Образовательные задачи:
- обучающая – закрепить умение писать слова с соединительными гласными;
- развивающая – изучить правило обозначения безударных гласных в корнях сложных слов;
- воспитательная – воспитывать интерес к родному языку.
Дидактические средства:
1) для стола: скатерть, самовар, тарелка, ваза, три пирожка, две ватрушки, пять цветов;
2) изображение Синеглазки со знаком «плюс» на кофточке;
3) схема сложного слова;
4) карточки с буквами «о», «е»; карточка синего цвета и карточка зелёного цвета;
5) карточки на пирожки и ватрушки с корнями: лес, снег, птиц, звезд, сам; карточки на цветы с корнями: вар, руб, лед, пад, лов.
6) карточки со словами для словарной работы: скатерть – самобранка, самовар, земляника, малина.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня у нас гости. А по русскому обычаю гостей встречают изобилием на столе.
2. Каллиграфическая минутка
- Постелем на стол праздничную скатерть.
- Орнамент состоит из букв «о» и «е». Поучимся их писать.
- Гласные или согласные буквы?
- Какая гласная буква обозначает твёрдый согласный звук, а какая мягкий?
«о» обозначает твёрдый согласный звук;
«е» обозначает мягкий согласный звук.
3. Словарная работа
- В гости я пригласила слова. А какие – вы догадаетесь, выполнив задание.
Отгадаем загадки и запишем слова – отгадки.
1.) Скатерть у нас не простая, а волшебная. Как в русских народных сказках называют волшебную скатерть? (скатерть – самобранка) Почему её так называют? (Сама на стол собирает)
2.)
Стоит Алёнка
В
красной ярмолке.
Кто
мимо идёт –
Всяк
поклонится.
(земляника)
3.) Внутри
– баня,
Нос
крючком,
На
голове корона,
Две
руки.
(самовар)
4.)
Бусы красные висят,
Из
кустов на нас глядят.
Очень
любят бусы эти
Дети,
птицы и медведи.
(малина)
- На какие две группы можно разделить словарные слова? (На доске один ученик разбивает слова на группы: I группа – сложные слова: скатерть – самобранка, самовар; II группа – простые слова: земляника, малина).
- Слова какой группы будут в гостях? Подсказка – орнамент на скатерти. (Сложные слова.)
4. Повторение темы «Сложные слова»
а) Повторение теоретических знаний.
- Какие слова называются сложными?
- Назовите соединительные гласные. («о», «е»)
- После каких согласных пишется «о»? «е»?
(Открывается часть доски со схемой.)
После твёрдых согласных пишется «о», после мягких и «ш» пишется «е».
б) Тренировочные упражнения
- На стол поставим самовар.
- Напечём пирожков, ватрушек и украсим стол цветами.
Разделимся на две группы, чтобы было быстрее:
I группа (Большинство детей класса.) соберут красивый букет цветов. А для этого нужно выполнить задание в учебнике.
Учебник с.85 упр.2 (Дети работают самостоятельно.)
Заменить предложение одним сложным словом. Выделить два корня и соединительную гласную.
II группа (Дети, нуждающиеся в педагогической поддержке.) напекут пирожки.
Учащиеся работают с учителем.
Дети выходят по очереди к доске, заменяют предложение одним словом. Выделяют корни и соединительную гласную. Перед соединительной гласной под твёрдой согласной ставят синюю точку, под мягкой согласной - зелёную.
1) Любитель книги.
Объяснение: первый корень оканчивается на твёрдую согласную, выбираю соединительную гласную «о».
(Учитель на стол ставит тарелку, а в тарелку пирожок корнем слова к доске.)
2) Человек, который делает масло.
Объяснения: первый корень оканчивается на твёрдую согласную, выбираю соединительную гласную «о».
(В тарелку помещают ещё один пирожок.)
3) Земля трясётся, появляются трещины. Как называется такое природное явление?
Объяснение: первый корень оканчивается на мягкую согласную, выбираю соединительную гласную «е».
(В тарелку помещают ещё один пирожок.)
4) Машина, которая сама летает.
Объяснения: первый корень оканчивается на твёрдую согласную, выбираю соединительную гласную «о».
(В тарелку помещают ватрушку.)
5) Человек, который строит корабли.
Объяснение: первый корень оканчивается на мягкую согласную, выбираю соединительную гласную «е».
(В тарелку помещают ещё одну ватрушку.)
- Молодцы! Быстро справились с работой. Теперь есть с чем и гостей встретить.
Проверка самостоятельной работы I группы
Учитель на стол ставит вазу. Дети по очереди читают слова с комментированием. В вазу учитель помещает цветы корнем слова к доске: слово – цветок.
Объяснение: после [ш] гласный звук [э] обозначается гласной буквой «е»; [д] – твёрдый согласный, пишем соединительную гласную «о» и т. д..
- Отлично. С цветами стало ещё красивее.
Физминутка
Игра «Поймай слово».
(Дети хлопают в ладоши, если слышат сложные слова.)
Снегопад, снеговой, подосиновик, мышеловка, подберёзовик, землемер, лесостепь
5. Новая тема «Проверка безударных гласных в сложных словах»
- Богатый стол. А кто будет хозяйкой за столом? Предлагаю пригласить героиню сказки
Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Отгадайте её имя.
Первый корень возьмите из слова «синева», второй корень – из слова «глазной», добавьте суффикс и окончание из слова «ёлка». Назовите имя девочки.
(На доске появляется рисунок Синеглазки со знаком «плюс» на кофточке.)
- Как вы думаете, почему именно Синеглазку я приглашаю на урок? (Имя «Синеглазка» - сложное слово.)
-А какая знакомая орфограмма встретилась в слове? ( Безударная гласная в корне.)
- Как проверить безударные гласные в корнях слов?
-Подберём проверочное слово. Выделим корни слов и соединительную гласную.
- В каком корне встретилась безударная гласная? Посмотрите на пять слов написанные на доске. (Из коллективной работы) Выпишем слова, где безударные гласные тоже в первом корне.
-Выпишем слова, где безударные гласные в двух корнях.
6. Закрепление знаний
- Почему у девочки на юбке знак «плюс»?
Сложные слова образованы путём сложения двух основ.
(Учитель переворачивает пирожки и цветы корнями слов вверх.)
- Докажите Синеглазке, что вы дружите с действием сложения. Соберите 5 слов: первый корень – пирожок, второй – цветок. Если в корне безударный гласный – подберите проверочное слово. (Дети работают самостоятельно.)
Коллективная проверка
7. Творческое задание
- Синеглазка любит разгадывать кроссворды. Помогите ей.
«Пишем грамотно», тетрадь№1 с.29 упр. 2 (кроссворд состоит из сложных слов). (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)
8. Обобщение
- Интересные гости были у нас?
- Что мы повторили? (Правописание сложных слов с соединительными гласными.)
- Чему научились? (Проверять безударные гласные в словах с двумя корнями.)
- А может быть кто – то поделится своим открытием? (Дети могут заметить, что в сложных словах встречаются суффиксы, приставки.)