Тип урока: Комбинированный.
Цель урока:
- сформировать понятие двумерный массив;
- ознакомить с обозначением и особенностями двумерного массива;
- рассмотреть способы ввода элементов двумерных массивов;
- научить организовывать вывод переменных с индексом, использовать двумерные массивы при решении задач.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учащимся предлагается индивидуальная инструктивная карта. (Приложение 1) - Актуализация опорных знаний.
- Вопросы для повторения:
- Перечислите операторы для организации циклов.
- Назовите операторы, использующиеся для реализации ветвления.
- Какую форму организации данных называют табличной?
- Приведите пример прямоугольной, линейной таблицы.
- Итак, что такое массив?
(Приложение2, слайд 2)
- Тестовый контроль знаний.
- Массив это –
- упорядоченный набор величин одного типа, обозначенный именем.
- арифметическая прогрессия.
- переменные, перечисленные через запятую.
- Прежде чем приступить к работе с массивом его нужно...
- нарисовать.
- ввести.
- описать.
- Массивы различают по типам:
- функциональные.
- числовые и символьные.
- алгоритмические.
- Каждый массивы имеют размерность. Массивы бывают:
- одномерные, двумерные.
- длинные, короткие.
- трёхмерные.
- Обращение к элементам массива осуществляется
- по его номеру.
- по его имени.
- по его типу.
- Как подсчитать сумму значений элементов массива?
- SUM=SUM+A
- SUM=A(I)+SUM
- SUM=SUM+A(I)
- Как присвоить значения элементам массива целые случайные числа [А,В]?
- A(I)=INT((B-A)*RND(1)+A)
- A(I)=RND(1)*(B-A)+A
- A(I)=[A,B]
- По какой формуле определить количество элементов в массиве?
- К=К+1
- К=К+A(I)
- К=К+I
- Как записать имя массива?
- русскими буквами.
- латинскими буквами.
- цифрами.
- Что такое индекс?
- значение элемента.
- номер элемента.
- имя элемента.
Итоги теста, оценки.
Физминутка, комплекс упражнений для глаз.
Решение задачи.
Используя блок схему алгоритма составить программу вывода таблицы умножения. (результатом работы первой группы учащихся будет - таблица умножения на 2, т.е. реализуется программу при N=2, вторая группа выводит таблицу умножения на 3, N=3 и т.д.). Для досрочно выполнивших задачу предлагается дополнительное задание.
Задача. Элементы массива Т(10) – значения таблицы умножения на N, которые вычисляются по формуле T(I)=N*I, где I – номер элемента массива. Вывести элементы в строку.
Найдите сумму всех элементов одномерного массива.Учитель:
Результатом решения задачи являются значения таблицы умножения на 2, 3, 4, 5 ... но в практике мы часто пользуемся таблицей умножения не только на один множитель, а на несколько. А это значит перед нами стоит задача организовать программу так, чтобы при её реализации на экране появлялись значения таблицы умножений от 1 до 10, т.е. нам нужно вывести всем известную Таблицу Пифагора. Но как это сделать? Я предлагаю вам изучить новое понятие «Двумерный массив».Сообщение темы, цели урока.(Приложение 2, слайд 3,4)
- Массив это –
- Организация восприятия и осознание нового материала.
Учитель:
Наряду с одномерными массивами в практических задачах, связанных с обработкой числовой информации используются двумерные массивы. Приложение2, слайд №5)
Двумерные массивы можно представить себе как таблицу в ячейках, которых хранятся значения элементов массива, а индексы элементов массива являются номерами строк и столбцов. (Приложение2, слайд № 6).
Обращение к элементу массива осуществляется по его индексу (адресу).
Объявляются двумерные массивы также как и одномерные при помощи оператора DIM. (Приложение2, слайд №7).
Вслед за служебным словом записывается имя массива (1 или несколько букв латинского алфавита) далее в круглых скобках указывается количество строк массива, через запятую количество столбцов массива. (Приложение2, слайд № 8).
Массивы бывают числовые и символьные. Наглядный пример двумерного символьного массива – это классный журнал или ведомость выдачи заработанной платы и т.п.
