятия в помещении,
- практические занятия на местности.
Возраст обучающихся: 11–14 лет.
Пояснительная записка
Данный цикл занятий по теме “Определение азимута” является частью подготовки воспитанников кружка по спортивному ориентированию, и углубленного изучения курса географии. Программа рассчитана на детей 6-8 классов.
Цель: обучение учащихся умению определять стороны горизонта и азимут, не только при помощи компаса, но и по солнцу, луне, звездам, другим ориентирам. Применение теоретических знаний на практических занятиях и соревнованиях.
Задачи:
- познакомиться с историей появления компаса, его устройством;
- изучить различные способы определения сторон горизонта и азимута;
- сформировать навыки ориентирования на местности, движения по заданному азимуту;
- развивать быстроту реакции и логичность мышления, быстроту реакции;
- вырабатывать самостоятельность и наблюдательность;
- воспитывать чувства взаимопомощи и дружбы;
- прививать навыки здорового образа жизни.
В цикл занятий входят как теоретические занятия в помещении, так и практические на местности.
Для успешной реализации поставленных задач
необходимо следующее оборудование:
для каждого ученика
- компас ученический,
- компас спортивный жидкостной,
- ручные часы со стрелками.
Занятие 1
Цель: познакомить учащихся с историей появления и устройством компаса, обучить способам определения сторон горизонта и азимута при помощи компаса.
Оборудование: компасы ученические, компасы спортивные.
Ход занятия
1. Рассказ учителя о роли компаса в истории
развития человечества. [1], [4]
2. Сообщение учащихся об истории создания
компаса. [1],[4],[6]
История компаса.
Считается, что компасы были созданы на Дальнем Востоке в эпоху династии Хань примерно в первые годы нашей эры.
В старейших книгах первый компас именуется “синан”, что означает “указывающий на юг”. Он имеет вид ковшика, сделанного из магнитной руды, с гладкой нижней частью. Ковшик устанавливали на тщательно отполированную медную или деревянную плоскость таким образом, чтобы короткая ручка могла свободно поворачиваться. Направления частей света обозначали на плоскости знаками зодиака, а деления соответствовали градусам современного компаса. Форма “синана” повторяла расположение звезд Большой Медведицы. При толчке ковшик начинал вращаться, а успокоившись, указывал строго на юг.
Известно, что в Центральной Америке индейские племена ольмеков нередко строили города так, что их улицы и здания были ориентированы относительно сторон света. Особенно часто это делалось при сооружении храмов, вокруг которых и возникали города. Если истолкование открытия в Мексике подтвердится, изобретение компаса придется существенно перенести как во времени, так и в пространстве.
К ХI веку было открыто, что потертое о магненит железо, приобретает свойство притягивать. Это позволило усовершенствовать компас: появилась стрелка из искусственного магнита. Ее делали в виде рыбки, плавающей в сосуде с водой. Голова “рыбки” указывала на юг. Другой вариант стрелки – игла, которую с помощью воска крепили посередине висящей шелковой нити.
В начале ХIV века итальянец Флавио Джойя усовершенствовал компас: к стрелке, надетой на вертикальную шпильку, прикрепил легкий бумажный круг-картушку. На ней были нанесены четыре направления света и румбы. Стрелка с картушкой помещалась в сухую круглую коробку-“котелок”.
В Росси компасное дело стремительно развивалось при Петре I. Появился даже “Устав компасных дел мастера”, был издан царский указ: “…впредь на кораблях заменять железа около компаса медью и не ставить оного ближе 14 фунтов от компаса”
В улучшении отечественных моделей компаса большую роль сыграли работы М.В. Ломоносова, других ученых. Лейтенант флота И.П. Белавенец первым начал научно разрабатывать проблемы судового магнетизма, за что был награжден золотым компасом с 32 бриллиантами – по одному на каждом румбе, с тех пор прибор в основе остался без изменений.
3. Знакомство с различными видами компаса и
их устройством.[2]
4. Определение сторон горизонта с помощью
компаса.[6]
5. Азимут. Определение азимута на заданный
ориентир.[4]
Занятие 2
Проводится на стадионе, большой поляне, спортивной площадке.
Цель: Закрепление на практике навыков определения азимута, движения по азимуту.
Оборудование: компасы ученические, компасы спортивные, колышки с личными номерами, карточки - задания.
Ход занятия
1. Повторение
Способ определения сторон горизонта при помощи компаса. Что называется азимутом? Как определить азимут на заданный предмет?
2. Разминка
Все участники определяют азимут на заданные ориентиры и записывают полученные результаты в свои контрольные карточки. Выявляют победителя с наиболее точными результатами.
