Технологическая карта мастерской «Деревья».
Образовательная задача: учить детей видеть и выделять существенные признаки предмета, уметь описывать предмет.
Цели:
- прививать любовь к окружающему нас миру
- развивать умение видеть прекрасное в окружающих нас предметах природы
- развивать коммуникативные навыки при работе в группе
Организация пространства: парты стоят для работы в четверках.
Оборудование: веточки ели и берёзы, изображения деревьев, листы белой бумаги формата А-4, письменные принадлежности, фломастеры, цветные карандаши.
Алгоритм мастерской
Индукция
- Отгадайте загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
(Дерево)
- Нарисуйте любое дерево на половинке листа.
Рисунки детей вывешиваются на доску.
Самоконструкция
- Сегодня мы с вами поговорим о деревьях, которые вы все хорошо знаете, видели не один раз. Отгадайте, о каком дереве пойдёт речь.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
Что же это за девица:
не швея, не мастерица,
ничего сама не шьет,
а в иголках круглый год?
(Ель)
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Береза)
- Как вы догадались?
- У вас на парте лежит лист белой бумаги. Сложите его пополам.
- Нарисуйте на первой половине листа ель, на второй берёзу.
Социализация
- Посмотрите на свой рисунок и попробуйте определить, по каким признакам можно узнать одно и другое дерево.
Социоконструкция
- Придумайте в парах загадку про деревья.
Социализация
Рассказать все загадки, которые придумали дети. Определить в каких из них по перечисленным признакам можно узнать ель и берёзу, а в каких нельзя и почему.
Социоконструкция
- Посмотрите на веточки, которые лежат у вас на столах, можно их потрогать. Сравните. В чём их сходство, а в чём отличие? Обсудите.
- Напишите, чем отличается ель от берёзы на листе с № группы.
Социализация
- Расскажите, чем отличается ель от берёзы.
- Назовите ещё деревья, которые похожи на эти.
- Как можно назвать деревья с листочками?
- А с иголочками, хвоинками?
Дедукция
- А сейчас послушайте, как описывает И.Соколов–Микитов в своих рассказах берёзу и ель.
Берёза.
«Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрытые тонкой берестою. Особенно хорош березовый лес весной. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок...
Есть в русской природе особенный день, когда на березах начинает распускаться молодая листва. Выйдешь и радостно ахнешь: зеленой нежной дымкой покрылись лесные опушки. Клейкой нежной листвою пахнет в березовой роще. Как хороши молодые березовые листочки! Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся земли. Пройдет день-другой — и все березы покроются молодой густой свежей листвою...»
Ель.
«Каждый знает это самое распространенное в наших местах дерево, покрытое зеленой хвоею. Ель обычно растет на влажных местах. В густой тени елового леса растут лишь немногие растения, нет надежды собрать здесь летом много грибов...
Особенно хороша ель в лесу. В зимние звездные и лунные ночи блестит на ее ветвях снег. Сказочным кажется дерево, украшенное снегом, отражающее на ветвях своих звездный и лунный свет...
Весною из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. У опушек елового леса из разлетевшихся семян вырастает зеленый еловый молодняк. Очень красивы, веселы молодые елочки...»
Социоконструкция
- Используя ваши рисунки, в четверках составьте несколько предложений о каждом дереве.
Социализация
Каждая группа рассказывает.
Рефлексия.
- Положите перед собой маленький лист.
- Напишите название дерева, которое вам больше нравится.
- Напишите, какое это дерево? (два слова).
- Что оно делает? (три слова).
- Запишите предложение из четырёх слов об этом дереве.
- Каким ещё словом можно назвать ваше дерево?
Дети зачитывают работы, которые у них получились.