Цели:
- повторить изученные приёмы вычислений в пределах 100;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
- развивать познавательную активность и интерес учащихся;
- воспитывать чувство любви к представителям живой природы.
Ход урока:
-
Орг.момент. (Слайд №1)
Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять и внимательно считать.Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим с вами об удивительных обитателях подводного мира, решая примеры и задачи, узнаем много интересного из их жизни.
Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём намного больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты.
Кого из обитателей подводного мира вы знаете? - Устный счёт.
В царстве Нептуна много подданных, но больше всего – рыб.
А какая рыба самая большая нам предстоит сейчас выяснить. (Слайд №2)
90 – 40 – 5 + 1 = (46)Предлагается 4 варианта ответов:
Рыба-верблюд: 36 Китовая акула: 46 Тигровая акула: 84 Щука: 73 Правильно, ребята, самая большая рыба – это китовая акула.(Cлайд № 3)
Такая акула – каракула даже в самом большом автобусе не поместится. Ест эта великанша маленькую селёдку и для людей совсем не опасна.А какова же длина этой рыбы? (Cлайд №4)
15 + 5 – 4 + 2 = (18 метров)А теперь постарайтесь узнать морских животных. (Слайд №5)
(дельфины, кит, касатки)А этих животных можно назвать большими рыбами?
Киты, касатки, дельфины – это не рыбы. Они относятся к млекопитающим, т.к выкармливают своих детёнышей молоком.
Сейчас мы узнаем, какова же длина этих животных. (Слайд № 6)КИТ: (20 + 80) – 73 = 27 м (Слайд №7) КАСАТКА: (87 – 50) – 30 = 7 м ДЕЛЬФИН: (89 + 1) – 80 = 10 м Самое большое животное в мире – это голубой кит. Он достигает 27 метров в длину и весит около 150 тонн. Вам трудно представить, что значит 150 тонн. Это примерно столько, сколько весят 26 самых больших слонов.
Итак, мы узнали длину животных. (Слайд № 8)Китовая акула 18 метров, кит 27 метров, дельфин 10 метров, касатка 7 метров.
Посмотрите на ряд чисел, который у нас получился:18, 27, 7, 10.
Какое число, по-вашему, здесь лишнее и почему?
Увеличить каждое число на 4, уменьшить на 5. - Решение задач. Повторение.
Существует более 80 видов китов.
Есть маленькие киты – карлики и киты – гиганты (Слайд №9)Решаем задачу: У карликового кита длина тела 6 метров, а у голубого кита 27 метров. На сколько метров голубой кит длиннее карликового? (решаем у доски)
В подводном мире есть ещё много удивительных обитателей.
Поиграем в игру «Угадай словечко». (Слайд №10)
Расположите числа в порядке возрастания, и вы узнаете название ещё одного обитателя подводного мира.С М Н И Г О Ь 0 21 39 53 50 96 19 33 74 ОСЬМИНОГ (Слайд №11)
Что вы знаете об осьминогах?
Осьминоги – отряд морских моллюсков. На голове 8 длинных щупалец – «рук». Длина тела до 6 метров. У многих осьминогов развиты память, чувство дома. Есть ядовитые виды, опасные для человека.А теперь задача-шутка.(Слайд №12)
На узенькой дорожке, плясали осьминожки.
10 дочек – осьминожек, и сыночков 10 тоже.
Пришёл папа – осьминог, 5 детишек уволок.
Сколько деток – осьминожек, плясать остались на дорожке?Составляем краткую запись и решаем задачу № 2.
Было 10 о. и 10 о.
Уволок 5 о.
Осталось ? о.Решаем у доски.
А теперь представим себе, что мы осьминожки. - Музыкальная физминутка: танец осьминожек.
- Решение примеров изученных видов
А сейчас мы узнаем, сколько могут прожить животные, населяющие моря и океаны (Слайд №13)
Дельфин 20 + ? = 50 (30 лет) (Слайд №14) Осьминог 74 - ? = 70 (4 года) Кит ? - 5 = 45 (50 лет) Акула 7 + ? = 37 (30 лет) Рыба–молот 1 + ? = 36 (35 лет) А теперь посмотрите, каких из этих животных вы знаете?
