Цель: повторить основные культурные растения.
Задачи
- Расширить знания учащихся о полевых, овощных, кормовых, цветочных культурах; повторить и закрепить знания о продовольственной и текстильной продукции, получаемой в результате переработки различных культурных растений.
- Развивать психические процессы: память, мышление, внимание, устную речь.
- Воспитывать учебную мотивацию к изучаемому предмету, бережное отношение к результатам труда, уважение к людям трудовых профессий.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя
Слышал ли ты про такую страну? Про ту самую страну, где жители засыпают осенью, а просыпаются только весной. Где зреют булки и пряники, леденцы и каши. Где рождаются масляные реки и мучные островки.
“Агрос” пришло к нам из греческого языка, “агросом” древние греки называли поле, где выращивают полезные растения, которые кормят нас и одевают.
Сейчас “Агрос” занимает обширное владения, а когда- то о такой стране никто и понятия не имел. Наши далекие предки питались и одевались, как придется. Но наблюдательные люди стали замечать, что из случайно просыпанных семян вырастают растения. И стали древние люди сеять семена. Крохотными были эти поля. Но постепенно они разрастались и на полях стало появляться все больше и больше жителей (растений ). Люди открывали далекие страны и новые растения. Самые лучшие и полезные из них переселялись на поля. Мы все слышали об этих растениях, а теперь пришло время познакомиться с ними поближе. Для этого мы отправляемся в страну “Агрос”.
I остановка: «Где щи, там и нас ищи»
Мы остановились у большого овощного поля, посмотрите как здесь красиво, но что за шум слышен, крики, спор. Нужно срочно принимать меры, иначе нам грозить овощная война.
Учитель приглашает детей в шапочках овощей на « подиум».
1. Капуста
Ну, вы загнули мадмуазель.
Я кучерява, и пышна.
И изумрудно зелена.
Нет в огороде господа,
Меня прекраснее, о да.
2. Морковь
Я - королева всех земель.
Ведь всем известно я - краса
Прекрасней всех моя коса.
3. Свекла
Какая, право, ерунда!
Красивей всех, конечно я!
Все любят борщ! Свекле хвала!
4. Огурец
Подумаешь, коса торчит!
Морковь всю жизнь в земле сидит
И рядом с ней свекла.
А коль в ботве вся красота,
То огурец - он лучше всех!
5. Лук и чеснок
Довольно спорить, господа.
Я лук, а я чеснок.
Мы короли земли.
И если спорить будете вы с нами.
То слезы лить вы все обречены.
6. Томат
Притормозите-ка, друзья.
Хорош, сударыни, хорош.
Я темно- красный помидор.
Главней всех я.
7. Зеленые овощи
Мы овощи зеленые,
В салаты мы влюблённые.
Нет, нет на свете ничего
Главнее и нужнее нас
(Все овощи толкаются и спорят: «Кто главней?»)
Учитель:
Тише, тише!!!! Хватит спорить.
Послушайте меня.
Вам предлагаю показать
Фигуру, рост, размеры, стать.
Рекомендую я всем вам.
Прислушайтесь к моим словам!
На подиум скорей пройти и справедливо провести
Наш суперконкурс красоты «Кто же главней из вас?».
Историческая справка « Из истории овощей».
Учащиеся читают небольшие рассказы об овощных культурах.
Капуста
Капуста- древнейшая овощная культура. С давних пор белокочанная капуста- народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно было заквасить и запасти впрок.
Посмотрим на кочан. На что он похож? На голову. По латыни голова называется – «капут». Отсюда и произошло слово капуста.
Родина капусты- берега Средиземного моря. Ученые до сих пор встречают здесь первоначальные формы этого растения.
Капуста распространилась повсеместно. Люди ценят капусту за высокие урожаи, лёжкость. Употребляют белокочанную капусту в различных видах: свежую, жареную, маринованную, сушеную.
