I. Цель занятия: Научить различать рукописные строчные буквы «б» и «д» в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний о механизме написания букв "б" и "д", их графических особенностях;
- формирование понятия различия букв "б" и "д";
- закрепление и уточнение словаря;
- уточнение и закрепление лексико - грамматических категорий.
Коррекционные:
- развитие зрительного гнозиса;
- развитие пространственных представлений;
- закрепление связи между фонемой "б" играфемой "б";
- закрепление связи между фонемой "д" и графемой "д";
- закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "б" и "д";
- закрепление навыка синтеза букв "б" и "д" из их элементов;
- закрепление правильного написания букв "б"-"д" на письме (изолированно, в слогах, словах, предложениях);
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
- развитие лексики.
Воспитательные:
- формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.
II. План занятия:
- Организационный момент.
- Развитие пространственных представлений.
- Объявление темы урока.
- Зрительный анализ букв "б" и "д", определение их сходства и различия.
- Закрепление навыка синтеза букв "б" и "д" из их элементов.
- Закрепление правильного написания букв "б" и "д" в слогах.
- Закрепление правильного написания букв "б" и "д" в словах.
- Закрепление правильного написания букв "б" и "д" в предложениях.
- Итог урока.
- Оценка работы детей.
III. Основные методические приемы:
- Показ образца;
- пояснение;
- объяснение;
- использование средств наглядности;
- наводящие и подсказывающие вопросы;
- педагогическая оценка.
IV. Оборудование: таблица, цветные карандаши, элементы букв "б" и "д" для конструирования, предметные картинки, карточки.
V. Подготовка конспекта занятия:
Использование литературы:
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
- Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
- Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у младших школьников. – М., 1989.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. - М., 1970.
- Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.
Ход занятия
1. Организационный момент (положительная окраска, положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности):
– Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.
2. Развитие пространственных представлений:
(Детям раздаются таблицы и предлагается ответить на вопросы)
– Назовите № квадрата, в котором нарисована:
- звезда под флагом;
- шар под флагом;
- звезда справа от шара;
- флаг слева от звезды.
– Скажите, что нарисовано:
- под звездой;
- над флагом;
- справа от шара;
- слева от шара.
3. Объявление темы урока:
– Отгадайте, пожалуйста, загадки:
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит.
– Что это? (Барабан)
– Какой звук первый в этом слове? (Звук «б»)
– Звук «б» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости.)
–Как произносится звук «б»? (Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский).
– Звонкий или глухой этот звук? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий)
– Какой буквой на письме обозначается звук «б»? (Буквой "б").
(Строчная буква "б" записывается на доске мелом красного цвета).
– Она идет среди лесов, полей,
А люди все идут по ней.
– Что это? (дорога)
– Какой звук первый в этом слове? (Звук «д»)
– Звук «д» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости.)
– Скажите, как произносится звук «д»? (Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена, под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов).
– Звонкий или глухой звук «д»? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).
– Какой буквой на письме обозначается звук «д»? (Буквой "д").
(Строчная буква "д" записывается на доске мелом белого цвета).
– Некоторые из вас путают на письме буквы «б» и «д». Сегодня мы будем учиться различать рукописные строчные буквы «б» и «д».
4. Зрительный анализ букв «б» и «д», определение их сходства и различия:
– Посмотрите на букву "д". Из каких элементов состоит буква «д»? (Буква «д» состоит из овала и петли, которая расположена справа от овала и идет вниз) – элементы буквы «д_» записываются на доске).
– А буква «б»? (Буква "б" состоит из овала и элемента, который расположен справа от овала, идет вверх, заканчивается над строкой и не имеет соединения с другими буквами – элементы буквы «б» записываются на доске).
– Значит, чем же похожи буквы «б» и «д»? (В обоих буквах есть элемент - овал)
– Чем различаются эти буквы? (В букве «д» справа и внизу от овала расположена петля, а в букве «б» справа и вверху от овала расположен элемент, заканчивающийся над строкой).
– А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «б» и «д» в воздухе.
(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «б» и «д»).
5. Закрепление навыка синтеза букв "б" и "д" из их элементов:
– А теперь, ребята, давайте выложим рукописные прописные буквы "б" и "д" из их элементов.
(Дети конструируют буквы "д" и "б" из элементов, вырезанных из бумаги) .
– Опираясь на точку, допишите элементы букв:
(Дети дописывают буквы в тетрадях).
6. Закрепление правильного написания букв "б" и "д" в слогах:
– Запишите в тетрадях следующие слоги через запятую:
Рда, сбо, бры, дни, де, бы, ыда, оба, ида, обу.
(Дети записывают слоги в тетрадях).
7. Закрепление правильного написания букв "б" и "д" в словах:
1. – Напишите, пожалуйста, слова, в которых первая буква "б".
(Дети записывают слова в столбик, начальная буква подчеркивается).
2. (Детям раздаются карточки с заданием. Логопед выполняет то же задание на доске).
– Впишите пропущенные буквы «б» и «д» в следующие слова:
Горо…а, про…укты, …укет, …о…ер, ра…ость, по……ерезовик, …лаго…арный, …о…рота, …ле…ный, …о…авка, …у…ина, …ол…ить, по…е…а.
8. Закрепление правильного написания букв "б" и "д" в предложениях:
(Детям раздаются карточки с заданием).
– Впишите пропущенные буквы «б» и «д» в следующие предложения:
Добавление пропущенных букв в предложения:
Лю…а ела …улку. Лю…а …ыла на …аче. Вокруг …ома …линный за…ор. Все лю…и ра…овались по…е…е. У Лю…ы …рови …угой. По… окном растет …елая …ереза. Не за…у…ь, заве…и …у…ильник. Не …росай …умагу на пол. Най…ешь …елую поганку, ищи …елые гри…ы.
(Дети вписывают пропущенные буквы «б» и «д» и подчеркивают их карандашами разного цвета.)
9. Итог урока:
– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Рукописные строчные «б» и «д»).
– Что у них общего? (В буквах один из элементов – овал)
– Чем буквы «б» и «д» отличаются? (В букве «д» справа и внизу от овала расположена петля, а в букве «б» справа и вверху от овала - элемент, который заканчивается над строкой ).
10. Оценка работы детей.
– Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «б» и «д».