Каких только рыб не бывает?
То плоские, как поднос, то круглые, как тарелки, а то и совсем бесформенные. Многих рыб и назвали по форме тела: Рыба–лист, рыба–кузовок.
А сколько ещё много удивительных названий! Сейчас, вычисляя примеры, вы сами будете узнавать названия рыб.
Каждый ответ в примере соответствует какой–то букве.
В результате получается слово – название рыбы (индивидуальная работа)Остальные ребята работают по таблице (Слайда №14).
Узнать под каким номером.Рыба-сельдь: 26 – (15 + 5) = 6 Катран: 26 – (15 + 5) = 6 Треска: (48 – 40) + 4 = 12 Скат: (23 + 7) – 20 = 10 Тунец: 9 + 9 – 3 = 15 Проверяем: сначала по таблице Слайда №14, затем - Слайд № 15.
Рыба – ремень – длинная и плоская. Иной раз достигает 9 метров. А уж тяжёлая - пятерым не поднять!
Рыба – молот это акула, голова её и правда похожа на молот. Это рыба хищница, иногда она нападает на неосторожных купальщиков.
Рыба – ёж. Она и правда похожа на ежа.
Рыба – игла. Живёт среди водорослей тоненькая и длинная рыбка. Хвостик острый, носик острый. Хоть её и назвали рыба – игла, а уколоть никого не может – мягкая.
Рыба – пила. Эту рыбу называют так из-за длинного, усаженного острыми зубцами костяного носа. Он ей нужен для того, чтобы выкапывать из морского дна всякую живность.
А если ей грозит опасность – зубастый «нос» становится грозным оружием. - Физминутка для глаз.
(с использованием светового сигнала – лазера)
Глазки, глазки, где вы были?
К морю синему ходили.
Влево, вправо, влево. Кругом
Мы ходили друг за другом.
Вправо, влево. Вправо, влево
Побежали глазки смело.
Снизу вверх и сверху вниз – опустились на карниз.
А потом восьмёрки пишем, кто повыше, кто пониже.
Плавно глазками моргаем, с силой глазки закрываем.
Повторим всё ещё раз и рукой закроем глаз.
На нос посмотрим, потом вдаль.
Как ленивых деток жаль.
Играть с нами не хотели, у них глазки заболели.Ребята, больших морских животных мы можем увидеть на картинке, по телевизору. А где можно увидеть маленьких красивых рыбок? Конечно в аквариуме. У кого дома есть аквариум. Кто знает, как нужно ухаживать за рыбками в аквариуме? (кормить, менять воду и т.д)
А вам хотелось бы иметь свой аквариум?Считайте, что ваше желание сбылось. Сейчас мы будем заселять рыбок в аквариум. Только у нас не настоящие рыбки, а математические. (Слайд № 16)
Возле каждой рыбки пример.
Решаем примеры, заселяем рыбок. Например: 29 + 6 = ?; 40 + 1 = ?; 40 + 50 = ?Вот вам аквариумы – сделанные из картона, решайте примеры, заселяйте свои аквариумы.
- Рефлексия. Итог урока. (Слайд №17)
Чему учились на уроке? Что вам было интересно?
Чем рыбы отличаются от всех других животных?
Правильно. Тело рыб покрыто чешуёй.
А вот у нашей рыбки чешуи нет, сейчас мы поможем ей «нарядиться».
У вас на партах лежат кружочки разного цвета. Сейчас подумайте, понравился ли вам урок. Если понравился, наклеиваем красную чешуйку, если не понравился – синюю, если вы сомневаетесь – то зелёную. - Домашнее задание.
Решить задачу с краткой записью.
Длина головы кашалота 7 метров, а туловище на 7 метров больше. Какова длина всего животного?
Приложение 2