Лук
Родина этого растения – Ближний Восток. Оттуда лук попал в Египет и другие страны. Везде считали лук чудодейственным
растением. Он придает силы и мужество, а воинов оберегает от ран.
Летучие вещества, которые выделяет лук, уничтожают болезненные бактерии.
Чеснок
Чеснок известен людям с давних пор. Всем известен его вкус и аромат. Чеснок незаменим как приправа к солениям. Он начал свое путешествие по свету из средней Азии. Люди не только употребляли чеснок в пищу, но и отпугивали запахом чеснока змей, различных насекомых. Их зубчиков чеснока делали амулеты (обереги) и носили на шеи. Люди считали, что такой амулет спасет их от беды и болезни.
Томат
Томат или помидор – одно из самых распространенных овощных растений на земле. Слово помидор пришло к нам из итальянского языка «помодоро»
Значит «золотая ягода». На родине растения, в Мексике помидор называют «тумаль». На русском языке звучит томат. Сначала томат выращивали как цветы на клумбах, но, попробовав его золотые плоды, люди стали употреблять их в пищу.
Свекла
Родина свеклы Средиземное море. Сначала употребляли в пищу лишь листья свеклы. Прошло много времени прежде чем люди оценили вкусовые качества корня (корнеплода) этого растения.
Красную свеклу выращивают во многих странах мира и у нас в России. Из свеклы готовят самые разнообразные блюда, употребляют в свежем виде.
Зеленые овощи
Зеленые овощи называют чудо - зеленью. Все зеленые овощи – копилка витаминов.
Салат - слово пришло к нам из итальянского языка и означает
Блюдо с солью и растительным маслом. Родина салата Европа и Африка. Сейчас салат распространен по всему земному шару.
Укроп был известен древним людям. Они приправляли им мясо диких животных и отбивали неприятный запах. Использовали для букетов и венков. Лечились укропом, избавлялись от насекомых паразитов.
Морковь
Морковь - сладкий корнеплод красного или оранжевого цвета издавна знакома людям. Еще в Древнем Риме морковью набивали карманы отправляясь на гладиаторские бои и кушали морковь как поп- корн. Морковь употребляли и как лекарственное средство для больных и ослабленных людей. В Америке это корнеплод не сразу пришелся по вкусу, и морковь поселилась на заброшенных пустырях. Здесь паслись свиньи, которым морковь очень понравилась. Сначала ее использовали как кормовую культуру, а позже как полезный овощ.
Огурец
Среди овощей огурец занимает особое место. Это одно из немногих растений, плоды которого употребляют в пищу в недозрелом виде. Название огурца произошло от слова
«Аугурус» - неспелый, недозрелый. Огурец прибыл к нам из Индии. Там огурец до сих пор встречается в диком виде, он оплетает деревья как лианы и создает непроходимые чащи.
Сейчас огурцы выращивают на приусадебных и дачных участках,
Многие тепличные хозяйства выращивают этот овощ круглый год.
А сейчас овощам предлагаю интеллектуальный конкурс.
Заполните таблицу.
Задание: «Распределить овощные культуры на группы»
Овощная группа |
Овощи |
Части растения, употребляемые в пищу |
Блюда |
Столовые корнеплоды |
|
|
|
Капустные овощи |
|
|
|
Луковичные овощные растения |
|
|
|
Плодовые овощные растения |
|
|
|
Зеленые овощи |
|
|
|
Учитель:
Показ моделей завершен.
Но кто же нынче чемпион?
Одно могу я вам сказать:
Все показали свою стать,
Все красотой наделены
И в блюда разные нужны
Закономерен был успех:
С победой поздравляю всех.
Все вместе:
Все овощи нужны!
Все овощи важны.
II остановка: «Вальс цветов»
Ну а мы отправляемся дальше по стране “Агрос”. Люди не только выращивали на полях растения, которые дают нам продукты питания. Они привозили из разных стран к себе на Родину и цветочные культуры. Одни растения приживались на полях, в саду, в цветнике, хорошо переносили даже сильные морозы и могли расти несколько лет, другие нужно сеять каждую весну, чтобы наслаждаться их цветением всё лето, а более нежные и прихотливые поселились на наших окнах в комнатах. Сейчас мы вспомним эти цветочные растения. Наша остановка называется « Вальс цветов».
