Заключительный урок по биологии в 6-м классе "Прощание с ботаникой"

Разделы: Биология


Цель урока: обобщение знаний учащихся о строении, многообразии, происхождении растений, об охране растений.

Задачи урока:

  • обобщить и проверить знания учащихся по основным темам биологии;
  • развивать личностные качества: умения самостоятельно работать быстро и аккуратно; умение работать в группах;
  • продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;
  • воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный познавательный подбор содержания учебного материала;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: гербарий растений, карточки с заданиями, открытки цветковых растений, плакаты об охране природы, плакат с пословицами о растениях, кроссворд на тему "Строение цветка".

Форма урока: Игра - соревнование.

План урока

Этапы урока Время, мин Приемы и методы
1. Организационный момент урока. Постановка учебной проблемы. 1-2 Сообщение учителя.
2.Основная часть урока

Вступительное слово учителя.

Проведение игры - соревнования.

5

32

Беседа.

Игра, групповая работа, сообщения учащихся, практическая работа, беседа.

3. Подведение итогов урока 5 Награждение

Ход урока

Класс разбивается на 2 команды. Девиз урока "Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей" (Гете.)

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Итак, ребята, мы с вами закончили изучение курса биологии. Сегодняшний обобщающий урок биологии я хочу начать словами поэта А. Лукаускаса. "Растения - самое дорогое народное хозяйство".

Ребята, вы знаете теперь, как разнообразен и интересен окружающий нас зеленый растительный мир! Вы многое узнали, но многое еще предстоит вам узнать. Невозможно представить себе даже на один миг нашу жизнь, наш земной шар без растительного мира!

Растения нас и кормят, и одевают, и лечат, создают нам уют и красоту, дают нам чистый воздух для дыхания.

Ребята, мы живем среди чудного разнообразия растительного мира. И всякий, кто приходит в этот мир как рачительный хозяин и внимательный наблюдатель, найдет материал для строительства будущего.

А ведь будущее - это не только новые каналы, электростанции, заводы, фабрики и города.

Будущее - это не только миллионы гектаров вспаханных целинных земель, которые будут давать урожаи для нас, для наших детей и внуков.

Будущее - это и те новые замечательные растения, которые должны вырасти на новых плодородных землях.

Мы знаем: такие растения будут. Знаем, потому что сами учимся и работаем для будущего, потому - что ежедневно, ежегодно убеждаемся в силе и успехах нашей прекрасной науки - биологии.

Природа - украшает жизнь человека. А как прославляли природу русские поэты и писатели: А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет и М.А. Шолохов, Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев;

Художники: И.Левитан, И.Шишкин, А.Саврасов и.т.д.

Человек тоже является венцом творения природы, поэтому он нуждается и в отдыхе, и смене впечатлений. Здесь выручает нас наш друг - природа.

От соприкосновения с природой не только "смиряется в душе тревога", "расходятся морщины", свежий, чистый воздух, многоцветие красок и звуков, подвижные игры, купание укрепляют сердечно-сосудистую систему и другие системы организма.

Но всегда ли разумно используют природу? К сожалению, опыт, сообщения

газет свидетельствуют о том, что природные богатства и красоты страдают от некоторых "любителей" природы. Загрязняют леса, скверы, парки всяким мусором, нередки лесные пожары, уничтожение редких растений. Будем же активными участниками охраны природы! Нельзя проходить мимо всего, что нарушает ее единство, губит природу, наносит непоправимый вред народному хозяйству.

В наше время, когда всем известна огромная роль растительного мира в жизни человека, нельзя допускать исчезновения с лица Земли ни единого вида растений, так как это большая потеря, прежде всего для человека. С исчезновением вида растений человек лишается одной частицы земной жизни, которая была источником его здоровья, украшением ландшафта и доставляла ему эстетическое наслаждение.

