Программа преемственности между начальной и средней школами

Разделы: Администрирование школы


Переход из 1 во 2 ступень – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.

Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая эту проблему преемственности, работу нужно вести по трем направлениям:

  1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене на конечном этапе.
  2. Работа с детьми ( учитель, психолог, педиатр).
  3. Работа с родителями (учитель, психолог, педиатр, социальный педагог).

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагают следующие направления:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования учащихся;
  • структура уроков.

Этап перехода из начальной школы в основную имеет переходный характер.

Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся: повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания, новые отношения с учителями-предметниками и др.

Возникает проблема: снижение успеваемости при переходе из начальной школы в основную у значительной части учащихся (около 20%) вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях

Одной из причин возникновения рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справится с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников:

  1. Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах.
  2. Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие, неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методами обучения.
  3. Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.
  4. Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе.

Снижение успеваемости учащихся 5-х классов по сравнению с начальной школой являются причины:

  1. Большая наполняемость классов в начальной школе.
  2. Недостаточное владение методикой активизации обучения.
  3. Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы.
  4. Направленность содержания учебных пособий на репродуктивный характер деятельности учащихся.

Примерный план действий по решению проблемы преемственности 

п/п Задачи Мероприятия Сроки проведения Ответственныйисполнитель
1. Выявить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе. Контрольные работы сентябрь учителя
2. Изучить индивидуальные особенности и оценить качество обученности пятиклассников. Педагогический консилиум Вторая неделя сентября Завучи, руководители МО, руководители кружков
3. Определить индивидуальные цели учителей 5-х классов в решении проблемы преемственности. Собеседования с учителями Вторая, третья неделя сентября Преподаватели, руководители МО
4. Изучить подготовленность учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене. МО Август Завуч, руководители МО.
5. Согласовать нормы выставления оценок и требований к учащимся. МО Четвертая, неделя сентября Руководители МО.
6. Теоретически и практически подготовить учителей к решению проблемы «Активизация обучения младших школьников». МО, открытые уроки Октябрь Завуч, руководители МО.
7. Изучить организацию домашней работы у учащихся 5-х классов. Беседы с учителями, учащимися, анкетирование Сентябрь, октябрь Руководители МО
8. Скоординировать домашнюю работу учащихся 5-х классов. Индивидуальная работа с учителями, заседание МО Октябрь Завуч, руководители МО.
9. Организовать обмен опытом по проблеме «Методы обучения детей младшего школьного возраста». Открытые уроки Октябрь-апрель Завуч, руководители МО, учителя.
10. Подвести итоги обучения учащихся 5-х классов в 1 четверти. Контрольная работа Четвертая, неделя октября Учителя.
11. Проанализировать результаты обучения пятиклассников в 1 четверти МС Ноябрь Завуч
12. Теоретически и практически подготовить учителей начальной школы к решению проблемы развития ОУУН учащихся. Открытые уроки Январь Завуч, руководители МО.
13. Проконтролировать наличие дидактического материала для самостоятельной работы учащихся в кабинетах начальной и средней школы и распространить опыт работы лучших учителей. Смотр кабинетов Февраль Руководители МО.
14. Организовать работу диагностических заданий для выявления предметных умений учащихся 4-5-х классов. Беседы с учителями Март Руководители МО.
15. Изучение личности выпускника начальной школы. Тестирование, индивидуальная работа Апрель Психолог, завуч.
16. Организация и контроль проведения индивидуальных занятий со слабоуспевающими учащимися 4-х классов. Посещение занятий В течение года Завуч, руководители МО.
17. Организация занятий психологического развития для учащихся 4-х классов. Занятия В течение года Психолог.
18. Организовать проверку знаний и умений в 5-х классах в соответствии с разработанными стандартами. Контрольные работы. Четвертая неделя апреля Завучи
19. Изучить подготовленность выпускников 4-х классов к обучению в средней школе. Педагогический консилиум Четвертая неделя августа Завучи, руководители МО.
20. Проконтролировать состояние учебного процесса в 5-х классах на предмет его преемственности с начальной школой. Посещение уроков. Сентябрь-октябрь Завучи, руководители МО.

Программа перехода из начальной школы в среднюю. 

Время проведения Мероприятие Участники
Октябрь Выработка единых требований и критериев классно-обобщающего контроля за знаниями учащихся начальной школы. Заместитель директора по УВР начальной школы и заместитель директора по УВР среднего звена.
Декабрь-январь Внутренний административный контроль в начальной школе. Психологическое обследование 4-х классов. Заместитель директора по УВР начальной школы, психолог, учителя начальных классов, классный руководитель будущих пятиклассников.
Декабрь Расстановка кадров на будущий год в 5-е классы с учетом психологического обследования классов. Заместитель директора по УВР начальной школы и заместитель директора по УВР среднего звена.
Февраль Совещание по организации и проведению классно-обобщающего контроля в 4-х классах. Заместитель директора по УВР начальной школы и заместитель директора по УВР среднего звена, учителя 4-х классов, учителя будущих 5-х классов.
Февраль-март Классно-обобщающий контроль в 4-х классах. Администрация, учителя 5-х классов.
Март Подведение итогов классно-обобщающего контроля в 4-х классах. Совместные МО учителей начальной и средней школы. Заместители директора по УВР начальной и средней школы, учителя начальных классов, учителя будущих пятиклассников.
Апрель-май Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками. Итоговый срез знаний в 4-х классах. Родительские собрания в 4-х классах с приглашением будущих учителей. Администрация, учителя начальных классов, учителя будущих пятиклассников.
Май-июнь Передача документации по классу. Учителя начальных классов, учителя будущих пятиклассников.
Август Совещание по проблеме перехода выпускников начальной школы в среднюю школу. Администрация, учителя начальных классов, учителя среднего звена, психолог, логопед.
Октябрь, ноябрь Классно-обобщающий контроль 5-х классов. Администрация, учителя начальных классов, психолог.
Декабрь Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов. Администрация, учителя начальных классов, учителя среднего звена, психолог, логопед.

Важное значение в решении проблемы преемственности играет расстановка кадров. Необходимо учитывать психологическую характеристику класса, детей, стиль работы, личностные характеристики учителя начальной школы и учителей-предметников. Если не учитывать эти особенности, то возможно породить конфликты между педагогами и детьми, педагогами и родителями, между самими педагогами. Выпускные начальные классы желательно обследовать психологом школы при активной помощи учителей. Делается социометрия, изучается мотивация, интерес к предмету. Соотнести все это с материалами первого класса.

Качество знаний и умений учащихся проверяются различными формами:

  • тестирование;
  • зачеты;
  • письменные контрольные работы.

Навыки проверяются в апреле-мае итоговыми контрольными работами. Желательно эти же контрольные работы дать и в пятых классах после окончания темы «Повторение». Вместе с тестом учителю-предметнику передается и анализ работ, выполненных в апреле-мае. При переходе в пятый класс вместе с ученическим коллективом передаются и документы:

  1. Анализ проведенных контрольных работ по основным темам программы.
  2. Анализ годовых контрольных работ в выпускном классе начальной школы.
  3. Психологическая характеристика класса, сделанная психологом.

Будущих учеников 5-го класса и их родителей как можно раньше необходимо познакомить с будущими учителями. Представить требования нового педагога, его педагогические позиции, перспективу.

Литература:

  1. Л.П. Барылкина, Н.А. Королева «Завуч начальной школы», Москва «ВАКО», 2006.
  2. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №1, 2001.
  3. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №3, 2001.
  4. Журнал «Начальная школа» №2, 1999.