Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение

Разделы: Биология


1. Место данного урока по разделу или теме.

2-й урок в курсе “Биология” 7 класс под редакцией Н.И.Сонина, 12 урок при изучении “Царства растений” и 7 урок при изучении темы “Высшие растения.

2. Правомерность поставленных целей урока, достижение их выполнения.

В связи с изучением темы “Отдел голосемянные” главной целью урока является изучить общую характеристику отдела голосемянные, поэтому раскрываем особенности строения и жизнедеятельности растений отдела голосемянных и на конкретном примере сосны быкновенной изучаем размножение вида.

3. Организация урока.

Тип урока Структура урока Подготовленность класса к уроку Организация работы учащихся
(Ф,Г,К,И работа)
Плотность урока
Урок-диалог Организационная схема и последовательность элементов структуры,а также временные рамки выполнения, соблюдены; цель урока соответствует поставленным задачам и раскрывает содержательный её компонент . Объем знаний , основанных на изучении предыдущих тем и разделов, позволяет учащимся самостоятельно формулировать характерные признаки голосемянных, умение владеть микроскопом дает возможность изучить строение листа, шишки, пыльцы голосемянных. Активизация познавательной деятельности осуществляется в результате постановки проблемы. Урок начинается с фронтального опроса. Выполнение лабораторной работы подразумевает групповой вид деятельности. Индивидуальная работа проводилась при проверке результативности урока. Так как урок несет в себе большую содержательную нагрузку,на каждом его этапе время распределялось рационально.

4. Содержание урока

Научность материала Правильность подбора материала Воспитательная направленность урока Практическая направленность урока Меж- и внутрипредметные связи Качество ЗУНов
Научно доказана цепочка происхождения голосемянных от разноспоровых папоротников, что размножение у голосемянных происходит при помощи семян При работе используется текст учебника, слайд-шоу, где показана классификация и основные признаки голосемянных, по изученному материалу выполнен тест. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, к родному краю. Провести лабораторная работа с изучением натуральных объектов и гербарных экземпляров, для практического жизненного применения это необходимо для знания сроков сбора и посадки новых лесов. С литературой, ИЗО.

Изученный материал по теме “Растения” способствует лучшему усвоению нового материала.

Качество знаний %,

Показать умение анализировать и систематизовать ранее полученные знания, продемонстрировать навык работы с микроскопами.

Цели урока:

  • дать общую характеристику отдела ГОЛОСЕМЕННЫЕ
  • раскрыть особенности строения и жизнедеятельности растений отдела голосеменных ;
  • продолжить формирование умений узнавать виды,
  • голосеменные, сравнивать с папоротниковидными;
  • проводить экологическое и патриотическое воспитание учащихся на примере темы.

Оборудование урока:

  • таблица “Сосна обыкновенная”
  • гербарные экземпляры голосеменных
  • ветки растений встречающихся в нашей местности
  • коллекция шишек
  • схемы учебника
  • микроскопы
  • презентация
  • видеофильм
  • репродукция картины Шишкина “На севере диком…” (на доске рис. 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка знаний (фронтальный опрос)

1. От каких вымерших растений произошли папоротники? (от псилофитов)

2. Какое строение имеют папоротники? (корневище, стебель короткий , листья сильно рассечены со спорангиями)

3. Сколько поколений в жизненном цикле папоротниковидных; как они называются? (в жизненном цикле 2 поколения спорофит и гаметофит)

4. Как осуществляется процесс размножения папоротников? (стр.63 рис) [2]

5. Есть ли у папоротников вегетативное размножение? (да, специальные почки на корневище)

6. Где встречаются папоротники?

7 .В каких климатических зонах? (от тундры до тропических лесов)

8. Виды папоротников обитающих на нашей территории? (щитовник мужской, орляк.)

9. Практическое значение папоротниковидных.

10. Какие жизненные формы встречаются у папоротников? (травянистые, лиановидные, древесные.)

- Молодцы! Я предлагаю вам остановиться на древесных формах жизни.

III. Постановка проблемы

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет , качаясь, и снегом сыпучим
Одета , как ризой, она.
(М.Ю.Лермонтов)

А сейчас, давайте все вместе найдем родственников сосны, установим сходство с другими растениями.

Давайте вместе посмотрим на таблицу: “Эволюционное древо”

Какие растения произошли после папоротниковидных? (голосеменные)

Тема нашего урока: “Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение”. (Приложение 1.СЛАЙД № 1)

Приложение 1.

