Специфика подготовки и проведения праздника для детей младшего школьного возраста

Разделы: Внеклассная работа


Технологический процесс подготовки и проведения детского праздника включает определенные этапы:

  • разработку сценарной основы,
  • режиссерскую организацию материала.

Специфические особенности воспитательной эффективности детского праздника:

  1. Место действия, особенность планирования.
  2. Временная протяженность праздника зависит от его объема.
  3. Особенности проведения праздника как физически, так и психологически.
  4. С кем проводить и для кого. Весь праздник должен быть в действии. Для общества и личности.
  5. Зритель должен свободно передвигаться по всем площадкам, игровым, которые есть на празднике.
  6. Место проведения площадок. Выбор центральной площадки, где разыгрывается кульминационная часть праздника.
  7. В зависимости от времени учитывать напряжение ребенка, т.к. в этом возрасте повышается эмоциональность и впечатлительность, быстрая утомляемость и переключаемость внимания, стремление к смене видов деятельности, активность и склонность к подражанию.

Основным видом деятельности детей младшего школьного возраста является - игра. Именно по этому, игры используются почти во всех детских праздниках. Они несут в себе, как познавательный, так и воспитательный элемент. Успех детского праздника, в немалой степени зависит от умения организатора продумать роль игры в нем.

Создание сценария - обязательный этап подготовки детского праздника. Это процесс творческий. И начинается он с замысла, который определяет успех, эффективность всего праздника в дальнейшем. Замысел – это определение главной задачи праздника и способа ее художественного выражения. Он направлен на воплощение идеи детского праздника - основного вывода основной мысли, авторской оценки изображаемых событий. Для того чтобы определить идею детского праздника нужно ответить на вопрос: ради чего?

Но нужно знать еще и тему детского праздника. Д.М. Генкин дает такое определение темы: «Тема - это круг жизненных явлений, отобранных и связанных сценаристом и режиссёром». Чтобы правильно определить тему праздника педагогу-организатору нужно ответить на вопрос: о чем?

Предстоит в общих чертах продумать, как реализовать замысел. Не нужно пока уточнять мизансцен программы, расстановку действующих лиц, оформление, сначала нужно увидеть главное в детском празднике - его стержень. Нужно наметить центральный образ представления. Если замысел намечает только главные направления, то детальный сценарий рисует полную, законченную картину детского праздника. Здесь важно утвердить конкретный сюжет, т.е. основное, развивающееся по ходу действия событие или цепь событий, имеющих пространственно-временную связь. Развитие замысла - это развитие будущего сюжета, что обозначается иногда термином «найти сюжетный ход».

Е.В. Руденский считает, что «поиск яркого, интересного сюжета -неотъемлемая часть работы над сценарием, это важное драматургическое требование». Большое место в тематике сюжетов детских праздников занимает и народная, и классическая литературная сказка. Сказка раскрывает перед людьми вечные истины, идеалы добра, справедливости, красоты. Сценарное оформление детского праздника начинается с монтажа эпизодов. Главное в этой работе - смонтировать эпизод, то есть соединить средства эмоциональной организации аудитории с информационными (сюжетными) или действенно-динамическими (игра).

В сценарии детского праздника существует два основных типа эпизодов: эпизоды, построенные на сюжете (информа­ционные), и эпизоды, построенные на игре (действенно-динамические), т.е. в первом случае деятельность участников организуется путем передачи им определенной воспитательной информации, в другом случае - путем организации деятельности через специально отобранные действия (эстафеты, конкурсы, викторины и т.д.). Два типа эпизодов в детском празднике взаимосвязаны, взаимообусловлены, один эпизод вытекает из другого.

Композиция определяет внутреннюю структуру произведения, логику доказательства заложенной в нем идеи, что очень важно для организации детского праздника. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала. Если сюжет рождает действие, то композиция определяет его логику, темп, ритм, т.е. вносит в действие четкую организацию, дисциплинирует его. Завязка, кульминация и раз­вязка - составные части композиции.

Пролог – это вступительная часть детского праздника, которая кратко в символической форме мотивирует его содержание, настраивает детей на определенное эмоциональное восприятие. Следующая часть композиции - завязка. Это эпизод, запускающий в движение сюжет детского праздника. Ему предшествует возникновение конфликта, т.е. столкновение двух противоборствующих сторон действия.

