Дифференциация букв "б" и "д" в слогах, словах и предложениях

Разделы: Логопедия


I. Цель занятия: Научить различать рукописные строчные буквы «б» и «д» в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  1. закрепление знаний о механизме написания букв "б" и "д", их графических особенностях;
  2. формирование понятия различия букв "б" и "д";
  3. закрепление и уточнение словаря;
  4. уточнение и закрепление лексико - грамматических категорий.

Коррекционные:

  1. развитие зрительного гнозиса;
  2. развитие пространственных представлений;
  3. закрепление связи между фонемой "б" играфемой "б";
  4. закрепление связи между фонемой "д" и графемой "д";
  5. закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "б" и "д";
  6. закрепление навыка синтеза букв "б" и "д" из их элементов;
  7. закрепление правильного написания букв "б"-"д" на письме (изолированно, в слогах, словах, предложениях);
  8. формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
  9. развитие лексики.

Воспитательные:

  1. формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.

II. План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Развитие пространственных представлений.
  3. Объявление темы урока.
  4. Зрительный анализ букв "б" и "д", определение их сходства и различия.
  5. Закрепление навыка синтеза букв "б" и "д" из их элементов.
  6. Закрепление правильного написания букв "б" и "д" в слогах.
  7. Закрепление правильного написания букв "б" и "д" в словах.
  8. Закрепление правильного написания букв "б" и "д" в предложениях.
  9. Итог урока.
  10. Оценка работы детей.

III. Основные методические приемы:

  1. Показ образца;
  2. пояснение;
  3. объяснение;
  4. использование средств наглядности;
  5. наводящие и подсказывающие вопросы;
  6. педагогическая оценка.

IV. Оборудование: таблица, цветные карандаши, элементы букв "б" и "д" для конструирования, предметные картинки, карточки.

V. Подготовка конспекта занятия:

Использование литературы:

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
  2. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
  3. Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у младших школьников. – М., 1989.
  5. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. - М., 1970.
  6. Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.

Ход занятия

1. Организационный момент (положительная окраска, положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности):

– Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.

2. Развитие пространственных представлений:

(Детям раздаются таблицы и предлагается ответить на вопросы)

– Назовите № квадрата, в котором нарисована:

  • звезда под флагом;
  • шар под флагом;
  • звезда справа от шара;
  • флаг слева от звезды.

– Скажите, что нарисовано:

  • под звездой;
  • над флагом;
  • справа от шара;
  • слева от шара.

3. Объявление темы урока:

– Отгадайте, пожалуйста, загадки:

Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит.

Что это? (Барабан)

Какой звук первый в этом слове? (Звук «б»)

Звук «б» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости.)

Как произносится звук «б»? (Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский).

– Звонкий или глухой этот звук? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий)

Какой буквой на письме обозначается звук «б»? (Буквой "б").

(Строчная буква "б" записывается на доске мелом красного цвета).

– Она идет среди лесов, полей,

А люди все идут по ней.

Что это? (дорога)

Какой звук первый в этом слове? (Звук «д»)

Звук «д» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости.)

Скажите, как произносится звук «д»? (Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена, под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов).

Звонкий или глухой звук «д»? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).

Какой буквой на письме обозначается звук «д»? (Буквой "д").

(Строчная буква "д" записывается на доске мелом белого цвета).

Некоторые из вас путают на письме буквы «б» и «д». Сегодня мы будем учиться различать рукописные строчные буквы «б» и «д».

4. Зрительный анализ букв «б» и «д», определение их сходства и различия:

Посмотрите на букву "д". Из каких элементов состоит буква «д»? (Буква «д» состоит из овала и петли, которая расположена справа от овала и идет вниз) – элементы буквы «д_» записываются на доске).

А буква «б»? (Буква "б" состоит из овала и элемента, который расположен справа от овала, идет вверх, заканчивается над строкой и не имеет соединения с другими буквами – элементы буквы «б» записываются на доске).

– Значит, чем же похожи буквы «б» и «д»? (В обоих буквах есть элемент - овал)

– Чем различаются эти буквы? (В букве «д» справа и внизу от овала расположена петля, а в букве «б» справа и вверху от овала расположен элемент, заканчивающийся над строкой).

А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «б» и «д» в воздухе.

(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «б» и «д»).

5. Закрепление навыка синтеза букв "б" и "д" из их элементов:

А теперь, ребята, давайте выложим рукописные прописные буквы "б" и "д" из их элементов.

(Дети конструируют буквы "д" и "б" из элементов, вырезанных из бумаги) .

Опираясь на точку, допишите элементы букв:

(Дети дописывают буквы в тетрадях).

6. Закрепление правильного написания букв "б" и "д" в слогах:

Запишите в тетрадях следующие слоги через запятую:

Рда, сбо, бры, дни, де, бы, ыда, оба, ида, обу.

(Дети записывают слоги в тетрадях).

7. Закрепление правильного написания букв "б" и "д" в словах:

1. – Напишите, пожалуйста, слова, в которых первая буква "б".

(Дети записывают слова в столбик, начальная буква подчеркивается).

2. (Детям раздаются карточки с заданием. Логопед выполняет то же задание на доске).

Впишите пропущенные буквы «б» и «д» в следующие слова:

Горо…а, про…укты, …укет, …о…ер, ра…ость, по……ерезовик, …лаго…арный, …о…рота, …ле…ный, …о…авка, …у…ина, …ол…ить, по…е…а.

8. Закрепление правильного написания букв "б" и "д" в предложениях:

(Детям раздаются карточки с заданием).

Впишите пропущенные буквы «б» и «д» в следующие предложения:

Добавление пропущенных букв в предложения:

Лю…а ела …улку. Лю…а …ыла на …аче. Вокруг …ома …линный за…ор. Все лю…и ра…овались по…е…е. У Лю…ы …рови …угой. По… окном растет …елая …ереза. Не за…у…ь, заве…и …у…ильник. Не …росай …умагу на пол. Най…ешь …елую поганку, ищи …елые гри…ы.

(Дети вписывают пропущенные буквы «б» и «д» и подчеркивают их карандашами разного цвета.)

9. Итог урока:

Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Рукописные строчные «б» и «д»).

Что у них общего? (В буквах один из элементов – овал)

Чем буквы «б» и «д» отличаются? (В букве «д» справа и внизу от овала расположена петля, а в букве «б» справа и вверху от овала - элемент, который заканчивается над строкой ).

10. Оценка работы детей.

Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «б» и «д».

Презентация.