Цели:
- сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира родного края;
- показать связь изобразительного искусства и литературы;
- наблюдать живописное описание природы в пейзажах русских художников;
- создать иллюстрацию к стихотворению А.С. Пушкина "Осень".
Оборудование:
- для учеников - альбом, акварельные краски, банка с водой, кисточки, простой карандаш, ластик;
- для учителя - презентация, репродукции, стихи А. С. Пушкина, памятка "Выполнение пейзажей".
Зрительный ряд:
- репродукции картин И. Левитана "Золотая осень" ( 1894-1898),
- В. Поленова "Золотая осень" (1893).
- Портреты: русских художников и композиторов Саврасова А.К., Левитана И.И.,В.Д.
- Поленова, Чайковского П.И., А.С.Пушкина.
- Музыкальное произведение: П.И. Чайковский из цикла "Времена года"
- Технические средства:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
Ход урока
I. Организационный момент.
Регистрация учащихся в классном журнале. Подготовка рисовальных принадлежностей.
II. Вступительное слово учителя. /Слайд 1 - 3/
эпиграф:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса :
(А.С. Пушкин)
Пейзажная картина дает возможность художнику выразить свое отношение к миру в широком плане, к миру природы, которая нас окружает. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, раздумья, переживания. Поэтому произведения пейзажистов нам обычно близки и понятны.
()дин из основоположников и классиков русской пейзажной живописи - Алексей Кондратьевич Саврасов. Именно А. К. Саврасов сумел раскрыть душу русской природы. "С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле", - так писал о Саврасове И. И. Левитан. /Слайд 4-8/
Рассказ ученика о художнике.
Левитана можно назвать открывателем красот русской земли. Родился Исаак Ильич Левитан в местечке Кибарты в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в московском Училище живописи у выдающихся художников А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Левитан создал замечательные, глубоко проникновенные образы русской природы. Он почти никогда не расставался с карандашом, мог рисовать ночами до самого утра. Что бы художник ни изображал - деревенский мостик, Саввинскую слободку, одиноко стоящие у берега баржи, или шумящие в веселом хороводе березки, мы чувствуем его настроение, которым проникнуто каждое полотно. Среди лучших его пейзажей - пейзажи об осени. /Слайд 9-14/
- Попробуйте поделиться впечатлениями о картине В. Поленова. (словесное рисование) /
- Кто же он этот замечательный мастер кисти?
Рассказ ученика о художнике.
Василий Дмитриевич Поленов - выдающийся русский живописец. Родился в семье археолога и библиографа в Петербурге. В раннем возрасте у него проявились способности к рисованию. В 1863 году Поленов поступает в Академию художеств. В это время он берет частные уроки у художника И. Крамского. Уже в юности он проявляет живой интерес к старине, рисует соборы Московского Кремля. Но наиболее ярко его дарование раскрывается в пейзажных работах. Они отличаются поэтичностью восприятия русской природы, тонкой передачей света и воздуха, продуманностью композиции. Больших успехов достиг он в создании пейзажей - картин ("Осень в Абрамцеве" и "Золотая осень"). /Слайд 15-18/
Есть две осени. Одна золотая осень - радостная пышно убранная, богатая урожаем,
любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно - голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской.
Вторая осень поздняя - она вызывает у человека чувства торжественного и величавого. Оно кроется в уверенной надежде человека в том, что нескончаем свет солнца, что природа вечно жива, а ее увяданье - придает природе особенную красоту.
Рассмотрим два пейзажа "Золотая осень" В. Д. Поленова и И. И. Левитана. Обе картины имеют одно и то же название. /Слайд 19/
На пейзаже В. Д. Поленова мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и дали, дали до самого горизонта. Передний план -поляна с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк, кое-где краснеют листья осины, еще не утратили своих сочных красок зеленые кроны дубов. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным, ровным светом. Пейзаж Поленова при всем размахе достаточно повествователен.