Следующая часть, композиции – блок эпизодов основного действия. В них происходит изображение борьбы и ее перипетии, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария детского праздника должна подчиняться следующим основным требованиям:

  1. Строгая логичность построения темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с последующим.
  2. Нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие развивается по нарастающей линии к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым.
  3. Законченность каждого отдельного эпизода.
  4. Контрастность построения.

Таким образом, действие логически подводит зрителя к кульминации, т.е. наивысшей точке в развитии действия. Последующие эпизоды подводят нас к развязке - финалу действия детского праздника. Это весьма важная часть композиции: ее отсутствие или нечеткость оставят ощущение незавершенности всего праздника. Чаще она совпадает с кульминацией и является самой оптимистической и торжественной нотой всего представления.

Режиссерская организация материала

Главная роль в работе над детским праздником отводится режиссеру (организатору детского досуга). Прежде всего, он внимательно (и не один раз) прочитывает материал. Работа режиссера над сценарием - первый и необходимый этап работы. Режиссер должен четко уяснить себе, с какой формой организации детского досуга он имеет дело. Определив форму и жанровые особенности, можно анализировать материал и характер выразительных средств. Только после того, как у режиссера возникнет полная ясность, следует создавать постановочную группу, распределять функциональные обязанности между членами творческой группы, строить график репетиций, организовывать работу над афишей и пригласительными билетами, работу с художником, хореографом, музыкальным руководителем, над реквизитом.

Технология организации и проведения детского праздника является сложным в творческом отношении делом, требует от организатора детского досуга глубокой теоретической осведомленности.

Технология проведения праздника «Новогоднее приключение»

Тема: Встреча с новогодними чудесами.

Идея: Организация веселого новогоднего представления для младших школьников.

В основе сюжета детского праздника традиционные новогодние приключения с Дедом Морозом, Снегурочкой, Бабой-Ягой и Лешим.

Пролог

Под звуки быстрой музыки и крики, на сцене, в пяточке света, появляются Баба-Яга и Леший. Ступа, в которой летели Баба-Яга и Леший, потерпела аварию, таким образом, они оказались на новогоднем празднике. Злые герои решают испортить праздник и для этого украсть Снегурочку. Они начинают ее искать среди детей.

Пролог заинтересовал детей, мобилизовал их дальнейшее действие.

Завязка

Появляется Снегурочка

Снегурочка:

Добрый вечер добрым людям!
Пусть хорошим праздник будет!
Снова к нам пришёл сегодня
Праздник ёлки и зимы.
Этот праздник новогодний
С нетерпеньем ждали мы.
Будет праздник наш чудесен,
Петь мы будем, танцевать.
Будет этот вечер весел,
Мы не будем здесь скучать.
Все у ёлки собирайтесь!
Нынче Новый год у нас.
Не робейте, не стесняйтесь,
Наступил веселый час!

Баба-Яга и Леший притворяются хорошими и просятся на праздник, они получают приглашение. Из разговора со Снегурочкой они узнают, что Дед Мороз задерживается – он поздравляет с Новым Годом детей из соседней школы. Снегурочка прелагает детям не скучить и поиграть.

Эпизод 1 (игровой): Игра «Четыре шага»

Пока дети играют Леший и Баба-Яга решают, что наступило подходящее время для того, чтобы похитить Снегурочку. Они предлагают Снегурочке поиграть в игру «Живой узелок» и связывают ее. Баба – Яга на радостях поет свою пеню

Баба Яга:

Как весело на свете жить
Когда творишь плохое,
И с Лешим хорошо дружить-
Он хуже худших в трое:
Он обижает маленьких,
Не уважает стареньких.
И больно он дерётся,
И весело смеётся.
Над тем, кто громко плачет.
Не может он иначе.
А я такая добрая,
Меня любите, дети.
Нет ничего подобного
На целом белом свете.
Я всех варю и жарю.
И ем их с пылу с жару.
Красивая, весёлая,
Я бабушка бедовая.

Напевая свою песенку, Баба-Яга и Леший уходят и уводят Снегурочку.

Эпизод 2

На сцену на велосипеде выезжает Печкин, поет песню собственного сочинения, а затем интересуется у детей, нравится ли она им.

Печкин: Хорошая песня? Сам придумал! Это вы, что ли гости? Какие вы маленькие. Я-то подумал, может, к нам начальство, какое приехало. Президент чей-нибудь! А что вы такие грустные? Что-то случилось?

