Формирование субъект-субъектных отношений в индивидуально ориентированной системе обучения — одно из условий сохранения здоровья школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


Приложение 1

Преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, требуют человека активного, инициативного, готового к саморазвитию.

В глубинке же в последнее время на первый план выходят проблемы психического и социального здоровья школьников. Для примера приведём некоторые цифры. В нашей школе 14% умственно отсталых детей ( диагноз олигофрения), ещё 18% имеют серьёзные трудности в обучении. Военкомат говорит о снижении интеллектуального уровня призывников. Конечно, причин тому много. Одним из выходов из сложившейся ситуации мы считаем изменение организации учебно-воспитательного процесса в школе, позволяющего сохранить и развить психическое и психологическое здоровье участников образовательного процесса. Иными словами, позволяющего сформировать ученика и педагога субъектами их собственной деятельности. Субъектность – это форма само-действия человека, это социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека.

Для начала разведём понятия “психическое” и “психологическое” здоровье. Психическое здоровье – это полноценное развитие психики на всех этапах онтогенеза. Психологическое здоровье относится к личности в целом, включает самодостаточность личности, самопонимание, самопринятие, саморазвитие в контексте взаимодействия с окружающими людьми. Психологическое здоровье характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности.

В 2005 году наша школа начала переход на индивидуально-ориентированную систему обучения, полагая, что ИОСО станет средством и условием сохранения здоровья детей, создаст такие психолого-педагогические условия, которые обеспечат активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Большую роль в этом играет обучение по индивидуально-ориентированным учебным планам, так как ученик сам выбирает уровень и темп прохождения каждой учебной темы.

Проводимые исследования состояния здоровьесберегающей среды школы доказывают правомерность суждения о том, что ИОСО действительно является средством сохранения и развития психического здоровья школьников, так как позволяет формировать субъектность школьников в процессе образовательной деятельности, ориентируясь на их индивидуальность, формируя способность ставить цели, планировать и организовывать деятельность, осуществлять самоконтроль.

Вот некоторые примеры: Отследить успешность развития школьника по его индивидуальной траектории, в том числе состояние его психического и психологического здоровья. позволяет комплекс Критериально-ориентированной диагностики А.А.Ярулова. Причем у нас этот процесс двусторонний: диагностику проводит учитель, самодиагностику – ученик. Например, оценивая, насколько ответственно ученик относится к своей учебной деятельности, он видит следующие критерии: “Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет учебные задания”, “В большинстве случаев и в срок выполняет учебные задания”, “Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) учебные задания”, “Очень редко выполняет учебные задания” и “Никогда не доводит начатое до результата”. Критерии-ориентиры позволяют ученику сравнивать себя с самим собой, сопоставлять желаемые и реальные результаты, ставить реальные цели на будущее. Если результаты диагностики учителя и ученика расходятся, на индивидуальных консультациях мы проводим собеседования по спорным параметрам диагностики.

На наш взгляд формирование субъектности школьников возможно только при условии включенности в учебный процесс каждого ученика на каждом этапе урока. При этом он работает в своём темпе, на выбранном им уровне, использует преимущества групповых форм работы. При проведении самоанализа урока мы используем схему, позволяющую отследить степень включенности учащихся в работу на уроке:

Этап урока Задача этапа Орг.
форма
Дидакт.
отношен.
Здоровье-сберегающ.
режим
Включенность в Методы, приемы Формиров.
понимающих
умений
Диф.
подход
тему понимание Коммуни

кацию

                     

Особое внимание мы уделяем рефлексии способов деятельности. В постановке учебной задачи на урок выясняем, что нам (и каждому в отдельности ) нужно сделать на уроке. В этом помогают Табло заказов на урок. Активно используем организационно-деятельностные схемы уроков: учащиеся рассказывают по схеме, что они делали на уроке, рассказывают о ходе своей деятельности на определённом этапе. Во время урока делаем остановки для рефлексии деятельности на одном из этапов, а последние несколько минут урока отводим для рефлексии того, что с точки зрения детей на уроке происходило (Что я делал? Как?). Иногда предлагаем заполнить таблицы:

Цель деятельности Сколько времени
затратил
Что делал? Как делал? Результат Что сделаюя
на следующем уроке?
           

