Урок русского языка "Орфографические задачи, которые легко решать"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • На основе наблюдения за словами познакомить с орфограммами: окончание имен существительных в именительном падеже, родовые окончания в глаголах прошедшего времени.
  • Создавать условия для повышения познавательной активности на уроках русского языка.
  • Продолжить работу по развитию внимательности и орфографической зоркости.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Задачи урока:

  • Открытие новых знаний;
  • формирование орфографической зоркости;
  • развитие речи;
  • развитие интереса к русскому языку; умения делать умозаключения, находить выход из затруднения;
  • повышение мотивации и интереса к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедиапроектор, карточки с заданиями для работы в парах, орфографические словари, учебник, тетрадь с печатной основой.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

- Чего вы ожидаете от сегодняшнего урока?

- А я от вас жду интересных открытий.

2. Повторение изученного. Работа в тетрадях с печатной основой. Вспомните,чем мы занимались на прошлом уроке?

(учились писать без ошибок)

И помогала в этом ПАМЯТКА №3, которая и сегодня нам пригодится.

Откройте №137 в тетради с печатной основой. Какое задание предлагают авторы учебника?

(прочитать слова, записанные в транскрипциях, и записать их, пользуясь ПАМЯТКОЙ.)

1 ученик у доски.

1) Записываем с "окошками".

2) Пробуем решить орфографические задачи.

(воспользуемся словарем,- дети по желанию могут использовать как словарь в учебнике, так и орфографический словарь, лежащий на парте.)

3) Проверяем. Читаем по слогам и стараемся запомнить написание.

4) А теперь проверим себя. Я открываю слово, а вы запишите его на новой строчке, отмечая все опасные места.

Слайд№1

Еще раз проверьте, правильно ли записали слова? Кто не ошибся? Поставьте + на полях.

3. Сообщение темы урока.

Как мы решали поставленные орфографические задачи?

Есть ли другие способы их решения?

(подбор проверочного слова, правила)

Все ли задачи мы уже умеем решать? Что же мы сегодня будем делать?

(учиться решать орфографические задачи)

Слайд №2

4. Проверка домашнего задания. Работа по развитию речи.

Для того, чтобы совершить новое открытие, отправимся в осенний лес.

Слайд №3

"Лес, точно терем расписной,-
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной:

Так писал замечательный русский поэт Иван Бунин. А какие предложения об осени вы придумали и записали дома?

5. Подведение к новому способу решения орф.задач.

Слайд №4

Посмотрите на этих детей. Они собирали в осеннем лесу листья. А что по-вашему еще можно собирать в лесу осенью? А вот я собирала в лесу не грибы, не ягоды, а слова для нашего урока!

Отгадайте первое слово.

(ветки)

Запишите в тетрадь, оставляя "окошко" на месте спрятанной буквы.

(Далее идут слова: облако, листья, дорога, дерево)

- Как же узнать, какие буквы спрятаны?

Догадки детей проверяем, открывая буквы.

Какое открытие вы сейчас совершили?

Прочитаем об этом в учебнике на стр. 62. (читаем про себя)

Слайд №5

6. Закрепление. Давайте повторим новое правило и заполним таблицу.

А чтобы вы лучше запомнили это правило - потренируемся. Я говорю слово, а вы определите, какую гласную нужно писать на конце.

(небо, ягода, уроки, дыня, крылья, солнышко, поле)

7. Физминутка. (имитация)

Идем по лесу. Дышим глубоко - какой свежий воздух в лесу!

Вдохнули - выдохнули.

Соберем листья.

Наклонились - взяли один, наклонились - другой.

Присели- еще наберем: справа, слева, слева, справа.

Целую охапку собрали!

А теперь подбросим в воздух.

Подкинули- полетели листочки и опустились на землю.

8. Подведение к новому правилу.

Слайд №6

Осень пришла не только в лес, Но и в сады. Люди собирают урожай.

А Антон, гуляя по саду, составлял предложения и столкнулся еще с одной орфографической задачей.

С какой?

(безударная гласная на конце слов- названий действий)

Вы можете ему помочь?

(решение орф.задачи)

Слива поспела.

Яблоко поспело.

Фрукты поспели.

9. Чистописание.

Найдите в последнем задании такое сочетание букв.

(записываю на доске сочетание ОЛ)

Обведите в кружок и сравните с моим образцом. У кого написано правильно и аккуратно? Поставьте на полях +. Кто не очень доволен? Потренируемся писать это соединение на новой строчке.

10. Зарядка для глаз.

Слайды № 7-10

11. Закрепление.

Слайд №11

А этого мальчика вы узнали? (иностранец Серж)

Какое задание предлагает нам Серж?

(Составить предложения, вставить безударную гласную на конце названий действий).

Работа в парах по карточкам.

Проверка.

12. Работа с деформированными предложениями.

Слайд №12

У Антона тоже для вас задание. Догадались, какое?

(составить из слов предложение).

Устно составляем. Любое из предложений записывается в тетрадь.

Проверка.

Подсчитайте количество безударных гласных в первом предложении.

Птицы улетели в теплые края. (6)

Второе предложение:

Белка запасла на зиму грибы и орехи. (7)

13. Рефлексия.

-Хорошо бродить по осенним дорожкам, но пора возвращаться в класс.

Слайд № 13

Что вы расскажете дома о сегодняшнем путешествии?

Кого бы вы похвалили сегодня?

А теперь возьмите карандаш и оцените свою работу на уроке.

Слайд №14, 15

14. Итог. Домашнее задание.

Вы хорошо поработали.

Выставление оценок.

Д/з в учебнике №145, а кто захочет, может добавить свои примеры на новое правило.

Приложение.