Печкин узнает, что Снегурочку украли, и зовет Деда Мороза:

Дед Мороз у нас беда,
Приходи скорей сюда
Надо праздник начинать
И Снегурку выручать.

Под музыку появляется Дед Мороз, он поет свою песню.

Д. Мор.: Здравствуйте, ребята! Здравствуй Печкин. А где Снегурочка?

Печкин: Её Баба Яга и Леший украли.

Д. Мор.: Ах, они негодники! Каждый год обещают исправиться, но, продолжают делать «пакости». Ну, они у меня дождутся. Давай Печкин поторопимся, надо Снегурочку выручать.

Печкин: Ребята, поможете нам вернуть Снегурочку? Давайте встанем вместе в круг. Запоминайте слова:

Д. Мор.:

Если вместе соберёмся...
Если за руки возьмёмся...
Чтоб Снегурочку вернуть...
Мы любой осилим путь...

Печкин: А если тропинка, лесная?

Д.Мор.: А мы ножками топ-топ, топ-топ!

Печкин: А если речка, замершая?

Д.Мор.: А мы на коньках вжик-вжик, вжик-вжик.

Печкин: А если горка крутая?

Д.Мор.: А мы на санках: у-уть, у-уть!

Печкин: А если дорога широкая?

Д.Мор.: А мы на машине: ж-ж, ж-ж!

Печкин: А если рельсы железные?

Д.Мор.: Мы на поезде: чук-чук-чук, чук-чук-чук.

Печкин: А если чаща дремучая?

Д.Мор.: А мы на самолёте: у-у-у, у-у-у.

(звучит музыка)

Печкин: Не скучайте, ребята. Мы скоро вернёмся со Снегурочкой.

(уходят)

Кульминация

Снегурочка в лесу у нечисти.

Яга: Развязывай мешок.

Снегур. Куда это вы меня приволокли, нечисть лесная?

Яга: В чащу, голуба!

Снегур. Куда?

Яга: К себе в лес! Подальше от вашей новогодней ёлки!

Снегур. Да как вы посмели?! Меня же Дед Мороз ждёт! Праздник проводить! С ребятами поиграть!

Леший: (злорадно) С нами поиграй! Гы-гы.

Снегурочка, подумав, решает поиграть с Бабой-Ягой и Лешим. Она предлагает спеть песни, отгадать загадки, устраивает конкурс на лучший танец. Но нечисть песен про елочку не знает, загадки отгадывает неправильно и получает за это от Снегурочки одни «щелбаны».

Леший: Он, кума, замучает нас в конец эта Снегурочку!

Яга: Не Снегурочка, а сущий электровеник!

Леший (шёпотом): Слушай, давай её обратно в мешок и назад к Деду Морозу! Пусть он с ней мается.

Яга: А лучше вообще отпустим, пусть убирается на все четыре стороны.

Все: Снегурочка, милая!

Яга: Иди домой, красавица.

Леший: Там, дедушка тебя заждалси.

Снегур. Ага, избавиться от меня хотите. Не выйдет. Вы меня украли. Вы меня на место и доставите.

(связывает их верёвками и под музыку отправляется в путь)

Развязка

Снегурочка учит Бабу-Ягу и Лешего играть в детские игры.

Игровой эпизод «Новогодние Буги-вуги»

Слышатся голоса Деда Мороза и Печкина и они появляются на сцене.

Снегур. Здравствуй, дедушка!

Д.Мор. Здравствуй, милая.

Печкин: Мы так испугались за тебя с Морозом.

Д .Мор. Обижали они тебя, внученька, эти негодники?

(машет на Бабу Ягу и Лешего посохом)

Все: Ага, обидишь её, пожалуй!

Снегур. Да, что ты, дедушка. Разве меня можно обидеть? Мы с ними играли в мои весёлые игры. Но они им не понравились. и они решили вернуть меня назад.

Яга: Твоя внучка, Дед, не девчонка, а электровеник.

Лешей: В конец нас замучила.

Д.Мор. Поделом вам, в следующий раз, будете знать как Снегурочку обижать

Печкин: Ради праздника такого. Мы простить их всех готовы!

Д.Мор. Только впредь, не баловать, не обманывать, не лгать!

Печкин: Дед Мороз, Снегурочка! Праздник пора начинать. Ребята, давно уже ждут.

Финал

Дети и все герои праздника «зажигают» елку.

В круг ребята становитесь,
К ёлке музыка зовет.
Крепко за руки беритесь,
Начинаем хоровод.

Игровой эпизод «Хоровод» и «Рукавичка»

Баба-Яга и Леший организуют танец и танцуют вместе с детьми, а затем поют частушки. Проходит конкурс на лучший костюм и награждение победителей. Дед мороз и Снегурочка раздают детям новогодние подарки.

Герои сказочного представления прощаются с детьми

Д.Мор.

Дорогие мои друзья!
Веселиться вам, развлекаться,
Только вас покидаем мы.

Снегур.

Мы желаем вам всем успеха.
И в учёбе и в ваших делах,
Море шуток желаем, и смеха,
И побед на крутых виражах.

Печкин:

Уважать попросил бы старших
И любить озорных малышей.
Быть отважным из самых отважных.
Быть всех смелых - пресмелых смелей!

Леший:

Через год я приду к вам снова.
В эту школу и этот зал.

Яга:

Прощайте, друзья, прощайте
Удачи весёлый народ!

Все:

На будущий год приглашайте,
На праздничный ваш хоровод!

Режиссерская организация материала детского праздника «Новогоднее приключение».

В процессе подготовки был выбран основной сценарный ход детского праздника «Новогоднее приключение». Каждый из эпизодов основного действия имеет свою внутреннюю композицию. Точно также и весь сценарий имеет свое композиционное построение.

Исходя из замысла праздника, нами было продуманно его оформление. Объем и колоритность сценическому пространству предали:

      • трехметровая, ярко украшенная, красавица-елка;
      • объемные украшения – звезды и фонарики;
      • вращающийся зеркальный шар.

Все это дало возможность создать в зале атмосферу необычности, сказочности, волшебности.

Одновременно с работой над оформлением, шел репетиционный процесс. Для реализации замысла детского праздника были подготовлены постановочный и репетиционный планы.

На первом этапе были распределены роли. Проводилась работа по вербально-речевым особенностям той или иной роли. Актеры погружались в текст, акценты и специфические особенности слова, и все больше и больше вживались в свои роли.

На втором этапе проходили репетиции каждого эпизода в отдельности. Когда эпизоды были отработанны, была сделана попытка свести их в единое действие, с необходимой последовательностью.

Третий этап (монтировочная репетиция) включал в себя работу основных героев с музыкальным компонентом праздника. Были записаны фонограммы песен действующих лиц праздника и введены в канву сценарного действия. На этом этапе был выстроен точный хронометраж детского праздника, были проработаны и созданы костюмы. Костюм в любом праздничном действии - один из основных компонентов.

После этого мы приступили к четвертому этапу – прогонная репетиция. На репетиции проходил прогон сценарного материала от начала до конца, с небольшими коррективами и изменениями.

И, наконец, пятый этап – генеральная репетиция. На этот раз прогон детского праздника был такой, каким он должен быть на самом показе.

Уже с первых минут дети были поставлены в условия праздничной действительности. Ярко смотрелись следующие моменты: появление Лешего и Бабы-Яги. Эти персонажем были яркими, самобытными. В ходе новогоднего праздника персонажи угощали детей конфетами за участие в конкурсах. В финале программы все дети получили конфеты от сказочных героев, а Дед Мороз и Снегурочка раздали подарки.

После праздника состоялось его обсуждение, на котором присутствовали все участники детского праздника.

На обсуждение были вынесены положительные черты детского праздника;

  • достаточно высокий уровень проведения.
  • хорошая подготовка выступающих.
  • оформление зала, костюмы.
  • оптимальный темпо-ритм материала.

Мнение о проведенном детском празднике положительное.

Список литературы

  1. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые праздники.- М.: Просвещение, 1975.- 140с.
  2. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника.- М., 1984 г.
  3. Детский праздник в школе, лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности / Приложение к журналу «Проблемы школьного воспитания», сост. Л.Г. Нещерет.- Н. Новгород, 1998 г.
  4. Сущенко Л.А. Режиссерские технологии: методические рекомендации по изучению курса по специальности «Социально-культурная деятельность», специализации «Организация досуга детей и подростков».- Кемерово: КемГАКИ, 2001 г.
  5. Театрализованная игровая программа как комплексная форма организации культурно-досуговой деятельности детей.- Кемерово, 2001 г.