Цели:
- Закреплять знания о падежах и безударных окончаниях имён существительных.
- Готовить к сочинению: «Зимний день».
- Развивать устную и письменную речь, пополнять словарный запас учащихся.
- Воспитывать учебную активность, трепетное отношение к красоте окружающей природы.
Оборудование: таблицы по теме «Имя существительное», индивидуальные карточки со склонениями имён существительных.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы урока
Лес и поле белые,
Белые снега.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лёг на крыши снег.(Е. Трутнева)
– О каком времени года идёт речь?
– Сегодня весь наш урок посвящён красоте зимней
природы. Упражнения этого урока помогут вам в
написании сочинения «Зимний день». А также
повторим правописание безударных падежных
окончаний имён существительных.
2. Минутка чистописания
Сгс гсг
Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок.
3. Синтаксический разбор предложения
– Разберите предложение для чистописания по членам и частям речи. У существительных укажите склонение и падеж, выделите окончания.
Проверка разбора.
4. Орфографическая работа
– Найдите ошибки в тексте. Докажите правильность написания.
Марос оставил на окошки зовитушки узорав. В лучах сонца на них зогорелись искристые фонарики. Напушистой ветки ёлке серебряными огоньками переливаеца иней.
– Какое предложение вы бы добавили к этому тексту? Запишите текст и своё предложение.
5. Закрепление знаний о падежах имён существительных
– В своём стихотворении Р. Рождественский часто использует один и тот же падеж. Определите его.
О русской природе, о милой природе,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблонях в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О ветках пушистых берёз,
О гроздьях рябины, о шорохах бора
Я стих этот людям принёс.
– Что вы знаете о написании существительных в
предложном падеже?
– Запишите слова, которые я продиктую, в
предложном падеже.
Погода, метель, воробей, мороз, вьюга, холода, капель, сугробы.
– Проверим окончания слов. Определите
склонение.
– Покажите склонение с помощью карточек.
6. Физминутка
7. Комментированное письмо
От ветки к ветке, из деревни в город, по дороге к площади, под снегом и льдом, за санками и лыжами.
– Итак, как правильно написать безударное окончание имени существительного? (Ответы учащихся)
8. Самостоятельная работа
Упражнение 262. (Русский язык. Рамзаева Т.Г.)
Взаимопроверка.
9. Творческая работа
– Вспомните стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает».
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна. …
– Какие литературные приёмы использует автор? (Эпитет,
олицетворение, метафора).
– Подберите эпитеты к слову зима. (Дети
называют, учитель записывает на доске).
– Составьте небольшой текст, 3-4 предложения, о
зимней природе, используя эти эпитеты.
– Можно написать стихотворение.
Желающие зачитывают свои работы.
– Запомните подобранные эпитеты, они пригодятся при написании сочинения.
10. Итог урока
Обобщение по вопросам учебника с. 135.
– Какое настроение у вас было на уроке? Поставьте значок о своём настроении на полях тетради.