Вид занятия: повторительно-обобщающий.
Форма занятия: урок-игра.
Цель занятия: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме «Эпоха Петра I», развитие коммуникативных и интеллектуальных навыков, способствовать расширению кругозора студентов по знанию истории своего государства.
Задачи:
- Образовательные: воспроизвести и осмыслить основной фактический материал по изучаемому разделу, имена и дела видных людей; главные события, выяснить знания материала.
- Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мышления. Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать, давать полные ответы.
- Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к людям, которые прославили Россию, вызвать интерес к истории своего Отечества. Учить стремиться к совместной цели, высказывать и защищать свою точку зрения, развивать умение работать в команде, где каждый участник сможет внести свой посильный вклад в победу своей команды.
Оборудование и материалы: нарисованные на ватмане кареты и прикреплённые на доске; цветные шары; таблица для подсчёта баллов, театральный реквизит, фонограммы.
В игре принимают участие три команды. Игроки команд различаются, друг от друга по цвету воздушных шаров (красные, желтые, зелёные), прикреплённых к креслам играющих. Количество участников может колебаться от 7 до 10 человек. Число баллов исчисляется «вёрстами». Каждой команде условно предстоит «проскакать» вёрсты в каретах, которые нарисованы на ватмане, аккуратно вырезаны и прикреплены на доске. Цвет кареты соответствует цвету воздушных шаров команды. За каждый правильный ответ команды возле их кареты прикрепляется цифра «100». Это показывает, что команда удачно проскакала сто вёрст. Всего нужно «проскакать» 900 вёрст, соответственно количеству вопросов. После каждого ответа команд, для зачитывания правильных ответов на сцену выходит студент, облачённый в одежду бакалавра с энциклопедией в руках. Та из команд, которая ответит на наибольшее количество вопросов ведущего, является победительницей и получает грамоту за знание истории и подарки (книги на историческую тему, энциклопедии, словари). Три сценки, которые разыгрываются в процессе игры, должны быть подготовлены студентами заранее. Необходим соответствующий театральный реквизит и фонограмма. Если мероприятие проходит в актовом зале, его нужно украсить празднично, на стенах вывесить плакаты с известными высказываниями Петра I или известных историков или поэтов, характеризующих деятельность самого Петра I. Игра рассчитана на один академический час. Игру может проводить преподаватель или ведущий - по желанию.
Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы здесь собрались здесь для того, чтобы воочию увидеть тех, кто решил принять участие в игре и продемонстрировать нам свои познания в области государства Российского. Тема нашей сегодняшней игры связана с эпохой Петра I. В российской истории трудно найти деятеля равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблем. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, напоминающей гигантский корабль, который он выводил из тихой гавани в мировой океан, расталкивая тину и обрубая наросты на бортах и днище.
Участники нашей игры будут отвечать на многочисленные вопросы, выбрав правильные из предложенных ответов. Им предстоит проскакать в своих каретах 900 вёрст. Та команда, которой удастся проделать этот путь раньше других, окажется победителем и получит грамоту и призы. (Далее идёт представление команд и жюри.)
Итак, внимание!
Мы начинаем игру и желаем всем удачи!
21.02 1913 года Россия отмечала 300-летие царствования династии Романовых. Много событий произошло за эти три века: Россия стала империей, добилась славных побед, терпела горькие поражения. И за свои деяния многие из династии Романовых были прозваны – кто Миротворец, кто Кровавый.
Вопрос I. Какое прозвище получил за годы своего правления отец Петра I Алексей Михайлович Романов?
Ответы (выбрать правильный ответ):
- Благословенный
- Тишайший
- Мученик
Правильный ответ: в 1645 году, после смерти царя Михаила, российский трон занял его сын Алексей Михайлович. Он имел мягкий характер, проявлял особую любовь к церковному пению и соколиной охоте. В историю он вошёл под именем Алексея Михайловича Тишайшего.