3. Треугольник.[3]
Все участники получают карточки-задания с 3-мя азимутами, расстояния между точками поворота одинаковое и задается учителем.(50-70м.). Каждый участник выбирает сам место старта и закрепляет его каким-либо предметом (колышек, заметный камень, и др.). Затем учащийся, стоя точно у закрепленной точки, определяет первое направление - азимут 1. Визируя, он старается заметить и запомнить вдали определенный предмет - ориентир, лежащий точно на визирном луче (воображаемой линией, соединяющей точку старта с каким либо ориентиром). После этого можно начинать движение по первой стороне треугольника, отсчитывая заданное расстояние. На первых порах расстояние можно задать в шагах, но в дальнейшем необходимо каждому определить величину своего шага и задавать расстояние в метрах. Пройдя заданное расстояние, и таким образом закончив первый участок маршрута, участник останавливается и визирует, повернувшись в нужную сторону, второе направление-азимут 2. Заметив вдали ориентир-предмет, он начинает движение к нему, отсчитывая заданное расстояние. Те же действия участник выполняет и на третьем участке маршрута, закрепив последнюю точку. Если участник определит все азимуты и расстояния правильно, то он окажется на точке старта. По степени удаленности от старта можно судить об ошибке.
Тренировочные треугольники.[3]
Параметры треугольника 1
Азимут | № 1 = 30° № 2 = 150° № 3 = 270° |
Азимут | № 1 =210° № 2 = 330° № 3 = 90° |
Для участников успешно справившихся с этим заданием предлагается вариант усложненного задания - треугольник разносторонний, соотношение длин сторон таково – 1 : 1,5 : 2. Технология хождения такая же, как и при использовании более простого равностороннего треугольника 1.
Параметры треугольника № 2.
№ вершины треугольника | Азимуты | Варианты длинны сторон треугольника (в метрах) | |||
1 | 245° | 20 | 50 | 100 | 200 |
2 | 321° | 30 | 75 | 150 | 300 |
3 | 112° | 40 | 100 | 200 | 400 |
Сумма = | 90 м. | 225 м. | 450 м. | 900 м. |
В конце занятия выявляются участники, допустившие меньшее количество ошибок.
Занятие 3
Цель: изучить способы определения сторон горизонта при помощи Солнца, Луны, звезд, местных ориентиров. Научиться определять азимут при помощи часов и Солнца.[5] [6]
Оборудование: компас спортивный, наручные часы со стрелками, колышек с индивидуальным номером, колышек длиной один метр.
Ход занятия
1. Рассказ учителя о способах определения сторон горизонта.
а) В северном полушарии, в полдень (на территории России в 13 часов) Солнце находится на юге. Тень от предметов показывает направление С – Ю. Для того чтобы определить стороны горизонта в другое время суток, необходимо иметь часы. Для этого часы ставят по местному времени и поворачивают их в горизонтальной плоскости, направляют часовую стрелку на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 циферблата делят пополам. Тогда биссектриса этого угла укажет направление – юг.
Можно определить стороны горизонта и без часов в любое время дня. Для этого на плоском участке местности нужно воткнуть палку длинной около метра и отметить конец тени точкой. Примерно через 15 минут сделать вторую отметку конца тени. Соединив первую и вторую точки прямой линией, получаем направление восток – запад. Проведя вторую линию от основания палки к линии восток – запад под прямым углом, получаем направление – север.
б) Ночью лучше ориентироваться по Полярной звезде, которая почти точно показывает направление на север. Полярную звезду легко найти по известному всем созвездию большая Медведица. Для этого надо продолжить видимый отрезок 1 – 0 между крайними звездами ковша созвездия Большая Медведица и мысленно отложить 5 таких отрезков на этой прямой. Конец последнего отрезка покажет последнюю звезду хвоста созвездия Малая Медведица. Это и есть Полярная звезда.
Это можно рассказать в стихотворной форме:
На небе ковшик золотой
Зовут Медведицей Большой.
Секрет узнать, где север, прост:
По направлению крайних звезд
Прямую линию веди,
5 раз отрезок отложи-
И север будет впереди.
в) Ночью стороны горизонта можно определить по Луне. Для приблизительного определения сторон горизонта по Луне надо помнить, что летом в первую четверть Луна в 20 часов находится на юге, в 2 часа – на западе, в последнюю четверть в 2 часа – на востоке, в 8 часов – на юге. При полнолунии ночью стороны горизонта определяют так же, как по Солнцу, причем Луна принимается за Солнце.
г) Стороны горизонта можно определить по постройкам:
- алтари и часовни православных церквей обращены на восток, а колокольни – на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе обращен к югу, приподнятый – к северу.
- алтари лютеранских церквей обращены только на восток, а колокольни – на запад.
- двери еврейских синагог и мусульманских мечетей обращены на север, а противоположные им стороны у мечетей направлены на Мекку, лежащую на меридиане Воронежа, у синагог – к Иерусалиму, лежащему на меридиане Днепропетровска.
