Вопросы сотрудничества школы и семьи традиционно рассматривались в педагогике. Однако мир меняется. Очевидно, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. Часто родители ограничивают свое «сотрудничество» со школой контролем за тем, как дети выполняют домашнее задание, а так же формальным присутствием на родительских собраниях.
На мой взгляд, в современном обществе школа должна становится все более открытой социально-педагогической системой, стремящейся к диалогу и сотрудничеству. Все чаще в педагогической литературе можно прочитать о важности становления родителей субъектами образовательного процесса, а значит, подчеркивается их ответственность за качество образования своих детей. Как выстроить такую систему взаимодействия, которая переросла бы в подлинное сотрудничество? Как грамотно направить заинтересованность родителей в нужное русло? Как помочь родителям стать активными участниками образовательного процесса?
Приступая к работе с первоклассниками в 2007 году, я решила привлекать родителей к сотрудничеству по всем вопросам, связанными с образованием детей. На мой взгляд, соблюдение принципов открытости и индивидуального подхода в педагогической работе способствовали достижению положительного результата. В своей профессиональной деятельности я обязательно изучаю запрос родителей школе, их мнение об образовательном процессе, знакомлю родителей с уставом школы, совместно разрабатываю программы воспитательной деятельности и привлекаю их к активной реализации данных программ, а также рефлексии результатов их выполнения.
Приступая к планированию работы на новый учебный год, я предлагаю родителям ответить на следующие вопросы, которые помогают определить содержание будущей работы с детьми и участие родителей в ней:
Уважаемые папы и мамы!
Насколько интересной, насыщенной и полезной будет наша совместная деятельность и жизнь в коллективе, во многом зависит от вас. Прошу Вас ответить на следующие вопросы:
- Какие темы для обсуждения с детьми Вы хотели бы предложить?
- Какие экскурсии, на Ваш взгляд, необходимо организовать в классе?
- В организации каких праздников Вам хотелось бы принять участие?
- Какие традиции, на Ваш взгляд, необходимо развивать в детском коллективе?
В конце учебного года родителям можно предложить следующую анкету:
- Как Вы оценивайте организацию жизни детского коллектива?
- Какие мероприятие Вы организовали или посетили в этом учебном году?
- Какие из них Вам понравились больше всего и почему?
- Какие из них не понравились и почему?
- Что необходимо, на Ваш взгляд, организовать в следующем учебном году?
- Сотрудничество по каким направлениям Вы могли бы предложить?
Такое анкетирование помогает мне глубже проанализировать свою деятельность, эффективнее планировать дальнейшую работу. Да и у родителей формируется уважительное отношение к классному руководителю, которому не безразлично их мнение. Почувствовав заинтересованность к себе в лице учителя, родители с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству в организации образовательного процесса.
В результате совместной с родителями проектной деятельности были разработаны и реализованы следующие программы. Обращу Ваше внимание только на некоторые моменты:
1 класс. Программа «Вместе». «Вместе мы сможем все».
Цели и задачи:
- Создание условий для самореализации и развития каждого ученика через организацию работы СОВЕТОВ (информации, порядка и безопасности, творчества, спорта и здоровья, красоты и праздника);
- Формирование ТРАДИЦИЙ классного коллектива (выпуск журнала «Карусель», организация «Творческих мастерских», проведение пятничных концертов, работа с ПОРТФОЛИО учащихся (см. Приложение 1, Приложение 2), организация разнообразных экскурсий и посещения театров).
- Создание условий для сохранения ЗДОРОВЬЯ учащихся через организацию работы СОВЕТА спорта и здоровья, сотрудничество в проведении спортивных соревнований с учителем физкультуры и родителями, соблюдение всех режимных моментов и требований СанПиНов.
- Создание условий для сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов и родителей.
- Создание условий для сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, а именно с Свердловской областной библиотекой для детей и юношества.
На собрании родители распределились на 4 группы. Каждая группа отвечала за организацию работы в определенную четверть.
