Урок-игра по русскому языку в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Образовательные задачи:

  • обучающая – закрепить умение писать слова с соединительными гласными;
  • развивающая – изучить правило обозначения безударных гласных в корнях сложных слов;
  • воспитательная – воспитывать интерес к родному языку.

Дидактические средства:

1) для стола: скатерть, самовар, тарелка, ваза, три пирожка, две ватрушки, пять цветов;

2) изображение Синеглазки со знаком «плюс» на кофточке;

3) схема сложного слова;

4) карточки с буквами «о», «е»; карточка синего цвета и карточка зелёного цвета;

5) карточки на пирожки и ватрушки с корнями: лес, снег, птиц, звезд, сам; карточки на цветы с корнями: вар, руб, лед, пад, лов.

6) карточки со словами  для словарной работы: скатерть – самобранка, самовар, земляника, малина.

Ход урока

1. Организационный момент

- Сегодня у нас гости. А по русскому обычаю гостей встречают изобилием на столе.

2. Каллиграфическая минутка

- Постелем  на стол праздничную скатерть.

- Орнамент состоит из букв «о» и «е».  Поучимся их писать.

- Гласные или согласные буквы?

- Какая гласная буква обозначает твёрдый согласный звук, а какая мягкий?

«о» обозначает твёрдый согласный звук;

«е» обозначает мягкий согласный звук.

3. Словарная работа

- В гости я пригласила слова. А какие – вы догадаетесь, выполнив задание.

Отгадаем загадки и запишем слова – отгадки.

1.) Скатерть у нас не простая, а волшебная. Как в русских народных сказках называют волшебную скатерть? (скатерть – самобранка) Почему её так называют? (Сама на стол собирает)

2.) Стоит Алёнка
В красной ярмолке.
Кто мимо идёт –
Всяк поклонится.
(земляника)

3.) Внутри – баня,
Нос крючком,
На голове корона,
Две руки.
(самовар)

4.) Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(малина)

- На какие две группы можно разделить словарные слова? (На доске один ученик разбивает слова на группы: I  группа – сложные слова: скатерть – самобранка, самовар; II группа – простые слова: земляника, малина).

- Слова какой группы будут в гостях? Подсказка – орнамент на скатерти. (Сложные слова.)

4. Повторение темы «Сложные слова»

а) Повторение теоретических знаний.

- Какие слова называются сложными?

- Назовите соединительные гласные. («о», «е»)

- После каких согласных пишется «о»? «е»?

(Открывается часть доски со схемой.)

После твёрдых согласных пишется «о», после мягких и «ш» пишется «е».

б) Тренировочные упражнения

- На стол поставим самовар.

- Напечём пирожков, ватрушек и украсим стол цветами.

Разделимся на две группы, чтобы было быстрее:

I группа (Большинство детей класса.) соберут красивый букет цветов. А для этого нужно выполнить задание в учебнике.

Учебник с.85 упр.2 (Дети работают самостоятельно.)

Заменить предложение одним сложным словом. Выделить два корня и соединительную гласную.

II группа (Дети, нуждающиеся в педагогической поддержке.) напекут пирожки.

Учащиеся работают с учителем.

Дети выходят по очереди к доске, заменяют предложение одним словом. Выделяют корни и соединительную гласную. Перед соединительной гласной под твёрдой согласной ставят синюю точку, под мягкой согласной - зелёную.

1) Любитель книги.

Объяснение: первый корень оканчивается на твёрдую согласную, выбираю соединительную гласную «о».

(Учитель на стол ставит тарелку, а в тарелку пирожок корнем слова к доске.)

2) Человек, который делает масло.

Объяснения: первый корень оканчивается на твёрдую согласную, выбираю соединительную гласную «о».

(В тарелку помещают ещё один пирожок.)

3) Земля трясётся, появляются трещины. Как называется такое природное явление?

Объяснение: первый корень оканчивается на мягкую согласную, выбираю соединительную гласную «е».

(В тарелку помещают ещё один пирожок.)

4) Машина, которая сама летает.

Объяснения: первый корень оканчивается на твёрдую согласную, выбираю соединительную гласную «о».

(В тарелку помещают  ватрушку.)

5) Человек, который строит корабли.

Объяснение: первый корень оканчивается на мягкую согласную, выбираю соединительную гласную «е».

(В тарелку помещают ещё одну  ватрушку.)

- Молодцы! Быстро справились с работой. Теперь есть с чем и гостей встретить.

Проверка самостоятельной работы I группы

Учитель на стол ставит вазу. Дети по очереди читают слова с комментированием. В вазу учитель помещает цветы корнем слова к доске: слово – цветок.

Объяснение:  после  [ш] гласный звук [э] обозначается гласной буквой «е»; [д] – твёрдый согласный, пишем соединительную гласную «о» и т. д..

- Отлично. С цветами стало ещё красивее.

Физминутка

Игра «Поймай слово».

(Дети хлопают в ладоши, если слышат сложные слова.)

Снегопад, снеговой, подосиновик, мышеловка, подберёзовик, землемер, лесостепь

5. Новая тема «Проверка безударных гласных в сложных словах»

- Богатый стол. А кто будет хозяйкой за столом? Предлагаю пригласить  героиню сказки

Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Отгадайте её имя.

Первый корень возьмите из слова «синева», второй корень – из слова «глазной», добавьте суффикс и окончание из слова «ёлка». Назовите имя девочки.

 (На доске появляется рисунок Синеглазки  со знаком «плюс» на кофточке.)

- Как вы думаете, почему именно Синеглазку  я приглашаю на урок? (Имя «Синеглазка» - сложное слово.)

-А какая знакомая орфограмма встретилась в слове? ( Безударная гласная в корне.)

- Как проверить безударные гласные в корнях слов?

-Подберём проверочное слово. Выделим корни слов и соединительную гласную.

- В каком корне встретилась безударная гласная? Посмотрите на пять слов написанные на доске. (Из коллективной работы)  Выпишем слова, где безударные гласные тоже в первом корне.

-Выпишем слова,  где безударные гласные в двух корнях.

6. Закрепление знаний

- Почему у девочки на юбке знак «плюс»?

Сложные слова образованы путём сложения двух основ.

(Учитель переворачивает пирожки и цветы корнями слов вверх.)

- Докажите Синеглазке, что вы дружите с действием сложения. Соберите 5 слов: первый корень – пирожок, второй – цветок. Если в корне безударный гласный – подберите проверочное слово. (Дети работают самостоятельно.)

Коллективная проверка

7. Творческое задание

- Синеглазка любит разгадывать кроссворды. Помогите ей.

«Пишем грамотно», тетрадь№1 с.29 упр. 2 (кроссворд состоит из сложных слов). (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)

8. Обобщение

- Интересные гости были у нас?

- Что мы повторили? (Правописание сложных слов с соединительными гласными.)

- Чему научились? (Проверять безударные гласные в  словах с двумя корнями.)

- А может быть кто – то поделится своим открытием? (Дети могут заметить, что в сложных словах встречаются суффиксы, приставки.)