- пагоды, буддийские монастыри фасадами обращены на юг.
- выход из юрт обычно делают на юг.[3]
2. Практическая часть занятия.
Определение азимута при помощи Солнца и часов. [3],[4]
Занятие проводится в ясную погоду на открытой местности. Учащиеся определяют стороны горизонта самостоятельно, используя часы и тень от колышка.
После того как они хорошо освоят эти приемы, можно переходить к следующему этапу – определение азимута при помощи часов и Солнца.
Первый этап: участник располагает часы на горизонтальной плоскости (на ладони) и определяет стороны горизонта при помощи часов и Солнца. Определив север, замечает на циферблате цифру, соответствующую этому направлению и присваивает ей значение 0° (360°). Часовое деление на циферблате часов соответствует 30° , участник определяет градусное значение часовых делений и более мелких делений для своих часов. В дальнейшем часы используются в качестве компаса. Необходимо строго следить за тем, чтобы, после определения сторон горизонта, часы находились в неизменном положении. После того, как участник определит значение азимута на заданный предмет, он проверяет полученный результат при помощи компаса.
Занятие 4
Цель: Закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков в ходе соревнований.
Оборудование: спортивные компасы, карточки – задания, ручные часы со стрелками, колышки с индивидуальными номерами (фамилиями).
Ход занятия
1. Определение точки старта по заданному азимуту и расстоянию при помощи часов и Солнца. На время и на точность.
2. “Бабочка”.[3]
Для организации соревнований на точность хождения по азимуту и получения более чистого результата. надо “разомкнуть” треугольники и сделать точку общего финиша скрытой от участников. В этих целях можно применить графическую фигуру из восьми маршрутов с общим стартом и общим скрытым финишем. Основа ее - судейский базис-линия соединяющая точки старта и финиша, которая имеет определенное расстояние и азимут 0°. Одновременно стартуют восемь участников с площадки старта радиусом около 2 м. Каждый участник должен иметь с собой компас, карточку-задание и небольшой колышек, подписанный его номером (фамилией). Сразу они разбегаются в разные стороны, но, в конце концов, должны сойтись в новой общей точке – на финише. Каждый маршрут имеет длину 250 метров. Соревнующиеся, закончив все три участка своих маршрутов, втыкают в землю свои колышки и возвращаются на старт – докладывают об окончании. Когда все соберутся на старте, организатор соревнования прокладывает на местности от старта судейский базис. Это делается с повышенной точностью. Азимут 0 (360). Расстояние - 40 метров (промерить рулеткой). Таким образом, открывается истинный финиш, который можно обозначить высоким колышком с флажком. Затем приступают к определению результатов: от каждого колышка участников измеряется рулеткой расстояние до вешки финиша, из которого вычитается 2 метра (предел точности). Места в соревновании определяются по наименьшему отклонению от истинного финиша.
Параметры маршрутов “бабочки”.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||
А з и м у т |
Д л и н а (м) |
А з и м у т |
Д л и н а (м) |
А з и м у т |
Д л и н а (м) |
А з и м у т |
Д л и н а (м) |
А з и м у т |
Д л и н а (м) |
А з и м у т |
Д л и н а (м) |
А з и м у т |
Д л и н а (м) |
А з и м у т |
Д л и н а (м) |
240 | 50 | 280 | 50 | 60 | 50 | 100 | 50 | 260 | 50 | 300 | 50 | 80 | 50 | 120 | 50 |
300 | 83 | 340 | 97 | 360 | 102 | 40 | 91 | 320 | 91 | 360 | 102 | 20 | 97 | 60 | 83 |
78 | 117 | 127 | 103 | 206 | 98 | 259 | 102 | 101 | 109 | 154 | 98 | 233 | 103 | 282 | 117 |
3. Подведение итогов, выявление победителей.
Литература для педагога
- Куприн А.М. На местности и по карте. М.: Недра, 1982.
- Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. М.: ЦДЮТур России, 1997.
- Куликов В.М. Походная игротека. Сборник 1, 2. М.: ЦДЮТур. Министерства образования, 1994.
- Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование. М. “Физкультура и спорт” 1998.
- Садикова Н.Б. 1000 + 1 совет туристу. Школа выживания. Минск: Современный литератор, 1999.
- Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. М. ЦДЮТур. Министерства образования. 1997.
- Правила соревнований по спортивному ориентированию. М. ЦДЮТур. Министерства образования. 1995.
Литература для детей
- Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование. М.: Физкультура и спорт, 1998.
- Садикова Н.Б. 1000 + 1 совет туристу. Школа выживания. Минск: Современный литератор, 1999.
- Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. М. ЦДЮТур. Министерства образования. 1997.