Время правления Петра I – время великих реформ, в проведении которых помогали Петру его ближайшие соратники и сподвижники. Великая эпоха требовала великих деятелей. Рядом с выдающейся личностью Петра их было немало.
Птенцы гнезда Петрова часто не отличались знатным происхождением и всесторонним образованием, но это с лихвой окупалось присущими им умом и стремлением внести свой вклад в дело преобразования России.
А.С. Пушкин о них писал: «…Здесь Шереметев благородный, и Брюс, и Боур, и Репнин, и счастья баловень безродный полудержавный властелин».
Вопрос II. Назовите фамилию сподвижника и ближайшего друга Петра I, которого А.С. Пушкин в стихах назвал «и счастья баловень безродный - полудержавный властелин».
Вот небольшая подсказка: он был сыном дворцового конюха, (в юности торговавший пирогами), он был ловким и услужливым. Поднятый волей судьбы на вершину богатства и власти, он станет светлейшим князем. Он говорил на нескольких иностранных языках, но не умел ни писать, ни читать до конца жизни. Обладал уникальной библиотекой. Был избран членом Британского королевского общества.
Ответы (выбрать правильный ответ):
- А.Д. Меншиков
- Ф.Я. Лефорт
- Ф.Ю. Ромодановский
Правильный ответ:ближайшим другом и сподвижником Петра в его делах был Александр Данилович Меншиков.
Ну, а сейчас, внимание на сцену!
Для третьего вопроса ставится сценка.
СЦЕНКА № 1
На сцене гуляющие под музыку люди разных сословий. (Все одеты соответственно эпохе). Слышится крик: «Разойдись! Разойдись!» Гуляющие замедляют движения. Входит А.Д.Меншиков и говорит: «Эй, народ православный, люд служивый, господа, дворяне! Сегодня, в понедельник, 18 числа, февраля месяца 1722 года от Рождества Христова, по случаю славного Ништадского мира, по Указу нашего императора Петра I объявляю об открытии торжеств. Сейчас сюда прибудет сам император Петр Алексеевич для открытия празднеств и особых указаний люду российскому».
На сцене все гуляющие отступают вглубь сцены, застывают в полупоклоне.
Звучат фанфары. Входит Пётр I со свитой и гостями.
А.Д.Меншиков: «Прошу всех торжественным образом приветствовать государя нашего Петра Алексеевича!»
Пётр I: «Приветствую тебя народ российский! Что замерли все?» Поворачиваясь, обращается к Меншикову: «Алексашка, иди сюда!»
А.Д.Меншиков: «Слушаю, Гер Питер!».
Пётр I, обнимая его за плечи, произносит: «Народу, вижу, немало ты собрал, ну, что не веселятся? Пусть песни поют, пляшут. А я посмотрю на веселье нашего народа. Да и вы гости, не стойте чинно, словно на похоронах, праздник у нас, а посему ешьте, пейте, да веселитесь!»
Вопрос III. Какой праздник, по указу Петра I отмечали русские люди 18.02.1722 года?
Ответы (выбрать правильный ответ):
- Масленицу
- Победу в Северной войне
- Провозглашение России империей.
Правильный ответ: в 18 столетии Москва видела три царственных увеселения на масленицу. В 1722 году после Ништадского мира Пётр I снарядил масленичный поезд из Всесвятского села через Тверские ворота в Кремль. Празднование продолжалось четыре дня.
В 1697 году для поисков союзников в войне против Турции, для найма на русскую службу капитанов кораблей и покупки оружия было организовано Великое посольство из 250 человек во главе с Ф. Лефортом. Был среди них и царь Пётр I. Поездка царя в составе посольства являлась нарушением стародавней традиции, не позволявшей венценосным особам посещать другие страны, поэтому Пётр I отправился в поездку под чужим именем.
Вопрос IV. Под чьим именем, и в каком звании Пётр I отправился за границу с Великим посольством в 1697 году?