Если количество строк и количество столбцов в массиве совпадают, такой массив называют квадратной матрицей. (Приложение2, слайд № 9).
Таблица Пифагора – это квадратная матрица, в которой 10 строк и 10 столбцов.
Первый столбец и первая строка состоят из натуральных чисел от 1 до 10, так что левый угловой элемент А(1,1)=1. каждый элемент A(I,J) определяется формулой A(I,J)=I*J.
Можно с уверенностью заявить, что в этом случае заполнение элементов массива осуществляется при помощи оператора присваивания. Элементу A(I,J) присваивается значение арифметического выражения I*J. (Приложение2, слайд № 1).
При заполнении двумерного массива следует использовать два цикла. Во внутреннем цикле формируются строки (аналогично одномерному массиву), во внешнем происходит переход от строки к строке. В программе параметром внутреннего цикла служит переменная J, а внешнего переменная I.
Составим программу нахождения элементов Таблицы Пифагора на языке программирования Бейсик.
10‘ Таблица Пифагора
20 DIM A(10,10)
30 FOR I=1 TO 10
40 FOR J=1 TO 10
50 A(I,J)=I*J
60 NEXT J
70 NEXT I
80 CLS
(«Приложение2», слайд № 11,12).Сформировать первую строку осуществляется переход ко второй, т.е. в строке 30. на втором шаге цикла переменной I будет присвоено значение 2, и одна за другой заполняются ячейки второй строки. Переменной с индексом А присваивается значение арифметического выражения I*J, где I – номер строки, J – номер столбца. Заполнив вторую строку, осуществляется переход к третьей, четвёртой и т.д. заполнив последнюю строку, цикл ввода заканчивается. (Приложение2, слайд № 13, 14)
Заполнение двумерных массивов аналогично заполнению одномерных, т.е. двумерный массив можно заполнить:
- С клавиатуры.
- При помощи оператора LET.
Переменной с индексом присваивается значения выражения. - С помощью функции RND, т.е. автоматический выбор случайных чисел из интервала [А,В].
- Чтение оператором READ из оператора DATA.
(Приложение2, слайд № 15,16,17,18,19)
Вывод элементов двумерного массива осуществляется также вложенным циклом. После вывода одной строки следует отпечатать пустую строку, только тогда приступить к печати следующей. Эта особенность позволяет вывести массив в виде прямоугольной таблицы.
90 FOR I=1 TO 10
100 FOR J=1 TO 10
110 PRINT A(I,J);
120 NEXT J
130 PRINT
140 NEXT I
Следует обратить внимание, что с начала закрывается внутренний цикл, и только потом внешний. - Закрепление нового материала.
- Редактирование программ.
Для закрепления изученного предлагается отредактировать составленные вами программы таблицы умножения, добавить внутренние циклы и рассмотреть практическое применение двумерного массива. (Приложение2, слайд №20.) - Компьютерное тестирование программ.
- Анализ реализованных программ.
- Редактирование программ.
- Домашнее задание.
Выучить конспект урока.
Решить задачи.
Первый уровень:
Элементы двумерного массива В(4,3) заполняются с клавиатуры. Вывести массив в виде прямоугольной таблицы.
Второй уровень:
Элементы двумерного массива А(5,5) – целые случайные числа из интервала [-300, 300]. Вывести массив в виде квадратной матрицы. Найти сумму всех элементов матрицы.
Третий уровень:
Элементы двумерного массива С(N,M) – целые случайные числа из интервала [A,B]. Вывести массив. Найти произведение положительных элементов матрицы, кратных 5. В программе использовать комментарии.
Для желающих предлагается задача повышенной сложности.
Дан массив R(N,M). Вычесть из каждого положительного элемента массива сумму номеров строки и столбца, в котором он расположен. Напечатать те элементы, для которых результат остаётся положительным, с указанием их индексов. - Подведение итогов урока.
- Перечислите основные характеристики двумерного массива.
- Какой способ формирования элементов двумерного массива вы считаете наиболее удобным?
- Какие минусы вы видите в оставшихся способах заполнения массива?
- Какие особенности можно выделить в организации вывода элементов двумерного массива?
- Для чего необходимо объявить массив?
- Вопросы для повторения: