Переход из 1 во 2 ступень – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая эту проблему преемственности, работу нужно вести по трем направлениям:
- Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене на конечном этапе.
- Работа с детьми ( учитель, психолог, педиатр).
- Работа с родителями (учитель, психолог, педиатр, социальный педагог).
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагают следующие направления:
- образовательные программы;
- организация учебного процесса;
- единые требования учащихся;
- структура уроков.
Этап перехода из начальной школы в основную имеет переходный характер.
Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся: повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания, новые отношения с учителями-предметниками и др.
Возникает проблема: снижение успеваемости при переходе из начальной школы в основную у значительной части учащихся (около 20%) вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях
Одной из причин возникновения рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справится с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников:
- Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах.
- Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие, неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методами обучения.
- Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.
- Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе.
Снижение успеваемости учащихся 5-х классов по сравнению с начальной школой являются причины:
- Большая наполняемость классов в начальной школе.
- Недостаточное владение методикой активизации обучения.
- Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы.
- Направленность содержания учебных пособий на репродуктивный характер деятельности учащихся.
Примерный план действий по решению проблемы преемственности
№п/п | Задачи | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственныйисполнитель |
1. | Выявить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе. | Контрольные работы | сентябрь | учителя |
2. | Изучить индивидуальные особенности и оценить качество обученности пятиклассников. | Педагогический консилиум | Вторая неделя сентября | Завучи, руководители МО, руководители кружков |
3. | Определить индивидуальные цели учителей 5-х классов в решении проблемы преемственности. | Собеседования с учителями | Вторая, третья неделя сентября | Преподаватели, руководители МО |
4. | Изучить подготовленность учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене. | МО | Август | Завуч, руководители МО. |
5. | Согласовать нормы выставления оценок и требований к учащимся. | МО | Четвертая, неделя сентября | Руководители МО. |
6. | Теоретически и практически подготовить учителей к решению проблемы «Активизация обучения младших школьников». | МО, открытые уроки | Октябрь | Завуч, руководители МО. |
7. | Изучить организацию домашней работы у учащихся 5-х классов. | Беседы с учителями, учащимися, анкетирование | Сентябрь, октябрь | Руководители МО |
8. | Скоординировать домашнюю работу учащихся 5-х классов. | Индивидуальная работа с учителями, заседание МО | Октябрь | Завуч, руководители МО. |
9. | Организовать обмен опытом по проблеме «Методы обучения детей младшего школьного возраста». | Открытые уроки | Октябрь-апрель | Завуч, руководители МО, учителя. |
10. | Подвести итоги обучения учащихся 5-х классов в 1 четверти. | Контрольная работа | Четвертая, неделя октября | Учителя. |
11. | Проанализировать результаты обучения пятиклассников в 1 четверти | МС | Ноябрь | Завуч |
12. | Теоретически и практически подготовить учителей начальной школы к решению проблемы развития ОУУН учащихся. | Открытые уроки | Январь | Завуч, руководители МО. |
13. | Проконтролировать наличие дидактического материала для самостоятельной работы учащихся в кабинетах начальной и средней школы и распространить опыт работы лучших учителей. | Смотр кабинетов | Февраль | Руководители МО. |
14. | Организовать работу диагностических заданий для выявления предметных умений учащихся 4-5-х классов. | Беседы с учителями | Март | Руководители МО. |
15. | Изучение личности выпускника начальной школы. | Тестирование, индивидуальная работа | Апрель | Психолог, завуч. |
16. | Организация и контроль проведения индивидуальных занятий со слабоуспевающими учащимися 4-х классов. | Посещение занятий | В течение года | Завуч, руководители МО. |
17. | Организация занятий психологического развития для учащихся 4-х классов. | Занятия | В течение года | Психолог. |
18. | Организовать проверку знаний и умений в 5-х классах в соответствии с разработанными стандартами. | Контрольные работы. | Четвертая неделя апреля | Завучи |
19. | Изучить подготовленность выпускников 4-х классов к обучению в средней школе. | Педагогический консилиум | Четвертая неделя августа | Завучи, руководители МО. |
20. | Проконтролировать состояние учебного процесса в 5-х классах на предмет его преемственности с начальной школой. | Посещение уроков. | Сентябрь-октябрь | Завучи, руководители МО. |
Программа перехода из начальной школы в среднюю.