Ответы (выбрать правильный ответ):
- Пётр Михайлов, урядник Преображенского полка
- Алексей Петров, бомбардир
- Михаил Алексеев, стольник.
Правильный ответ: во время путешествия Великого посольства, под именем урядника Преображенского полка, Петра Михайлова, скрывался царь.
По инициативе Петра I происходили важные изменения в быту российских подданных. Царь стремился переделать их по образу и подобию аристократии «цивилизованных народов».
Вопрос V. Как называлось одно из новшеств, связанных с изменением быта российских подданных, утверждённых Петром I в 1718 году?
Вот небольшая подсказка. На одном из таких приёмов, за нарушение установленных полушутливых правил, провинившийся, ко всему общему веселью собравшихся, был обязан выпить большого орла – кубок с изображением российского государственного герба, до краёв наполненный крепким вином.
Ответы (выбрать правильный ответ):
- Ассамблеи.
- Экзерциции.
- Парадиз.
Правильный ответ: в 1718 году в Петербурге Пётр I ввёл ассамблеи – торжественные приёмы гостей в знатных домах, в которых предписывалось принимать участие и женщинам. Здесь можно было встретиться, обменяться новостями и вообще весело провести время за картами и западноевропейскими танцами.
Ну, а сейчас, вновь внимание на сцену!
Для шестого вопроса ставится сценка.
СЦЕНКА № 2
Пётр I сидит за столом и разбирает бумаги. Входит слуга.
Слуга: «Прибыли недоросли, которых ты ко двору требовал, государь!»
Пётр I: «Зови!»
Входят три молодых человека, прибывших из-за границы. Падают на колени перед Петром I.
Недоросли: «Здорово, государь-батюшка!»
Пётр I: «Здорово молодцы!». Подходит к одному из них и произносит: «Ты, чей будешь? Не признаю?»
Недоросль: «Конон Зотов! Аникиты Моисеевича Зотова сын!»
Пётр I: «Всему ли ты научился, для чего был послан за границу?»
Недоросль: «Всему чему учили, государь! И плотницкому делу, и корабельной архитектуре, и черчению планов, на что и документ имею, что могу и в том и в другом упражняться».
Пётр I: «Хвалю! Будешь к должности приставлен». Показывая ему свои ладони, продолжает: «Видишь братец, я хоть и царь, да и у меня на руках мозоли. А всё от того: показать вам пример и, хотя б под старость видеть мне достойных помощников и слуг отечеству. Ну, а теперь вы, братья Репнины, поведайте о своём житье за границей. Все ль науки освоили? Какому ремеслу обучились? Что молчите?» (молодые дворяне опускают головы и отводят глаза).
Слуга: «Эти Иван да Васька Репнины курили табак, вино пили, веселились, редко со двора выходили, обременили себя долгами. Кредиторы в тюрьму посадить обещали. Дело дошло до того, что лошадей и одежду за бесценок продали. По одному кафтану осталось. Еле домой добрались!»
Пётр I: «Правду ли человек глаголет?»
Репнины вместе произносят: «Правду!»
Пётр I: «В таком случае слушай мой приказ! Сыновей Репнина Аникины Ивановича Василия и Ивана, как бездельников и мотов, транжиривших присылаемые отцом деньги, отправить на Мойку сваи заколачивать, так как и простые люди, лишив звания и чина».
Вопрос VI. Какова причина заговора 1696 года, готовившегося с целью покушения на жизнь Петра I?
Ответы:
- Поведение и новшества, вводимые Петром I, считались предосудительными и не достойными царя.
- Жестокость царя по отношению к его подчинённым в случае невыполнения приказа.
- То, что детей отрывают от семей и отправляют учиться за границу.
