Конспект урока русского языка по теме "Как слова – части речи становятся членами предложения?"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

Развивающие.

  • Развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, речь.
  • Формировать умение рассуждать, делать выводы.

Образовательные.

  • Ознакомить учащихся с новым понятием "член предложения"
  • Способствовать становлению у детей умения смотреть на предмет, в данном случае слово, с разных точек зрения.
  • Повторить изученное о слове, о предложении.
  • Совершенствовать умение решать орфографические задачи сразу по ходу письма.

Воспитательные.

  • Воспитывать любовь к предмету, к родному языку, трудолюбие, аккуратность.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.
  • Формировать умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемно-поисковый; исследовательский.

Формы познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения: учебник М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко "К тайнам нашего языка. 3 класс", тетрадь с печатной основой, карточки с заданиями разного уровня сложности, карточки - инструкции, книги Л. Кэрролла, портрет Л. Кэрролла, иллюстрации к произведениям "Приключения Алисы в Стране Чудес" и "Алиса в Зазеркалье", презентация на мультимедиа.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Мотивация.

2. Проверка домашнего задания.

- Выполняя домашнее задание, вы, ребята играли в игру, которая называется "Цепочка, или как сделать из мухи слона". Кто умеет играть в эту игру, легко может превратить ночь в день или море в гору. Вот так: море-горе-гора. Посмотрим, что у вас получилось! А какие предложения вы составили с полученными словами?

- Ребята, кому из вас известно, кто придумал эту веселую игру? Конечно же, это Льюис Кэрролл, автор замечательных произведений "Приключения Алисы в Стране Чудес" и "Алиса в Зазеркалье". Презентация на мультимедиа.

- Знаете ли вы, что Льюис Кэрролл жил в Англии более ста лет назад и был профессором математики? Несмотря на столь солидное звание, он очень любил выдумывать сказки, головоломки, загадки, игры, да еще какие! Особенно Кэрролл любил играть словами: самые серьёзные, самые солидные, самые трудные слова по его приказу кувыркались, и ходили на голове, и показывали фокусы, и превращались одно в другое - Бог знает что выделывали. Все это есть в его сказке про Алису, с которой вы недавно познакомились.

- Так для чего же служат слова? (Ответы детей)

3. Постановка цели урока:

- Сегодня вам предстоит узнать еще об одной роли слова.

4. Работа над новым материалом.

1) Объяснение нового материала:

- Когда-то у каждого из вас папа и мама объединились и создали семью. Каждый из них стал членом семьи. Потом появились новые члены семьи - дети. С тех пор так вы и остаётесь - кто - мамой, кто - папой, кто - сыном или дочкой, кто внуком или внучкой, сестрой или братом. Но одновременно каждый из вас - член вашей семьи. Похоже ведут себя и слова. Давайте прочитаем научные сведения в учебнике: упражнение № 410.

Соединяясь друг с другом для выражения мысли, вступая для этого в предложения, слова становятся членами предложения.

Но каждый член предложения остается словом, которое относится к какой-нибудь части речи. Поэтому о любом члене предложения обычно говорят, какой частью речи он выражен.

2) Создание проблемной ситуации: упр. № 411.

- Давайте проверим, хорошо ли вы поняли новую для вас мысль. Для этого прочитайте слова, которые приведены ниже, и решите, являются ли они членами предложения:

снежинки * пушистый * знакомились * воздух * в *

и *лёгкие * хлопьями * земля* на * опускались

- Можно ли эти слова сделать членами предложения?

- Как?

- Давайте выполним нужные действия и запишем предложение.

(Лёгкие снежинки знакомились в воздухе и пушистыми хлопьями опускались на землю.)

- Сколько же слов использовано для составления предложения?

Физкультурная пауза.

Упражнения для повышения работоспособности (дыхательные упражнения по методике Стрельниковой А.Н.)

Повороты: поворачивать голову вправо-влево в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом, короткий, как укол, шумный

"Ушки": покачивать головой, как будто кому-то говоришь: "Ай-ай-ай, как не стыдно!" Правое ухо - к правому плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны.

"Малый маятник": кивайте головой вперед - назад, вдох - вдох. Думайте: "Откуда гарью пахнет? Сверху? Снизу?".

3) Повторение знакомых третьеклассникам самостоятельных и служебных частей речи. Упражнение на классификацию.

Даны слова: имя существительное, предлог, имя прилагательное, глагол, союз, местоимение, частица, имя числительное.

1 уровень (Инструкция для выполнения задания на высоком уровне сложности).

