Ознакомление с понятиями сложения и вычитания

Разделы: Начальная школа


Смысл действий "сложения" и "вычитания" раскрывается на уроке, где осуществляется обобщение известного случая прибавления и вычитания "1".

Цель урока: познакомить с сущностью действий "сложения" и "вычитания"; систематизировать знания о случаях прибавления и вычитания "1".

На подготовительном этапе данного урока необходимо вспомнить, как получается каждое последующее и предыдущее число. Также я предлагаю следующие задания:

- Назовите любое число, потом ему последующее, предыдущее.

- Я задумала число, увеличила его на 1, получила 6. Какое число задумала.

- Вставьте пропущенный знак, объясните ответ:

  • 6:2 = 8
  • 9:1 = 8
  • 7 + : =8
  • 10 - :=9

- Решите задачи:

  • У Коли было 4 марки, Петя подарил ему ещё 1. Сколько марок стало у Коли?
  • На дереве сидело 5 синиц, улетела 1 синица. Сколько синиц осталось на дереве?

С целью знакомства с сущностью действия "сложения" целесообразны следующие задания:

- Посмотрите на доску, проследите, что я делаю, и составьте рассказ.

На доске, например, 3 красных круга и рядом 2 синих. Учитель сдвигает красные и синие круги. Ученики составляют рассказ. Например, Маша сдвинула 3 красных и 2 синих круга.

- Как можно иначе назвать произведённое действие? (объединила, соединила).

- Задайте вопрос.

- Сколько всего кругов? (необходимо обратить внимание на слово "всего")

- Составьте выражение. (3+2)

- Прочитайте запись. (Ученики читают запись по-разному).

-Числа можно складывать, и мы сложили числа два и три. Это действие называется "сложение".

Аналогично вводится действие вычитание.

На доске 3 красных круга. Учитель убирает 2.

- Составьте рассказ.

- Составьте выражение.

Учитель делает обобщение, что числа можно вычитать, действие называется "вычитание".

На данном же уроке осуществляется обобщение и систематизация знаний учащихся о способе прибавления и вычитания числа 1 путём составления таблиц сложения и вычитания.

Учитель показывает демонстрацию: 1 красный круг, к нему добавляют ещё 1 красный круг.

- Составьте задачу, запишите решение.

- Появляется запись: 1+1 = 2.

- Какое математическое действие выполнили? (сложение)

- Представьте, что я ещё добавлю один круг. (Круг учитель не добавляет)

- Запишите решение. (2 + 1 = 3)

Таким образом, составляется вся таблица сложения, остальные примеры дети записывают самостоятельно.

Затем необходимо проанализировать таблицу: меняется первое число на один, второе остаётся без изменения, меняется и результат на 1.

Аналогично вводится таблица на вычитание.

На доске 10 красных кругов. Учитель убирает 1 круг и предлагает ученикам составить пример. Потом убирает ещё 1 круг.

Составляется таблица:

  • 10 - 1 = 9
  • 9 - 1 = 8.

Далее дети записывают примеры самостоятельно, представив, что круги убирают по одному.

Таким образом, составляется вся таблица на вычитание и проводится её анализ с целью установления закономерности: если уменьшается первое число на 1, то результат уменьшается на 1.

Обобщение:

- Какое действие над числами выполняли в первом столбике? Докажите.

- Какое действие над числами выполняли над числами во втором столбике? Докажите.

На этапе осознания и запоминания новых знаний данного урока целесообразно предложить игру "День-ночь". Учитель стирает элементы записи или меняет их местами, а учащиеся их должны восстановить. Это способствует запоминанию таблицы и способа её составления.

На уроке по теме: "Прибавить и вычесть по 1" необходимо познакомиться со случаями прибавления и вычитания по одному. На этапе изучения новых знаний данного урока учитель первый раз создает проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация - это мысленное затруднение, которое необходимо преодолеть средствами интеллекта.

Учащимся предлагается решить примеры с объяснением:

  • 3 + 1 =
  • 7 + 1 =
  • 4 - 1 =
  • 8 + 1 + 1 =
  • 5 - 1 - 1 =
  • 9 - 1 =

Новые примеры дети решить с полным объяснением не смогут, но выделяют их.

- Составьте рассказ по демонстрации. (Учитель показывает демонстрацию, где прилетела сначала одна птичка, потом ещё одна).

- Найдите, какой из новых примеров соответствует демонстрации.

После чего учитель предлагает другую демонстрацию и тоже просит детей найти соответствующую запись. (Учитель показывает демонстрацию, где сначала улетела одна птичка, потом другая).

На доске выделяется две записи:

  • 3 + 1 + 1 =
  • 3 - 1 - 1 =

Далее учитель вводит алгоритм решения данного примера, обучая детей составлять памятку:

- Что надо сделать? (Надо решить пример 3 + 1 + 1 =)

- Что сделать сначала? (к 3 прибавит 1)

- Что сделаем потом? (потом прибавим ещё 1)

- Вычислите. (К 3 прибавит 1, получим число, следующее за "3" - это "4"; к 4 прибавить 1, получим следующее число "5")

- Прочитайте ответ. (3+ 1 +1 = 5)

Параллельно учитель выставляет карточки с опорными словами, и постепенно получилась памятка к решению примера:

  • Надо:
  • Сначала:, потом:
  • Вычисляю:
  • Читаю ответ.

На этапе осознания и запоминания новых знаний целесообразно предложить учащимся привычную игру "День-ночь", стирая как знаки в записи, так и опорные слова алгоритма.