Урок математики во 2-м классе по программе "Школа России" "Сложение, вычитание в пределах 100. Обитатели подводного мира"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить изученные приёмы вычислений в пределах 100;
  • совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
  • развивать познавательную активность и интерес учащихся;
  • воспитывать чувство любви к представителям живой природы.

Ход урока:

  1. Орг.момент. (Слайд №1)
    Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
    Постарайтесь всё понять и внимательно считать.

    Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим с вами об удивительных обитателях подводного мира, решая примеры и задачи, узнаем много интересного из их жизни.
    Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём намного больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты.
    Кого из обитателей подводного мира вы знаете?

  2. Устный счёт.
    В царстве Нептуна много подданных, но больше всего – рыб.

    А какая рыба самая большая нам предстоит сейчас выяснить. (Слайд №2)
    90 – 40 – 5 + 1 = (46)

    Предлагается 4 варианта ответов:

    Рыба-верблюд:  36
    Китовая акула:  46
    Тигровая акула:  84
    Щука:  73

    Правильно, ребята, самая большая рыба – это китовая акула.(Cлайд № 3)
    Такая акула – каракула даже в самом большом автобусе не поместится. Ест эта великанша маленькую селёдку и для людей совсем не опасна.

    А какова же длина этой рыбы? (Cлайд №4)
    15 + 5 – 4 + 2 = (18 метров)

    А теперь постарайтесь узнать морских животных. (Слайд №5)
    (дельфины, кит, касатки)

    А этих животных можно назвать большими рыбами?
    Киты, касатки, дельфины – это не рыбы. Они относятся к млекопитающим, т.к выкармливают своих детёнышей молоком.
    Сейчас мы узнаем, какова же длина этих животных. (Слайд № 6)

    КИТ:  (20 + 80) – 73 = 27 м  (Слайд №7)
    КАСАТКА:  (87 – 50) – 30 = 7 м
    ДЕЛЬФИН:  (89 + 1) – 80 = 10 м

    Самое большое животное в мире – это голубой кит. Он достигает 27 метров в длину и весит около 150 тонн. Вам трудно представить, что значит 150 тонн. Это примерно столько, сколько весят 26 самых больших слонов.
    Итак, мы узнали длину животных. (Слайд № 8)

    Китовая акула 18 метров, кит 27 метров, дельфин 10 метров, касатка 7 метров.
    Посмотрите на ряд чисел, который у нас получился:

    18, 27, 7, 10.

    Какое число, по-вашему, здесь лишнее и почему?
    Увеличить каждое число на 4, уменьшить на 5.

  3. Решение задач. Повторение.

    Существует более 80 видов китов.
    Есть маленькие киты – карлики и киты – гиганты (Слайд №9)

    Решаем задачу: У карликового кита длина тела 6 метров, а у голубого кита 27 метров. На сколько метров голубой кит длиннее карликового? (решаем у доски)

    В подводном мире есть ещё много удивительных обитателей.
    Поиграем в игру «Угадай словечко». (Слайд №10)
    Расположите числа в порядке возрастания, и вы узнаете название ещё одного обитателя подводного мира.

    С М Н И Г О Ь 0
    21 39 53 50 96 19 33 74

    ОСЬМИНОГ (Слайд №11)

    Что вы знаете об осьминогах?
    Осьминоги – отряд морских моллюсков. На голове 8 длинных щупалец – «рук». Длина тела до 6 метров. У многих осьминогов развиты память, чувство дома. Есть ядовитые виды, опасные для человека.

    А теперь задача-шутка.(Слайд №12)

    На узенькой дорожке, плясали осьминожки.
    10 дочек – осьминожек, и сыночков 10 тоже.
    Пришёл папа – осьминог, 5 детишек уволок.
    Сколько деток – осьминожек, плясать остались на дорожке?

    Составляем краткую запись и решаем задачу № 2.

    Было 10 о. и 10 о.
    Уволок 5 о.
    Осталось ? о.

    Решаем у доски.
    А теперь представим себе, что мы осьминожки.