Посмотрите на картину Исаака Ильича Левитана "Золотая осень". Это произведение может быть названо одним из самых поэтических русских пейзажей XIX века. Создавая эту картину, художник подстерег особенно трогательную минуту нашей природы - светлый канон осени. Картина заключает в себе образ торжественный, радостный в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать "Энциклопедия русской осени", которую он неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах. Простым и первичным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
Слева мы видим березовую рощу, справа - лишь отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке изумрудно-зеленой полосой озими -деревья. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя. Все предметы, вся природа пронизана ожиданием. Это состояние ожидания по-своему выражают деревья в безветренную погоду. Мы невольно слышим шелест листьев.
Какие краски использовал пейзажист, чтобы воссоздать осень? (желтые, красные, багряные, голубой, розовый)
Красота осеннего дня передана с помощью цвета, цветовой гаммы. Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной. Яркими красками играет красновато - розовый куст на темном фоне реки. Усиливают впечатление воздушности пейзажа и розоватые легкие облака, которые плывут по нежно-голубому небу.
С помощью цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения - радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.
Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. К этому пейзажу Левитана ничего нельзя прибавить, и ничего нельзя отнять. Никогда еще прежде И.Левитан не находил в природе такой красоты. Целомудренная, нетронутая красота осени, трогательная чистота пробуждают творческое настроение. Можно часами любоваться этой картиной: от нее веет простором, покоем, любовью.
Оба художника создали картины, в которых изображено огромное пространство, оба точно и поэтично передали приметы золотой осени. И все же название "Золотая осень" ассоциируется в нашем сознании, прежде всего с произведением Левитана.
Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.
В литературе главную роль играет слово. Прислушаемся к словам в стихотворениях об осени у А. С. Пушкина: /Слайд 20 -22/
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей...
Или:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И мы ясно представляем себе пейзаж, о котором пишет А. С. Пушкин.
Ребята, после того как вы прослушали стихотворения А. С. Пушкина об осени, расскажите, какую картину осени вы представили.
Лес, прохлада, небо в облаках.
Редко светит солнце, первые морозы, свежий ветер, последний лист упал с деревьев.
В золото одетые леса.
- Родная природа вдохновляла и русских композиторов. Среди них Петр Ильич Чайковский. Он написал музыкальное произведение "Времена года", в котором выразил свою любовь к русской природе.
Слушание музыки. П.И.Чайковский "Времена года"
III. Практическая часть.
Вы увидели и услышали представления об осени художников и поэта. А теперь наша задача изобразить осенний пейзаж - иллюстрацию к стихотворениям А. С. Пушкина об осени пользуясь памяткой /Слайд 23/
Сегодня на уроке вам нужно выполнить карандашный эскиз. На следующем уроке будем рисовать акварелью или гуашью, создавать живописную картину осени.
Самостоятельная работа учащихся над иллюстрацией к стихотворению А. С. Пушкина "Осень". Учитель в процессе работы консультирует учащихся.
Учитель. Итак, у вас готов карандашный рисунок к работе акварелью. На рисунке не должно быть лишних линий, для того чтобы карандашные линии не просвечивали сквозь акварель.
- Вам необходимо объективно оценить свой рисунок, композицию, убрать лишние линии.
IV. Итоговая часть.
Поэты, художники и композиторы, используя различные средства выразительности - слово, краски, звуки, воспевали красоту, выражали свою любовь к природе.
V. Обобщение урока.
Всегда ли стихи об осени вызывали радостное настроение? Почему?
Назовите художника и картину, в которой представлено время года - осень.
Кто написал музыкальное произведение "Времена года"?
Что объединяет произведения поэтов, художников, композиторов?
И завершаю я наш урок словами Н. Никитина:
"Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир"./Слайд 24/
Домашнее задание: понаблюдать за окружающей природой: разглядеть отдельные листья деревьев и крону в общем, обратить внимание на меняющееся осеннее небо, на контрасты цветов (желтая листва на фоне синего неба), на приглушенный цвет уже засохшей травы и пробивающуюся новую зелень травы на влажной земле.