О них нам расскажут наши мальчики.
«Вальс цветов»
1. Мы из цветов составляем букеты
Разбирая цветок за цветком,
И душистое, свежее лето
Вместе с ними приходит в наш дом.2. Собрали мы в ладошку чистую росу,
Радугу и солнышко я в руке несу.
И дразню я песенкой ветер озорной.
И танцуют весело все друзья со мной.3. Вы гордитесь красотой наряда,
Светом солнечных дней залиты,
Наши гости из школьного класса
Наши любимые комнатные цветы.
Мы цветы, и наша доля
Цвести на радость вам и вашей школе.
Все подробности о нас.
Мы расскажем вам сейчас.
Мальчики рассказывают о комнатных цветах.
1. Традесканция
Этот комнатный цветок знаком многим. Его можно встретить в каждом доме. Родина этого растения болотистые места Северной Америки. Название « традесканция» произошло от имени английского садовода Джона Традесканта, он очень любил цветы и построил для них большой дом под крышей (теплицу), сейчас это огромный ботанический сад.
2. Герань
Родина герани - Южная Америка. Название происходит от греческого слова « геранос», что означает журавль. Это растение широко распространено по всему миру. В Германии этот цветок называют « аистинный» нос, В США – журавельник. Болгарии, где много курортов и здравниц герань называют « здравницей», так как многие сорта герани обладают лекарственными свойствами.
В старину в каждом доме на окне стояли горшки с геранью. Наши прабабушки любили этот цветок. Да и в наше время бабушки выращивают герань. Они ценят её лекарственные качества. Эфирное масло герани имеет свежий, насыщенный запах и поднимает настроение, повышает работоспособность, внимание.
Этот цветок рекомендуется держать в спальне, вдыхая целебные соединения герани, человек успокаивается, что очень важно при стрессах и бессоннице. Издревле герань называли « доктор ухо, горло, нос», она помогает уменьшать боль.
3. Фикус
Родина фикуса- Индия. В наших квартирах хорошо себя чувствует фикус каучуконосный, На своей родине в Индии это растение имеет мощный ствол, который удерживают корни- подпорки. Местное население использует фикус в качестве строительного материала. Сейчас фикусы пользуются огромной популярностью.
Считается, что фикус приносит в дом благополучие и спокойствие
4. Бегония
Обширный род Бегонии объединяет около 1000 видов. Эти растения обитают в жарких странах Азии, Африки и Америки.
Название растение получило от фамилии знаменитого коллекционера растений Бегона. После того как бегонию завезли в Европу, она стала быстро распространяться по всему свету.
5. Хлорофитум
Хлорофитум является чемпионом среди цветов по пользе для человека. Одного этого растения достаточно в комнате, чтобы защитить человека от болезнетворных микробов. Важно, чтобы этот цветок был у каждого в спальне. За ночь он очищает воздух как работающий кондиционер. Поставьте его на кухне и у вас появиться очиститель воздуха от гари и копоти.
Задание: Наступила весна. Нужно посадить цветы на клумбу.
Наше путешествие продолжается и впереди появляется следующее поле. Какие жители живут здесь, нам предстоит разобраться. Я вам буду рассказывать о каждом из них, а вы постараетесь догадаться, о ком я веду речь.
1 житель:
Он растет повсюду. Поэтому многие удивляются, что он иностранец. Его Родина- далекая Мексика. Вскоре это растения стало распространяться по всему миру, все полюбили его красивые и необычные цветы. Каждая хозяйка стремилась вырастить этот цветок у себя на клумбе.
И только в России крестьянин Данило Бочкарев додумался смастерить пресс и стал выжимать из плодов этого растения масло. И тогда поныли люди огромную выгоду от разведения этого растения и принялись спешно переселять подсолнечник на поля.