  4. Музыкальная физминутка: танец осьминожек.
  5. Решение примеров изученных видов

    А сейчас мы узнаем, сколько могут прожить животные, населяющие моря и океаны (Слайд №13)

    Дельфин  20 + ? = 50  (30 лет)   (Слайд №14)
    Осьминог  74 - ? = 70  (4 года)
    Кит  ? - 5 = 45  (50 лет)
    Акула  7 + ? = 37  (30 лет)
    Рыба–молот  1 + ? = 36  (35 лет)

    А теперь посмотрите, каких из этих животных вы знаете?
    Каких только рыб не бывает?
    То плоские, как поднос, то круглые, как тарелки, а то и совсем бесформенные. Многих рыб и назвали по форме тела: Рыба–лист, рыба–кузовок.
    А сколько ещё много удивительных названий! Сейчас, вычисляя примеры, вы сами будете узнавать названия рыб.
    Каждый ответ в примере соответствует какой–то букве.
    В результате получается слово – название рыбы (индивидуальная работа)

    Остальные ребята работают по таблице (Слайда №14).
    Узнать под каким номером.

    Рыба-сельдь:  26 – (15 + 5) = 6
    Катран:  26 – (15 + 5) = 6
    Треска:  (48 – 40) + 4 = 12
    Скат:  (23 + 7) – 20 = 10
    Тунец:  9 + 9 – 3 = 15

    Проверяем: сначала по таблице Слайда №14, затем - Слайд № 15.

    Рыба – ремень – длинная и плоская. Иной раз достигает 9 метров. А уж тяжёлая - пятерым не поднять!

    Рыба – молот это акула, голова её и правда похожа на молот. Это рыба хищница, иногда она нападает на неосторожных купальщиков.

    Рыба – ёж. Она и правда похожа на ежа.

    Рыба – игла. Живёт среди водорослей тоненькая и длинная рыбка. Хвостик острый, носик острый. Хоть её и назвали рыба – игла, а уколоть никого не может – мягкая.

    Рыба – пила. Эту рыбу называют так из-за длинного, усаженного острыми зубцами костяного носа. Он ей нужен для того, чтобы выкапывать из морского дна всякую живность.
    А если ей грозит опасность – зубастый «нос» становится грозным оружием.

  6. Физминутка для глаз.

    (с использованием светового сигнала – лазера)

    Глазки, глазки, где вы были?
    К морю синему ходили.
    Влево, вправо, влево. Кругом
    Мы ходили друг за другом.
    Вправо, влево. Вправо, влево
    Побежали глазки смело.
    Снизу вверх и сверху вниз – опустились на карниз.
    А потом восьмёрки пишем, кто повыше, кто пониже.
    Плавно глазками моргаем, с силой глазки закрываем.
    Повторим всё ещё раз и рукой закроем глаз.
    На нос посмотрим, потом вдаль.
    Как ленивых деток жаль.
    Играть с нами не хотели, у них глазки заболели.

    Ребята, больших морских животных мы можем увидеть на картинке, по телевизору. А где можно увидеть маленьких красивых рыбок? Конечно в аквариуме. У кого дома есть аквариум. Кто знает, как нужно ухаживать за рыбками в аквариуме? (кормить, менять воду и т.д)
    А вам хотелось бы иметь свой аквариум?

    Считайте, что ваше желание сбылось. Сейчас мы будем заселять рыбок в аквариум. Только у нас не настоящие рыбки, а математические. (Слайд № 16)

    Возле каждой рыбки пример.
    Решаем примеры, заселяем рыбок. Например: 29 + 6 = ?; 40 + 1 = ?; 40 + 50 = ?

    Вот вам аквариумы – сделанные из картона, решайте примеры, заселяйте свои аквариумы.

  7. Рефлексия. Итог урока. (Слайд №17)

    Чему учились на уроке? Что вам было интересно?
    Чем рыбы отличаются от всех других животных?
    Правильно. Тело рыб покрыто чешуёй.
    А вот у нашей рыбки чешуи нет, сейчас мы поможем ей «нарядиться».
    У вас на партах лежат кружочки разного цвета. Сейчас подумайте, понравился ли вам урок. Если понравился, наклеиваем красную чешуйку, если не понравился – синюю, если вы сомневаетесь – то зелёную.

  8. Домашнее задание.

    Решить задачу с краткой записью.
    Длина головы кашалота 7 метров, а туловище на 7 метров больше. Какова длина всего животного?

Приложение 1
Приложение 2