Время проведения | Мероприятие | Участники |
Октябрь | Выработка единых требований и критериев классно-обобщающего контроля за знаниями учащихся начальной школы. | Заместитель директора по УВР начальной школы и заместитель директора по УВР среднего звена. |
Декабрь-январь | Внутренний административный контроль в начальной школе. Психологическое обследование 4-х классов. | Заместитель директора по УВР начальной школы, психолог, учителя начальных классов, классный руководитель будущих пятиклассников. |
Декабрь | Расстановка кадров на будущий год в 5-е классы с учетом психологического обследования классов. | Заместитель директора по УВР начальной школы и заместитель директора по УВР среднего звена. |
Февраль | Совещание по организации и проведению классно-обобщающего контроля в 4-х классах. | Заместитель директора по УВР начальной школы и заместитель директора по УВР среднего звена, учителя 4-х классов, учителя будущих 5-х классов. |
Февраль-март | Классно-обобщающий контроль в 4-х классах. | Администрация, учителя 5-х классов. |
Март | Подведение итогов классно-обобщающего контроля в 4-х классах. Совместные МО учителей начальной и средней школы. | Заместители директора по УВР начальной и средней школы, учителя начальных классов, учителя будущих пятиклассников. |
Апрель-май | Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками. Итоговый срез знаний в 4-х классах. Родительские собрания в 4-х классах с приглашением будущих учителей. | Администрация, учителя начальных классов, учителя будущих пятиклассников. |
Май-июнь | Передача документации по классу. | Учителя начальных классов, учителя будущих пятиклассников. |
Август | Совещание по проблеме перехода выпускников начальной школы в среднюю школу. | Администрация, учителя начальных классов, учителя среднего звена, психолог, логопед. |
Октябрь, ноябрь | Классно-обобщающий контроль 5-х классов. | Администрация, учителя начальных классов, психолог. |
Декабрь | Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов. | Администрация, учителя начальных классов, учителя среднего звена, психолог, логопед. |
Важное значение в решении проблемы преемственности играет расстановка кадров. Необходимо учитывать психологическую характеристику класса, детей, стиль работы, личностные характеристики учителя начальной школы и учителей-предметников. Если не учитывать эти особенности, то возможно породить конфликты между педагогами и детьми, педагогами и родителями, между самими педагогами. Выпускные начальные классы желательно обследовать психологом школы при активной помощи учителей. Делается социометрия, изучается мотивация, интерес к предмету. Соотнести все это с материалами первого класса.
Качество знаний и умений учащихся проверяются различными формами:
- тестирование;
- зачеты;
- письменные контрольные работы.
Навыки проверяются в апреле-мае итоговыми контрольными работами. Желательно эти же контрольные работы дать и в пятых классах после окончания темы «Повторение». Вместе с тестом учителю-предметнику передается и анализ работ, выполненных в апреле-мае. При переходе в пятый класс вместе с ученическим коллективом передаются и документы:
- Анализ проведенных контрольных работ по основным темам программы.
- Анализ годовых контрольных работ в выпускном классе начальной школы.
- Психологическая характеристика класса, сделанная психологом.
Будущих учеников 5-го класса и их родителей как можно раньше необходимо познакомить с будущими учителями. Представить требования нового педагога, его педагогические позиции, перспективу.
Литература:
- Л.П. Барылкина, Н.А. Королева «Завуч начальной школы», Москва «ВАКО», 2006.
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №1, 2001.
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №3, 2001.
- Журнал «Начальная школа» №2, 1999.