Основные направления работы:
- Поддержка и сохранение всех традиций гимназии (Масленица, Ярмарка, сбор макулатуры, филармонические уроки, день самоуправления…);
- Спорт и здоровье;
- Сотрудничество с областной библиотекой для детей и юношества;
- Решение хозяйственных вопросов;
- Сотрудничество в организации сборов макулатуры;
- Организация выпуска журнала «Карусель»;
- Организация экскурсий и посещения театров;
- Сотрудничество в организации работы СОВЕТОВ.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе.
Направления работы:
- Я и моя семья;
- Я – житель России;
- Я – житель моего города;
- Я – ученик гимназии (Портфолио);
- Я – думающий читатель;
- Я – здоровый человек;
- Я – друг.
3 класс. Программа «15 ступеней к УСПЕХУ», посвященная 15 летнему юбилею гимназии.
Принципы реализации программы:
- Принцип успеха. Создание ситуации успеха, чтобы каждый учащийся мог реализовать себя.
- Принцип фейерверка. Все члены коллектива – звезды, близкие и далекие, маленькие и большие и одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, у других короче. Главное – это хотеть сиять
- Принцип весов. Важно быть самостоятельным в этом мире. Весы – это символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.
- Принцип рейтинга. У каждого своя программа развития. Каждый выбирает путь движения к успеху по своим силам.
Направления работы:
- ступень № 1 «Я – успешный ученик» (Портфолио);
- ступень № 2 «Я и моя семья»;
- ступень № 3 «Я – здоровый человек»;
- ступень № 4 «Я – друг»;
- ступень № 5 «Я – волонтер»;
- ступень № 6 « Я – житель моего города, района»;
- ступень № 7 «Я – лидер»;
- ступень № 8 « Я – толерантная личность»
- ступень № 9 «Я – культурный человек»;
- ступень № 10 «Я – человек демократического, правового общества»;
- ступень № 11 «Я – гражданин России»;
- ступень № 12 « Я – читатель»;
- ступень № 13 « Я – спортивный человек»;
- ступень № 14 « Я и мое увлечение»;
- ступень № 15 «Я и история моей школы».
4 класс. Программа «Замыкая круг»
Возможные направления работы, в которых должна прослеживаться преемственность с основной школой:
- В кругу друзей;
- В кругу семьи;
- Круг моих увлечений (Портфолио);
- Наш кругозор;
- Круг добрых дел (каждая семья организует какое-нибудь интересное дело);
- Олимпийский круг.
Опыт моей работы позволил сделать вывод об эффективности такого приема работы как индивидуальные собеседования с родителями учащихся.
Считаю очень важным моментом в работе поддержку родителей в участии детей в разнообразных интеллектуальных конкурсах и творческих проектах. Данная работа помогает не только строить образовательный процесс в зоне ближайшего развития учащихся, но и обеспечивает ученикам эмоциональную поддержку, которая необходима, чтобы взяться за трудное дело; предложить что-то новое, сформулировать свои мысли о чем-то неизвестном. Ценность данной работы состоит в том, что создаются условия для формирования следующих умений:
- согласовывать при необходимости свои потребности с интересами окружающих;
- оценивать свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я»;
- давать оценку соответствия своего поведения нормам и правилам взаимодействия с членами семьи, педагогами, учащимися школы и другими людьми.
