Коррекционно-образовательные цели: Уточнения и закрепления словаря по теме "Посуда" (кофейник, сахарница, конфетчица, молочник, масленка, салфетница, солонка). Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, деталях, из которых она состоит и материала, из которого она сделана. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Закрепления навыков детей в декоративном рисовании и активизация творческого воображения.
Коррекционно-развивающие цели: Активизация речевой деятельности детей, совершенствование навыков составления описательных рассказов по теме "посуда" с использование плана-схемы. Развитие речевого слуха, мелкой моторики, воображения и логического мышления.
Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание внимательного и бережного отношение к посуде, создание положительного эмоционального фона.
Оборудование: План-схема (a href="pril1.doc">Приложение 1), набор посуды, плоскостные изображения предметов посуды, краски, кисти на каждого ребенка, мяч.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики "Машина каша", знакомство детей с предметами посуды, с ее деталями и с материалом, из которого она сделана. Знакомство с видами росписи посуды.
Ход занятия
Организационный момент: Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Дети по музыку входят в группу. Здороваются с гостями. Логопед встречает детей улыбкой, говорит, что рад всех видеть.
Логопед: К нам пришли гости. А что делают хозяева, когда к ним приходят гости? (ответы детей)
- Правильно накрывают стол. В чем подадим сахар? В чем подадим шоколадные конфеты? В чем подадим сливочное масло? (хлеб, салфетки, молоко, соль) Следить, чтобы дети отвечали полными предложениями на вопросы.
- Из чего будем кормить и поить гостей? (ответы детей) Где можно приобрести посуду? (ответы детей)
- Я предлагаю сходить в магазин "посуда" и приобрести все необходимое. Только сначала уточним, что из чего сделано. Кто быстро и правильно ответит, тот и пойдет в магазин.
1. Игра "Из чего сделана посуда, и какая она?"
У меня в руках мяч. Кому я его кину и назову из чего сделана посуда, тот должен ответить, какая это посуда по материалу
Стакан из стекла - стеклянный
Ваза из хрусталя - хрустальная
Чашка из фарфора - фарфоровая
Кружка из алюминия - алюминиевая
Ложка из дерева - деревянная
Дети проходят в магазин, продавец расставляет посуду по полкам и говорит: "На эту полку я поставлю столовую посуду, а на этой полке у меня будет чайная посуда.
2. Игра "4-й лишний" (закрепить умения классифицировать чайную, столовую посуду)
- Здравствуйте, ребята, приглашаю вас в магазин. Какая посуда у меня продается? (столовая, чайная). У меня все в порядке каждая посуда на своем месте.
Логопед: Ребята, а продавец правильно расставил посуду? Ответы детей
Какие бывают тарелки? (глубокие и мелкие) Вилки и ножи? (стальные) Ложки? (столовые, чайные, металлические и деревянные).
3. Составления описательных рассказов с опорой на план - схему. (Приложение 1)
Продавец: зачем ко мне пришли?
- Продам все, что пожелаете, да не за деньги, а за умения. За умения рассказывать о том, что будете покупать. (обращает внимание детей на план - схему) Опишите форму, цвет, из какого материала изготовлен предмет, для чего нужен вам? Лишь тогда его продам.
- И еще одно условие: описывая предметы, не называйте его, пусть другие дети догадаются, что вы хотите купить.
Дети составляют описательные рассказы и купленные предметы ставят на стол.
Индивидуальная работа (для Кости) игра "шифровщик" Костя пойдет к Лидии Александровне и найдет нам необходимые предметы посуды.
4. Игра - пантомима: (между описательными рассказами детей) Мы поиграем в превращали, я вам называю предмет, а вы его показываете без слов. 1-2-3 повернись и в кипящий чайник превратись. (Большая кастрюля, кофейная веселая чашечка). Дети изображают названные предметы под музыку.
5. Пальчиковая гимнастика.
"Машина каша"
Маша кашу варила, указательным пальцем правой руки
Маша кашей всех кормила дети мешают в левой ладошке.
Разложила Маша кашу
Кошке - в чашку,
Жучке - в плошку,
А коту - в большую ложку.
загибают по одному пальчику
В миску курицам, цыплятам на руках
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, разжимают кулачки
Все до крошки раздала. сдувают "крошки" с ладошек.
6. Роспись посуды.
Продавец раздает детям плоскостные изображения предметов посуды белого цвета.
- У меня в магазине есть посуда, но ее никто не покупает. Почему? (ответы детей) А что нужно сделать, чтобы ее купили? Помогите мне ее расписать?
Логопед: Ребята, берите стульчики и садитесь за столы. Какие узоры и элементы используют для росписи посуды? (ответы детей) Какими цветами вы будете пользоваться? Подумайте и приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей
Продавец: спасибо такую красивую посуду у меня обязательно купят. До свидания.
7. Итог занятия.
- Посмотрит, какой у нас получился богатый стол. А что мы для этого делали? (ответы детей) Стол накрыт, приглашайте гостей к столу. Дети приглашают гостей пить чай.