Из опыта подготовки исследовательских проектов и участие в ярмарке идей

Разделы: Общепедагогические технологии


Когда-то весь рукотворный мир, окружающий нас сегодня, существовал лишь как чья-то идея о будущем. Человеческая цивилизация - это бесконечный процесс зарождения и реализация чьих-то идей. Чьих? Пока чужих. А со временем может быть любого из нас.

Все зависит от идеи! То, что сегодня кажется абсурдным, нереальным и невыполнимым - завтра окажется повседневным. Участие в Ярмарке идей - это попытка приоткрыть дверь в завтрашний день. Великая и почетная миссия - создавать будущее! Для себя, для других, для человечества.

Вот уже второй год мы участвуем в "Ярмарке идей". На наш взгляд, это одна из лучших форм выявления творческих и неординарно мыслящих ребят. Не секрет, что ученик должен хорошо учиться, но если при этом у него нет азарта, особенного интереса к какому-то предмету, желания сделать маленькое - но открытие(!), то такой отличник не сможет двигать науку вперёд. Учиться ради "4" или "5" - это хорошо, но это этого мало. Выясняется, что "хорошистов" и "отличников" много, а учёных, "светлых голов" мало! Что же делать? Наверное, надо смотреть на учёбу в школе шире.

Дети сами выбирают какую-то интересную для них сферу науки и углубляются в нее, становясь постепенно специалистом. А углубившись, всегда увидишь, сколько еще нерешенного и непознанного вокруг! И пусть пока разработка не является новым научным открытием, но это первое открытие, сделанное собственными руками и головой!

Ведь если человек только заучивает, повторяет и пересказывает, он усваивает только то, что уже исследовано и при этом отвыкает думать, размышлять, фантазировать:

Актуальность.

В ходе проводимого исследования, перед нами встала проблема - дешифровки символов орнамента русского народного костюма, несущих скрытую информацию о жизни и быте восточных славян.

Сейчас совсем немодно петь песни под баян, водить хороводы, вышивать долгими зимними вечерами приданое. Можно включить плеер, пойти на дискотеку, щелкнуть фотоаппаратом и запечатлеть то, что хочешь оставить в памяти, в приданое получить от родителей дачу или автомобиль, купить любую вещь в магазине, но моя бабуля бережно, с любовью хранит вышитое полотенце, которому, наверно, лет сто. На вопросы, что ценного в этом столетнем полотенце, она стала рассказывать об орнаментах с оберегами, о своей маме, бабушке с дедушкой, о своей юности. Это очень приятно, когда у человека такая большая семья, и ты совсем не одинок в этом мире. Хотя, нас подростков часто посещают мысли одиночества в огромном городе, где все сами по себе. Очень важно узнавать как можно больше о своих корнях, чтобы чувствовать себя частью большой семьи, природы. Хочется предположить, что орнаменты народного костюма и несут в себе ту информацию, которую наши предки хотели оставить нам, защищая от сил зла себя и свое потомство, а передник праздничного костюма женщины, был своеобразным паспортом ее бытия, тайного и явного.

Так обычное полотенце (кстати, ему не сто!, а 165 лет) заставило с особым интересом взглянуть на народное искусство сначала меня, а потом и моих подруг.

Цели:

  • Расшифровка судьбы человека через символы орнамента русского народного костюма.
  • Использование обереговых свойств русского орнамента в современной молодежной субкультуре.

Изученность вопроса: проблеме расшифровки языческих символов материальной культуры посвящены работы многих отечественных исследователей - историков и этнографов.

Ф.М. Пармон, Г.С.Маслова, А Л. Топорков, И.П. Работнова сделали первые попытки соединить воедино материальную и духовную культуру, раскрыли роль одежды и символики ее декора, воспроизвели символические значения наиболее часто встречаемых в мифах персонажей: света и тьмы; а также предоставили описания основных сюжетов и символов кружевного орнамента.

Идея.

Реконструирование русского народного костюма, воссоздав судьбу конкретной женщины посредством расшифровки символов

Создание браслетов, обладающих обереговыми свойствами русского народного орнамента

Методы работы:

  • Подбор, анализ и систематизация литературы
  • Личные наблюдения на экскурсии в Музее народных ремесел
  • Создание таблиц дешифровки символов и знаков орнамента
  • Практическая работа, включающая в себя реконструкцию народного костюма (эскиз, крой, разработка эскиза орнамента, вышивка)
  • Концерт-лекция с представлением жанровой обрядовой сцены в реконструированных костюмах для учеников школы.

Результат работы:

Для авторов работы:

  • Узнали много нового, расшифровав символы орнамента народного костюма, восстановили картину мира восточных славян через элементы орнамента в декоре русского народного костюма.
  • Создали на основе знаков, которые украшали детали русского народного костюма, таблицу дешифровки символов орнамента.
  • Практически применили результаты исследования и реконструировали свадебный русский народный костюм Женский (рубаха, понева, передник), зашифровав в нем информацию о конкретном человеке, и Мужской (рубаха, пояс),
  • Провели лекцию-концерт, представив одноклассникам обрядовую жанровую сцену с использованием созданных народных костюмов.
  • Использовали обереговые мотивы русского орнамента в процессе создания молодежных браслетов (от сглаза)

Для других учащихся:

Научились по вышивке орнамента читать и понимать заложенный в ней смысл; 2.Проявили заинтересованность представленной и изученной проблемой.

Список литературы:

  1. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко - этнографический источник. М., 1978.
  2. Пармон Ф.М."Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества"
  3. Работнова И. П. Русское народное кружево. М., 1956
  4. Топорков А. Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры. // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4.