Равнодушие к зеленому другу - тоже зло, которое приводит к плачевным результатам. Человек должен бережливо и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в "Красную книгу", но и к тем, которые повсюду окружают нас - и в природе, и в саду, и дома:

Можно получить большое удовольствие от общения с природой, не сорвав ни единого цветка, если следовать мудрым словам азербайджанского поэта Самеда Вургуна, который пишет:

":Давай пройдемся
Медленно по лугу
И "здравствуй!"
Скажем каждому цветку.
Я должен над цветами
Наклониться
Не для того, чтоб рвать
Или срезать.
А чтоб увидеть
Добрые их лица
И доброе лицо им показать".

Человек, понимающий жизнь растений и глубоко любящий природу, всегда выступает ее верным защитником. Он, бывая на природе, любуясь ее красотами, не приносит ей вреда.

Природа щедра, но человек должен своим трудом и добрым отношением к ней умножать богатства Земли и своей Родины.

Итак, ребята, мы сегодня подводим итоги изучения биологии. Сегодня урок у нас не обычный, а игра, игра-соревнование между двумя командами. Посмотрим, какая команда лучше усвоила биологию. Игру будет судить жюри.

Ребята, необходимое условие выигрыша - правильный, обстоятельный ответ.

Итак, перед вами две команды:

Представление команд.

2. Основная часть урока

1 тур. Визитная карточка "Знакомьтесь - это мы!"

К этому конкурсу учащиеся готовят визитную карточку команды. Команды представляют себя согласно жеребьевке, проведенной накануне урока. Время выступления каждой команды - не более 3 минут

II тур. Разминка.

(смотрим приложение)

Конкурс 1. Отгадай загадку.

1. Одну ягоду мы ели,
Вчетвером за столик сели,
Еле-еле одолели,
Ели чуть не пол - часа,
Расстегнули пояса,
Да еще в отброс осталось-
Вот так ягодка досталась!
Что за ягода? (Плод-арбуз)

Конкурс 2. Отгадай кроссворд.

Задание. Впишите в клетки названия частей цветка так, чтобы буква "к" была общей.

Приготовить заранее на плакате схему кроссворда. Из каждой команды выходят по одному ученику. Если затрудняются, может выйти другой ученик. Каждая команда пишет по 4 названия.

Ответы: пестик венчик чашелистик чашечка тычинка околоцветник лепесток цветоножка.

(За каждый правильный ответ 1 балл.)

Конкурс 3. Угадай растение.

III тур. Эрудит.

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенье дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг:
А.С. Пушкин

(Эпиграф оформляется на листе, вывешивается при проведении третьего тура.)

Конкурс 1. "Один за всех и все за одного".

Конверт №1. (10 баллов)

Конверт №2. (12 баллов)

Конверт №3. (15 баллов)

Конверт №4 .(15 баллов)

Конкурс 2. "Дальше, дальше".

Биологическая викторина.

Конкурс 3. Практическое задание.

Назови правильно растение.

Каждой команде даны гербарии растений по 5 экземпляров.

Задание. Написать, к какому семейству относятся эти растения, назвать родовое и видовое название растения.

(За каждый правильный ответ -1 балл.)

IV тур. Биологическая игра.

Конкурс 1 . Игра "Поставь на свое место"

Каждая команда получает карточки с названиями растений в произвольном порядке.

Играющие на листке бумаги должны поставить растения в свое семейство.

Карточка №1. Сурепка, картофель, яблоня, помидор, пастушья сумка, черемуха.

Задание. Написать, к какому семейству относятся эти растения.

Карточка №2. Пшеница, лилия, кукуруза, ромашка, ноготки, чеснок.

Задание. Написать, к какому семейству относятся эти растения.

Выигрывает та команда, которая без ошибки проставит все растения на свои места.

(За каждый правильный ответ -1 балл.)

Конкурс 2. Игра "Будь внимателен"

Конкурс 3. Игра "Дегустаторы"

Учись различать запахи и вкусы.