1. Прочитайте слова.

2. Распределите слова в 2 группы.

3. Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик. Назовите записанные слова одним общим словом.

2 уровень (Инструкция для выполнения задания на невысоком уровне сложности)

1. Прочитайте слова.

2. Эти слова можно разделить на 2 группы в зависимости от их значения.

3. В первый столбик запишите слова, которые являются самостоятельными частями речи, а во второй столбик - слова, называющие служебные части речи.

Вывод: все части речи можно разделить на две группы: самостоятельные - имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, глаголы, местоимения, и служебные - предлоги, союзы, частицы.

- А теперь давайте подумаем, все ли слова, записанные в предложении, стали его самостоятельными членами. (Выслушиваются мнения детей). А как об этом говорят авторы нашего учебника? Ознакомимся с научными сведениями: упражнение № 412, с. 27.

Членами предложения могут быть только слова самостоятельных частей речи. Слова служебных частей речи входят в предложение, но отдельными его членами не являются. Предлоги, частицы остаются помощниками других слов и составляют с ними один член предложения; союзы помогают всему предложению.

- Вспомните, сколько слов в составленном вами предложении? (11)

- А теперь сосчитайте, сколько же членов в этом предложении? (8)

- Почему их меньше, чем всего слов? (Членов предложения меньше, чем слов, потому что предлоги в, на, а также союз и не являются отдельными членами предложения.)

Физкультурная пауза.

(Танцевальная разминка под музыку; упражнения на релаксацию; зарядка для глаз)

5. Закрепление изученного материала.

1) Творческая работа.

1 уровень.

1) Вспомните историю об Алисе, о том, как Алиса попала в Страну Чудес, и запишите 8-10 слов разных частей речи, которые подошли бы для рассказа "Встреча Алисы с белым Кроликом". Пишите слова в начальной форме.

2) Составьте из своих слов и запишите 2-3 предложения на ту же тему, нужные слова добавляйте.

3) Посчитайте в каждом предложении количество его членов и слов. То и другое укажите цифрами.

2 уровень.

1) Вспомните историю об Алисе, о том, как Алиса попала в Страну Чудес и выпишите из данных слов 8-10 слов разных частей речи, которые подошли бы для рассказа "Встреча Алисы с белым Кроликом". Пишите слова в начальной форме.

Даны слова: Кролик, часы, жилетка, скрылся, большая, нора, полетела, шлёпнулась, бросилась, в погоню, очутилась, в подземелье.

2) Составьте из данных слов и запишите 2 предложения на ту же тему.

3) Отметьте V слова, которые входят в предложение, но не являются отдельными его членами. Посчитайте в каждом предложении количество его членов и слов. То и другое укажите цифрами.

2) О чём ещё вам хочется рассказать на тему "Встреча Алисы с белым Кроликом"?

1 уровень.

1) Обдумайте несколько следующих предложений и допишите их к начатому рассказу. Следите, чтобы они раскрывали главную мысль, вынесенную в заголовок.

2) Выберите одно из предложений. Посчитайте и на полях цифрой укажите, сколько в нем членов предложения.

3) Рассыпьте то же предложение на отдельные слова и запишите их в начальной форме после всего рассказа. Количество слов такое же? Укажите его.

2 уровень.

1) Составьте из данных слов еще несколько предложений, раскрывающих тему, данную в заголовке, и допишите их к начатому рассказу.

2) Перечитайте последнее предложение. Цифрой укажите, сколько в нем членов предложения.

3) Рассыпьте то же предложение на отдельные слова и запишите их в начальной форме после всего рассказа. Количество слов такое же? Укажите его.

Списывание с заданием.

Варкалось.
Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

- Над каждым словом укажите части речи.

- Посчитайте количество слов и количество членов предложения во 2-м предложении.

Объясните, почему нет совпадения.

6. Подведение итогов урока.

1) - Что нового узнали?

- Что запомнилось, показалось интересным?

2) Рефлексия:

- Кто считает, что он плодотворно потрудился на уроке, все понял и усвоил, нарисует в тетради зелёный кружок. Кто старался усвоить материал, но при этом испытывал некоторые затруднения, нарисует жёлтый кружок, кто плохо усвоил материал, кому надо поработать еще, нарисует красный кружок.

3) Оценивание ответов учащихся учителем.

7. Домашнее задание. Проиллюстрировать полюбившийся отрывок из книги Л. Кэрролла "Приключения Алисы в Стране Чудес". Выписать из произведения 5-6 предложений, относящихся к этому рисунку, указать количество слов и количество членов предложения.