Что получают в результате переработки подсолнечника? (масло, халва, семечки)
2 житель:
Много лет назад немецкий ученый Маргграф обнаружил, что в корнях этого растения очень ценное вещество, вскоре это растение стали выращивать и в России, затем появился небольшой заводик по производству этого продукта.
Но долгое время не все могли позволить себе пить чай с чем?
О каком растении идет речь? (о сахарной свекле)
Что получают в результате переработки сахарной свеклы? (сахар)
3 житель:
Это растение открыли индейцы в Южной Америке. Испанские моряки привезли его к себе на Родину. Долгое время люди не знали, как же употреблять его в пищу. Придворные дамы даже украшали цветками этого растения свои прически. Постепенно люди научились правильно обрабатывать и употреблять в пищу это растение. Мы с вами все любим и с удовольствием кушаем это каждый день.
О каком растении идет речь? (о картофеле)
Что можно приготовить из картофеля?
Мы говорили о подсолнечнике, сахарной свекле, картофеле. К каким культурам они относятся? (к техническим культурам)
А сейчас мы с вами отправимся в страну « Текстиль» и узнаем, какие еще есть технические культуры и что из них получают. Про эти культуры нам расскажут наши девочки – мастерицы, с ними они познакомились на уроках швейного дела.
Сказка «Ткани»
Учитель:
Три девицы под окном
Пряли, шили и вязали.
Поздним, поздним вечерком.
Девочки:
Мы девицы- мастерицы.
В швейной мастерской
Азы профессии швеи постигаем
И о тканях все мы знаем.
О хлопке и льне сейчас.
Поведём мы свой рассказ.
1 рассказ о хлопке
Хлопок
Хлопок- белое золото. Так говорят в Узбекистане, Казахстане, Туркменистане. Эти страны с давних пор выращивают хлопок.
Климат там очень жаркий, дождей выпадает мало. А хлопок любит воду. Чтобы утолить его жажду хлопчатник поливают раз в неделю. Воду берут из арыков, специальных каналов, по которым пускают воду. На ветвях хлопчатника образуется множество бледно- розовых и кремовых цветков. Когда цветки отцветут, появляются коробочки. После созревания они растрескиваются и видно белое пушистое волокно. Хлопок собирают, очищают и делают из него нитки, а затем ткани, вату, бинты, марлю.
2 рассказ о льне
Лен
Лен выращивают в Росси с давних пор. Растение это неприхотливое, Выращивают лен на самых скудных почвах.
Это делают для того, чтобы получился лен- долгунец, растение с длинным и тонким стеблем и мелкими листьями. Цветет лен синими цветочками. Когда листья пожелтеют, лен начнут убирать. При уборке выдергивают все растение. Из стеблей льна получают волокно, из волокна делают пряжу, а из пряжи ткут льняные ткани.
С давних пор ценили лен многие народы, но нигде он не прижился как в России. Эту культуру считали чисто женской. Сколько труда и силы нужно было приложить русской женщины, чтобы в результате получить ткань. Сколько песен сложено о льне, пели их русские красавицы, в надежде на хорошую погоду и большой урожай. Послушайте одну из этих песен.
Русская народная песня: « Уж, сеяла, сеяла я ленок»
1. Уж я сеяла, сеяла ленок.
Уж я, сеяла, сеяла ленок.
Уж я сея приговаривала.
Чеботами приколачивала.2. Я полола, полола ленок.
Я полола, полола ленок.
Я, половши, приговаривала.
Чеботами приколачивала.3. Уж, дергала, дергала я ленок.
Уж, дергала, дергала я ленок.
Уж, я дергав, приговаривала.
Чеботами приколачивала.4. Уж, чесала я, чесала ленок.
Уж, чесала я, чесала ленок.
Уж, чесавши, приговаривала.
Чеботами приколачивала.5. Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я, пряла я пряла ленок.