С каждой команды приглашаются по одному человеку, с завязанными глазами они должны отгадать на вкус предложенное вещество, а помощник с каждой команды записывает на доске название данного вещества. Если правильно угадано предложенное вещество, то начальные буквы из всех веществ должны превратиться в название растения.

Укроп Укроп
Картофель Кофе
Рис Репа
Огурец Огурец
Помидор Перец

(За каждый правильный ответ -1 балл.)

V тур. Домашнее задание.

Вопросы к 1 команде

1) Где растет тюльпанное дерево? Каковы его особенности?

2) Где растет земляничное дерево? Каковы его особенности?

Ответ на первый вопрос: Родина тюльпанного дерева - Китай, Северная Америка. В нашей стране тоже растет это дерево в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии.

Это высокое дерево с густой пирамидальной кроной. Цветки крупные, колокольчатые, оранжево-красные, напоминают тюльпаны. Хороший медонос. Древесина используется в мебельном производстве. Из коры готовят некоторые лекарства.

Ответ на второй вопрос:

Земляничное дерево растет в Крыму и Западном Закавказье. Вечнозеленое, декоративное. Плоды - крупные, красные ягоды, похожие на землянику, съедобны в сыром виде и идут на варенье, вина и ликеры. Кора гладкая, блестящая, весной и осенью ярко-красная. Относится к семейству вересковых, куда относятся: черника, брусника, клюква.

Вопросы для 2-ой команды

1) Где растет конфетное дерево? Чем оно интересно?

Ответ: Конфетное дерево растет в субтропиках. Плодовое и декоративное растение. В пищу употребляют мясистые утолщенные плодоножки, которые в ХII ко времени созревания плодов становятся мягкими и сладкими. Они содержат много сахара, их применяют для начинок в кондитерской промышленности. С одного дерева можно снять до 35 кг плодоножек.

2) Где растет хлебное дерево? И как оно используется?

Ответ: Хлебное дерево растет во влажных лесах на островах Индонезии и на острове Цейлон. Это высокое дерево - наподобие дуба. Цветы образуются прямо на толстом стволе, из них развиваются плоды, достигающие величины тыквы, весом до 20 кг.

Плоды богаты крахмалом, сходны по вкусу с картофелем и заменяют его. Употребляют в вареном и жареном видах. Плоды, подвергнутые брожению, превращаются в тестообразную массу, из которой пекут лепешки, отсюда название - "Хлебное дерево". Семена богаты жирами. Урожай одного двадцати летнего дерева достаточен для питания 2-3 человек в течение одного года.

VI тур. Конкурс капитанов.

Конкурс 1. "Красная книга"

Задание: Назовите редкие и исчезающие растения Томской области, занесенные в Красную книгу.

(За каждый правильный ответ -1 балл. Время 1 минута.)

Конкурс 2. "Кто лишний?"

Задание: Назовите, кто "лишний" в каждом ряду?

Ромашка, василек, ноготки, подорожник.

Картофель, огурцы, томаты, перец.

Лук, чеснок, ландыш, редис.

Пшеница, подсолнечник, рожь, овес.

(Учащиеся должны объяснить свой ответ. За каждый правильный ответ -1 балл.

Конкурс 3. Литературный конкурс.

Задание.

Отгадать, кто является автором этого стихотворения и как оно называется.

1. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках с нежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.

Ответ: "Белая береза" - С.Есенин

2. Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

(За правильный ответ 1 балл.)

Ответ: "Зима" С.Есенин

3. Подведение итогов урока.

Итак, ребята, я хочу закончить наш урок словами К.Паустовского.

"Человек, знающий, например жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от осины или клевер от подорожника".

Награждение.

Литература:

  1. Т.А Дмитриева, С.И.Гуленков, С.В.Суматохин, и др. 1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии.
  2. Ю.Г Круглов. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.
  3. Д.И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике.
  4. Д.И. Трайтак. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии.
  5. К.Н. Фукарек. Растительный мир Земли.

Приложение.