Выполним Л.Р. строение мужских и женских шишек, пыльцы, семян сосны

IV. Изучение нового материала

Голосеменные - высшие растения(Приложение 1.СЛАЙД № 2)

- Признаки голосеменных :

- Давайте их выявим вместе:

- Рассмотрите выданные вам экземпляры, и назовите их признаки. (Приложение 1.СЛАЙД № 2)

- Уточним: Особенности голосеменных. (Приложение 1.СЛАЙД № 3)

- Многообразие видов, жизненных форм.

- В настоящее время эта группа включает всего около 700 видов деревьев и кустарников. Современные виды распространены по всему земному шару.

-  В состав отдела голосеменных входит несколько классов. (Приложение 1.СЛАЙД № 4)

- Наиболее многочисленны представители класса хвойных. Почти все виды представлены деревьями: сосна, ель, пихта, лиственница. (Приложение 1.СЛАЙД № 5)

2. Особенности строения голосеменных на примере сосны обыкновенной (рассказ, демонстрация гербарных экземпляров растений) (Приложение 1.СЛАЙД № 6)

1. Рассмотрите внешнее строение побега сосны

2. Сосна является долгожителем 300-400лет. Продолжительность жизни некоторых видов сосен составляет до 4 тыс. лет (СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ ) .

Паренхимы в древесине очень мало. У многих видов в коре и древесине имеются смоляные ходы, заполненные смолой, эфирными маслами и другими веществами.

Строение ЛИСТА- МИКОПРЕПАРАТ. Каков внешний вид хвоинки?

3. Особенности размножения сосны обыкновенной.

Выполнение Л.Р. Мужские и женские шишки, их расположение, образование семян (рассказ) (Приложение 1.СЛАЙД № 7)

V. Беседа во время Л.Р

ЦЕЛЬ :

  1. Изучить строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.
  2. Рассмотрите мужские шишки сосны и опишите их .как, они выглядят?
  3. Рассмотрите под микроскопом мужскую шику.
  4. Рассмотрите пыльцу под микроскопом при увеличении в 300 раз. Найдите воздушные пузырьки.
  5. Рассмотрите внешний вид женской шишки.
  6. Рассмотрите зрелую шишку .каковы ее размеры
  7. Рассмотрите семя. Найдите крылышко, какую функцию оно выполняет.
  8. Зарисуйте в тетради семя, подпишите его части.
  9. Сделайте вывод.

ВОПРОСЫ?

Сосна - обоеполое (мужская и женская половая клетка на одном растении) ветроопыляемое. На молодых стеблях образуются два вида шишек - укороченных побегов: мужские и женские.

На мужских шишках образуется микроспоры, а на женских формируются мегаспоры. В ходе опыления и оплодотворения образуется семя с запасом питательных веществ. Созревшие семена разносятся ветром.

4. Семя, особенности его строения и расположения на чешуйках, роль семян в эволюции растительного мира. (Беседа-рассказ, демонстрация таблиц.) Семя имеет запас питательных веществ и одето защитными оболочками. В ходе эволюции у семени образовалось крылышко для распространения и расселения.

На территории Московской обл. произрастают голосеменные растения: сосна обыкновенная, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. В Сибири леса с преобладанием лиственницы занимают площадь это 52 млн. га. В крае произрастают два вида лиственницы: даурская и сибирская.

Растет лиственница быстро: в год прибавляется на метр. В 25 лет она достигает таких размеров, каких ель или сосна смогут достигнуть лишь к 50 годам.

Проводим тест и мини-викторину (Приложение 2). Ответы (Приложение 1.СЛАЙД № 8)

VI. Рефлексия

-Что нового узнали?

Понравился ли вам урок? Чем? Что было интересного?

голосеменные растения - многочисленная группа растений (700 видов) на планете, распространены по всему земному шару, среди них выделяют различные жизненные формы: деревья и кустарники. Но все они имеют семена расположенные открыто на чешуйках шишек.

(Приложение 1.СЛАЙД № 9)

VII. Домашнее задание

стр.68-70, вопросы стр.74. Подготовить сообщение о любом виде голосеменного растения

Литература

[1] В. Рохлов, А. Теремов, Р.Петросов. “Занимательная ботаника”, “Аст-пресс”, М., 1999.

[2] В.Б. Захаров. Н.И. Сонин .Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс, “Дрофа”. М., 2007.

[3] АД. Мухачев .Розовая чайка. М., Росссельхозакадемия, 2005. Методический отдел. 2006.

[4] В.Л. Новосельнев. “Справочник лесничего”. М.,1994.