Уж, я прявши приговаривала
Чеботами приколачивала.6. Уж, я ткала, я ткала ленок.
Уж, я ткала, я ткала ленок.
Уж, я, ткавши, приговаривала.
Чеботами приколачивала.
1. Игра: «Сбор хлопка»
С закрытыми глазами собрать хлопок ( вату) на поле.
2. Игра: «Мотальщики»
Намотать льняные нитки на карандаш.
3. Игра: «Выставка одежды»
Задание: определить, из чего изготовлены вещи. (хлопок, лен)
Какая большая страна “Агрос”. Вольготно живется здесь растениям. Они на полном обеспечении у людей. За ними ухаживают как за маленькими детками в детском саду. Стараются создать им самые комфортные условия, чтобы получить хороший урожай. Вот и следующая остановка.
IV остановка: «Про гречиху и пшеницу, кукурузу, рожь, овес»
О многих культурах мы сегодня с вами говорили, давайте вспомним зерновые культуры, которые люди возделывают с давних времен. Из злаков делают не только муку, но и различные крупы для приготовления вкусной каши. Давайте и мы с вами сварим вкусную кашу.
Игра: «Кашевары»
Задание: Назовите зерновую культуру (показ гербария).
Определите, какую крупу изготавливают из данной культуры. (образцы различных круп)
Пшеница - манная крупа.
Просо - пшенную.
Овес - овсяную.
Ячмень - ячневую, перловую.
Гречиха - гречневую.
Кукуруза - кукурузную.
Какие еще продукты питания приготавливают из этих зерновых культур?
(овсяное печенье, кукурузные хлопья и палочки, вафли, пряники, печенье)
Итог мероприятия
Мы с вами побывали сегодня в замечательной стране «Агрос».
1. Давайте вспомним, какая была первая остановка?
«Где щи, там и нас щи».
Для чего мы выращиваем овощные культуры?
2. Как называлась наша вторая остановка?
«Вальс цветов»
Для чего мы выращиваем цветы?
3. Мы с вами сегодня говорили о технических культурах, назовите их.
Посмотрите внимательно на выставку определите, из каких культур изготовлены продукты питания и одежда.
Сахарная свекла- сахар.
Подсолнечник - халва, подсолнечное масло.
Картофель - крахмал, чипсы.
Лен - ткань, нитки, военная форма.
Хлопчатник - вата, ткань, марля, бинты.
4. Как называлась наша четвертая остановка?
«Про гречиху, и пшеницу, кукурузу, рожь, овес».
Назовите зерновые культуры.
Что получают в результате переработки этих растений?
Вот и закончилось наше путешествие по стране «Агрос». Сколько полезных растений растет в этой стране, сколько продуктов питания и различные ткани и материал получают в результате переработки этих культурных растений.
Скажите, а у нас в школе есть такая страна « Агрос», где растут такие замечательные растения, которые кормят нас ( огород), а у кого дома есть страна “Агрос”. Прошло много столетий, но эта удивительная страна, эти полезные растения до сих пор кормят и одевают нас. Все это создано трудом человека. Вы все с ранней весны до поздней осени трудитесь на огороде. Мы должны уважать труд человека. Бережно относиться к результатам труда.
Стихотворение о труде. В. Я Брюсов (рассказывают учащиеся)
В мире слов разнообразных, что
блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, -
нет священней слова «труд».
Все что пьем мы полной чашей, в
прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей, все,
чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный, бег
моторов, поездов,
Самолетов лет бесследный, всё-
наследие трудов.
Все искусства, знанья, книги -
воплощённые труды!
В каждом шаге, в каждом миге ясно
видны их следы.
И на место в жизни право только
те, чьи дни в трудах:
Только труженикам – слава, только
им – венок в веках.
Но когда заря смеётся, встретив
позднюю звезду, -
Что за радость в души льётся
всех, кто бодро встал к труду!
И окончив день, усталый каждый
щедро награждён,
Если труд, хоть скромный, малый,
был с успехом завершён.