Правильный ответ: в 1696 году серьёзный, с далеко идущими последствиями, был организован заговор с целью покушения на жизнь Петра I. Руководил заговором полковник Циклер. К этому заговору были причастны так же чиновники и родовитые люди. Они выражали недовольство тем, что их детей отрывают от семьи и отправляют учиться за границу. Обучение за границей считалось более тягостным, чем обучение на родине.
В ходе создания регулярной армии и флота, как только вышел указ Петра I, по которому московским дворянским детям нужно было записаться в Навигацкую школу для обучения мореплаванию, родители тут же записывали детей в славяно-греко-латинскую академию или прятали их у дальних родственников, а бывало и в лесу. Когда же курьер прибывал в дом укрывающегося недоросля, то не находил его.
Вопрос VII. Как называли отсутствующих детей дворян, за которыми прибывал курьер для набора в Навигацкую школу?
Ответы:
- дезертирами
- нетчиками
- симулянтами
Правильный ответ: детей дворян укрывающихся от государевой службы, из-за отсутствия их в поместье, когда за ними прибывали курьеры, чтобы доставить к месту назначения, называли «нетчиками» от слова «нет».
В правлении Петра I появились люди, на одежде которых, в частности на спине, были пришиты продолговатые двухцветные четырёхугольники из красного и жёлтого сукна.
Вопрос VIII. Что означали в период правления Петра I двухцветные четырёхугольные знаки, нашитые на одежде людей, и кем являлись люди, носившие эту одежду?
Ответы (выбрать правильный ответ):
- посессионные крестьяне
- раскольники
- беглые крестьяне
Правильный ответ: Пётр I долго и упорно боролся с раскольниками. И, в конце концов, пришёл к выводу, что никаким образом нельзя примирить их с господствующей церковью. Тогда он распорядился, чтобы раскольники носили на спине своих армяков и кафтанов двухцветный четырёхугольник, надеясь, что эта мера сломит их упрямство. Но этого не случилось. Раскольники безропотно носили свой красно-жёлтый знак, но от веры не отступали.
И снова для того, чтобы ответить на поставленный вопрос прошу обратить внимание участников игры на сцену!
Для девятого вопроса ставится сценка.
СЦЕНКА № 3
На сцене на небольшом топчане лежит больной старик и стонет.
Старик: «Ой, ой…Настенька, Настенька!»
Настя: «Что прикажешь, батюшка?»
Старик: «Подай воды» (Настя подаёт кружку с водой).
Старик напившись, продолжает: «Худо мне, Настенька, ох, как худо! Сил нет терпеть эту боль окаянную. Хоть бы Господь прибрал меня поскорее!».
Настя: «Да, что ты батюшка, бог с тобою! Что говоришь-то! Вот попей травяного отвара, может тебе станет легче».
Входит соседка. Зовёт Настю шёпотом.
Соседка: «Настенька, ну, что батюшке не лучше?
Настя: «Да куда, там? Стонет весь день, ума не приложу, что и делать! Я уж грешным делом подумывать начала, а не пора ли за священником посылать, уж больно плох».
Соседка: «А может всё же лучше стрельца позвать?»
Настя: «Кого, кого? Стрельца? А, его-то зачем?»
Вопрос IX: С какой целью в 17 веке в России могли пригласить стрельца к больному человеку?
Ответы (выбрать правильный ответ):
- Для оказания медицинской помощи.
- Для избавления безнадёжно больного человека от мучений, путём лишения его жизни с его согласия.
- Для того, чтобы внешним видом стрельца напугать болезнь, и она бы покинула тело больного человека.
Правильный ответ: в 1654 году в Аптекарском приказе проходили лечебную практику 30 стрельцов. Затем они отправлялись в полки для лечения ратных людей, а так же местного населения. Это были первые военные врачи.
Итак, наша игра подошла к концу. Прошу жюри огласить результаты подсчёта «вёрст», проскакавших нашими командами и объявить победителя.
Слово предоставляется председателю жюри. Далее идёт награждение команды-победительницы. Объявляется благодарность всем участникам игры.