Формированию у учащихся умения сотрудничать послужила разработка и реализация таких совместных проектов, как:
- выпуск журнала «Карусель»;
- организация и проведение творческих мастерских;
- проведение пятничных концертов;
- участие детей в проведении родительских собраний;
- организация и проведение традиционного праздника в конце учебного года «Школьный Олимп». На данном празднике по итогам года учащиеся могут быть отмечены по следующим номинациям:
- Номинация «ТриУмф» - поощрение Умных, Увлеченных, Успешных маленьких фантазеров гимназии, активно и увлеченно занимающихся исследовательской деятельностью;
- Номинация «Лучший ученик года» - за успехи в разнообразных видах деятельности, успешное участие в Олимпиадах различного уровня;
- Номинация «Лучший корреспондент детского литературного журнала «Карусель»;
- Номинация «Лучший читатель года»;
- Номинация «Лучший знаток английского языка»;
- Номинация «Лучший артист года»;
- Номинация «Лучший спортсмен года»;
- Номинация «Мастер на все руки» - за успехи в художественном творчестве, участие в выставках различного уровня;
- Номинация «Леди и джентльмены»;
- Номинация «Лучшая команда дежурных года»;
- Номинация «Лучший СОВЕТ года». В нашем классе по сложившейся традиции работают следующие советы: совет информации, совет безопасности и порядка, совет творчества, совет спорта и здоровья и совет красоты и праздника.
- разработка учащимися индивидуальных исследовательских проектов. В данной работе считаю необходимым привлекать к активному участию родителей. Я обязательно знакомлю их с программой исследовательской деятельности, приглашаю на открытые уроки, консультации и защиты исследовательских работ. Совместно с родителями и детьми мы оформляем информационный стенд «Мы – исследователи». Сотрудничество в данном направлении, на мой взгляд, помогает обеспечивать индивидуальный подход в формировании такой компетенции, как проявление интереса к познанию окружающего мира.
- реализация совместно с библиотекой проекта « Моя любимая книга»
- разработка проекта «Портфолио учащихся начальной школы как форма социального партнерства педагогов, учащихся и их родителей» (см. Приложение 1, Приложение 2). Реализация данного проекта способствовала формированию у детей действия оценки и самооценки. В школьной жизни оценивание традиционно. В большинстве случаев функцию оценивания выполняет учитель. Традиционна и пятибалльная система оценивания, которая приводит к искажению отношений учащихся с учителем и родителями, а главное, с самим собой. Пятибалльная система не позволяет отслеживать динамику школьной успешности учащихся. «Если учитель будет целенаправленно формировать действия оценки и самооценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудности, но и анализировать их причину; от фиксации самого факта незнания или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание преодолеть». (Г.А. Цукерман) Такой подход, на мой взгляд, будет инновационным и будет способствовать формированию мобильности у младших школьников, так как «только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий» . (Г.А. Цукерман)
Ценность данной работы еще и в том, что реализация данного проекта способствовала формированию у учащихся чувства гордости за свои достижения, позволяла многократно создавать ситуации успеха, не оставлять незамеченными даже маленькие победы учащихся, способствовала развитию детских инициатив в различных видах деятельности.
Традиционно при проведении родительских собраний использую «Листы обратной связи», на которых предлагаю записывать родителям свои мысли по ходу проведения родительского собрания, то, что беспокоит и тревожит, вопросы, которые хотелось бы обсудить более детально.
Так, после проведения собрания «Традиционные и инновационные средства оценивания учащихся» получила от Мальцевой Я.В. « Лист обратной связи» со следующей записью: «Навыки самооценки, привитые в младшем школьном возрасте, позволяют не только комфортно адаптироваться в социуме, но и построить собственное субъективное благополучие, то есть когда мы можем сказать о себе: «Мне нравится моя жизнь, я чувствую, что живу хорошо». Отсутствие зависимости от оценки со стороны какого-либо субъекта позволит ребенку в будущем стать более самостоятельной и позитивной личностью. Я поняла, что когда педагог получает реальную помощь и поддержку родителей, он чувствует себя более уверенно и спокойно, а значит, будет работать в спокойной атмосфере, благотворной для всех субъектов образовательного процесса.
В начале 21 века мир вступил в период глобальных изменений. Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. А жизнь в условиях поликультурного общества выдвигает повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству. На мой взгляд, только в сотрудничестве с родителями можно сформировать личность компетентную в общении, которое включает: сознательную ориентацию на позицию других людей как партнеров в совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.