Урок окружающего мира в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике.
  2. Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.

Оборудование: у каждого ученика – ножницы, клей для работы с Приложением тетради, учебник.

Ученики заранее готовят пересказы сообщений, выданных учителем.

План урока.

  1. Организационный момент, сообщение целей урока (3 минуты)
  2. Работа над темой урока. (15 минут)
  3. Физкультминутка. (5 минут)
  4. Работа над темой /продолжение/. (10 минут)
  5. Обобщение и подведение итогов. (7 минут)

Ход урока.

Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд?

1. Орг. момент.

Приложение 1.

- Ребята, отгадайте загадку и догадайтесь, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии.

Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету
Дети, кто, скажите это?
(Космонавт)

- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (О космосе, о космонавтах.)

-Правильно, сегодня на нашем занятии мы должны найти ответ на вопрос: «Зачем летают в космос?»

2. Работа над темой урока.

-Кто первым побывал в космосе? Приложение 2.

/Рассказ подготовленных детей о животных- космонавтах/

-Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?

(Дети отвечают, после этого читают первое предложение на стр.118 в учебнике, а учитель продолжает.)

-12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть:

«Человек в космосе! Русский, советский!» Приложение 3.

Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом земли – гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.

С орбиты он докладывал:

-Полет проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол! – Голос его из космоса звучал спокойно, уверенно.

Больше часа, а именно 108 минут (1 час 48 минут), длился первый полет человека

в космос. За это время корабль облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе. Ю.Гагарин вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.

- Ребята, а кто знает, как называется специальная одежда космонавтов? (Скафандр)

Дети работают с деталями скафандра и одевают мальчика – работа с компьютером. Приложение4.

-Посмотрите на космический корабль «Восток» и на современную космическую станцию «Мир». Приложение5.

- Чем отличаются эти объекты? ( Они отличаются и по размеру и по устройству.) Почему?

(Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут помногу месяцев.)

Если ученики затрудняются в ответе, то учитель подводит их:

-Как долго находился в космосе корабль «Восток»? (108 минут)

-Прочитайте текст на стр.119 в учебнике. О чём вы узнали?

(Сейчас космонавты подолгу живут и работают на космических станциях.)

На рисунке изображена станция «Мир», которая работала в космосе больше 15 лет (с 1986 года). Космическая станция – это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по много месяцев, а некоторые больше года.

-А что они там делают?

Выходит заранее подготовленный ученик и рассказывает о работе космонавтов:

«Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полетом следят с земли из Центра управления». Приложение 6.

Учитель классу:

-Что делают космонавты на космической станции? (Ответы детей.)

-На рисунке космическая станция изображена с большими и широкими «крыльями». Что это за «крылья»? Для чего они нужны?

Выходит второй заранее подготовленный ученик и рассказывает: «Крылья космической станции – это солнечные батареи. Они ловят солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает станцию и питает все научные приборы.»

3. Физкультминутка.

Приложение 7.

- Мы сейчас «построим» свои ракеты, «поднимемся» на них в космос и увидим что-то новое, неизвестное нам.

Ракета

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
Раз, два,

(Стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты».)

Три, четыре –

(Основная стойка.)

Вот летит ракета ввысь!

4. Работа над темой /продолжение/

- Ребята, посмотрите, что мы видим?

Дети находят на рисунках (стр.118-119) искусственные спутники Земли.

- Вы уже знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник. Как он называется? (Луна)

- Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.

Найдите первый искусственный спутник Земли, рассмотрите его. Этот спутник создали и запустили в космос в нашей стране. Произошло это 4 октября 1957 года, в этот день радиостанции всего мира прервали все передачи, чтобы сообщить самую главную новость. Русское слово «спутник» вошло во все языки мира. Приложение8.

Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек
Мелькает между тучек?
-Да это спутник!
- Вот те раз!
- Он спутник каждого из нас
И в целом – всей Земли.
Руками спутник сотворен,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
Ю.Яковлев

-Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны?

Дети самостоятельно ищут ответ на этот вопрос, рассматривая и сопоставляя рисунок в учебнике. Приложение 9.

Работа в тетради.

5. Обобщение и подведение итогов.

Приложение 10, 11.

-Так зачем же космонавты летают в космос?

- Кто был первым человеком, полетевшим в космос?

- Что делают космонавты на космической станции?

- Для чего запускают искусственные спутники?

- Что вам особенно запомнилось на уроке?

Приложения.