Конечно, такая работа поначалу занимает много времени на уроке, но она повышает заинтересованность учащихся в самой деятельности, результат становится ощутимым, видимым. Ученик научается ставить реальную цель, добиваться её выполнения, оценивать свои результаты. Например, на уроке английского языка ученик N., имеющий 5 по предмету, поставил перед собой цель – выполнить контрольное упражнение после самостоятельного изучения какой-то грамматической темы. Выполнив задание, проверив его по ключу, он понял, что не добился нужного результата. Проведя рефлексию деятельности по таблице (см.выше), на следующий урок он поставил перед собой менее объёмную цель по этому же заданию. Ученик сам “раздробил” задание на проблемные для него части, повторил или изучил теорию, выполнил несколько упражнений и уверенно справился с другим вариантом задания. Таким образом, ученик научается ставить реальную цель, добиваться её выполнения, оценивать свои результаты. Он ощущает себя успешным, не боится ставить перед собой цели труднее. Особенно важно то, что слабые и очень слабые дети также включены в эту деятельность. Мы понимаем, что только на уроках подобная деятельность явно недостаточна. Поэтому рефлексию деятельности мы проводим и на занятиях кружков, и на классных рефлексивных часах, и на заседаниях школьного парламента. Так, в ходе подготовки классного или общешкольного мероприятия мы проводим рефлексивные минутки, где каждый отвечает на вопросы: Что мы делаем? Это ли мы хотели делать? Зачем мы это делаем? После проведения мероприятия проводим рефлексивный классный час, на котором, работая в группах, ребята заполняют рефлексивные таблицы, а затем подводят общие итоги.

Нельзя не остановиться на том, что для обеспечения включённости необходимо учитывать психофизиологические особенности учащихся, а именно особенности мозговой организации познавательных процессов (правополушарные, левополушарные), ведущие системы восприятия информации, типы нервной деятельности, типы темпераментов.

  Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся
Пространственная организация Рабочая полусфера - левая Рабочая полусфера -правая
Цветовая организация Светлая доска – тёмный мел Тёмная доска – светлый мел
Восприятие материала Целостное Интонационная сторона Визуалы Дискретное (по частям) Смысловая сторона речи. Аудиалы
Переработка информации Быстрая Мгновенная Медленная Последовательная
Переработка информации Невербальный Интуитивный Вербальный Логический
Деятельность Приверженность к практике Приверженность к теории
Методы проверки Устный опрос

Задания с ограниченным сроком выполнения.

Вопросы “открытого” типа (собственный развернутый вопрос)

Решение задач. Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Вопросы “закрытого” типа (выбрать готовый вариант ответа).

Так, определив тип мышления ученика (ведущее полушарие), зная особенности этого типа мышления, можно намного эффективнее выстраивать деятельность педагога и научить самого ученика эффективно действовать. Это лишь некоторые психологические моменты, которые нужны для того, чтобы педагог понимал, на какие индивидуальные особенности учащегося нужно опереться в первую очередь, что поможет ребенку в его саморазвитии, самообучении, самопонимании, в его взаимодействии с другими людьми. А это в конечном итоге послужит сохранению и развитию психического и психологического здоровья.

Приведём некоторые результаты исследований.

  1. Изменились показатели формирования мотивов учения:

  1. По результатам анкетирования, проведённого органами ученического самоуправления, учатся с большим интересом и желанием- 48% ребят, ответственно относятся к учебе - 56%. Выросли показатели участия школьников в самоуправлении.
  2. Обучение в системе ИОСО, формируя субъектность, позволяет простраивать эффективное взаимодействие учащихся и учителя, что приводит к снижению количества конфликтных ситуаций между учителями и учениками, тем самым сохраняя психическое здоровье всех участников образовательного процесса.

73% обучающихся испытывают состояние удовлетворения от учебы. Дети отдают предпочтение тем предметам, где учитель строит урок с учетом их индивидуальных особенностей, где царит благоприятный психологический климат.

4.Сравнительный мониторинг уровня утомляемости учащихся показывает, что обучение в ИОСО даёт возможность существенно его снизить.

Уровень тревожности учащихся в среднем по школе снизился. В классах традиционного обучения уровень тревожности по фактору “Страх ситуации проверки знаний” остаётся неизменно высоким, в то время как в классах ИОСО имеет стойкую тенденцию к понижению до нормального уровня.

Приведённые результаты психодиагностических исследований доказывают правомерность нашего предположения о том , что индивидуально-ориентированная система обучения способна сохранять психическое здоровье школьников и является условием становления их психологического здоровья, так как формирует индивида как субъекта жизнедеятельности.