Общая педагогическая цель: воспитывать у детей любовь к малой родине.
Задачи:
- Образовательные: продолжать знакомить детей с символикой посёлка Северо-Енисейского, его достопримечательностями. Познакомить с принципом создания гербов. Закрепить знания о природных богатствах родного края.
- Развивающие: продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, посёлок. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и трудового общения.
- Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой район, интерес и любовь к малой родине.
Формы проведения – интегрированное занятие.
Приёмы: сюрпризный момент – путешественник Емеля.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Личностно-ориентированный подход: обратить внимание во время занятия на чёткое проговаривание окончаний и правильность построения высказываний следующих детей – Даша У., Таня Ч., Соня Б., Вова М. и Богдан К.
Предварительная работа:
1) экскурсии «Мой родной посёлок»,
2) чтение художественной литературы В. Степанов
«Моя родина – Россия», произведения С.Есенина,
Бальмонта, З. Александровой и т.д.,
3) рисование «Здания нашего посёлка», «Машины
едут по улице», «Достопримечательности нашего
посёлка», «Наша фабрика – именинница»,
4) занятия и беседы с детьми «Голубая планета
Земля», «Мой родной посёлок», «Животные тайги»,
«Богатство рек Северо-Енисейского района»,
«Любимый уголок Северо-Енисейского», «Наши
достопримечательности», «Знакомство с флагом
Северо-Енисейского района», «Наша фабрика –
именинница».
5) оформление стенда «Родная сторонушка»,
6) помощь детей и их родителей в оформлении
учебно-демонстрационного материала к стенду
«Родная сторонушка»,
7) фотовыставка «Папа, мама, я – дружная
Северо-Енисейская семья».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Дети становятся в круг и проводится игра с клубочком «Назови ласково».
Дети, держась за край нити, передают друг другу клубочек и называют друг друга ласковым именем. После того, как образовался круг, воспитатель говорит: «У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья. Живём мы вместе, учимся вместе, отмечаем вместе общие праздники, говорим на одном языке, живём на одной планете. Вы знаете, как называется наша планете? (Наша планета называется Земля). А нас, её жителей, как можно назвать? (Нас можно назвать земляне). Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия). Жителей нашей страны зовут…? (Россияне). Мы живём в красивом посёлке с названием …? (Северо-Енисейский). А мы с вами – …? (Cевероенисейцы). Вот что, ребята, выяснилось – что у нас с вами одна общая родина. Давайте скрутим клубочек и расскажем, как вы понимаете слово «Родина». (Высказывания детей и чтение стихотворений наизусть).
Если скажут слово «родина»
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот.(З. Александрова)
Что мы Родиной зовём
Дом, где мы с тобой растём.
И берёзки у дороги,
По которым мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём…(В. Степанов)
II. У нашего дорогого посёлка, как и у нашей Родины – России и у всех городов России есть свой флаг и герб (Приложение 1).
Герб – это отличительный знак страны. Это
рисунок-рассказ об особенностях местоположения,
о достопримечательностях, об основных занятиях
жителей. Наш герб – это всё то, чем славится наш
район.
– Как вы думаете, почему наш герб зелёного цвета?
Что может обозначать зелёный цвет герба? (Зелёный
цвет – это цвет нашей тайги. Тайга – это наше
главное богатство).
– А кто является главными хозяевами нашей тайги? (Главные
хозяева – медведи). А вот и они, посмотрите.
Один из медведей держит лук, а другой – лопату.
Как вы думаете, что может символизировать
медведь с лопатой? (Добычу золота в нашем
районе). В нашей Северо-Енисейской земле
сокрыты богатые месторождения золота. Поэтому
вверху нашего герба сияет золотое солнышко,
которое помогает расцветать и крепнуть нашему
району. Второй медведь держит лук. Не только
золотом богата наша тайга. А ещё чем? (Наша
тайга богата животными, а таёжные реки – рыбами).
Поэтому у нас развиты промыслы, охота и
рыболовство. Вот и мы с вами сейчас будем
рыбачить, поиграем в игру – «Рыболов». Выберем
рыболова, а мы будем рыбками. Будем плавать в
таёжной Северо-Енисейской речке.
Рыбки в реченьке живут
Плавают и там и тут.
Ты, рыбак, не зевай
Рыбку ты скорей поймай!
Рыбак должен не только поймать рыбку, но и должен выбрать для неё имя из названий рыб Северо-Енисейского района. Заканчивается игра и слышится звук приземляющегося самолёта.
Заходит Емеля.
– Здравствуйте, ребята. Я путешествую по белу свету и услышал много интересного о вашем красивом районе. И поэтому приехал к вам в гости. Ой, ребята, а что это у вас? (Показывает на герб Северо-Енисейского района).
Дети рассказывают всё, что они узнали о гербе Северо-Енисейского.
– Молодцы, раз вы так много знаете, то объясните мне, пожалуйста, что это я сфотографировал? Я ездил по вашему посёлку и фотографировал всё, что мне нравилось. А что это такое не знаю. (Показывает фотографии достопримечательностей посёлка Северо-Енисейского – «Родной детский сад «Солнышко»», «Кольцевая дорога п. Северо-Енисейского», «Обелиск», «Золотообрабатывающая фабрика»).
Дети рассказывают об этих достопримечательностях, рисуют и в заключение дарят Емеле на память свои работы. Емеля прощается и читает на прощание замечательное стихотворение о Родине.
Там, где сладко пахнет смородиной,
Там, где дом и родная семья –
Это всё называется родина,
Дорогая, родная, земля!
Даже солнце здесь ярче светит
И ромашки красивей цветут
И горжусь я землёю своею –
Здесь хорошие люди живут.