Урок биологии в 8-м классе "Гормоны — дирижеры жизни"

Разделы: Биология


Цель урока: Создать представления об эндокринной системе, железах внутренней секреции, гормонах, и их свойствах и значении в жизнедеятельности организма .

Оборудование: таблицы с изображением желез внутренней секреции, лекарственные препараты (йод актив, йодомарин…), рисунки учебника на стр.44, 47. индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Прессинг-опрос (разминка). Вопрос-ответ.

Рефлекс, нейрон, виды рефлексов, ткань, орган, системы органов? Сколько отделов имеет головной мозг млекопитающих? К какому отделу относятся мозжечок, спиной мозг, нервные окончания?

2. Работа по карточкам. (для слабых учеников)

Подберите пары.

1)

 

 

 

1.Пищеварительная система

 

 

А. Головной мозг

2. Нервная система

 

 

Б. Пищевод

2)

 

 

 

1. Дыхательная система

 

 

А. Надпочечники

2. Эндокринная система

 

 

Б. Трахея

3)

 

 

 

1.Нервная система

 

 

А. Нейрон

2. Выделительная система

 

 

Б. Почки

4)

 

 

 

1. Соединительная ткань

 

 

А. Кровь

2. Мышечная ткань

 

 

Б.Стенки внутренних органов

5)

 

 

 

1. Мозжечок

 

 

А. Осуществляет координацию движения

2. Промежуточный мозг.

 

 

Б. Поддерживает постоянство внутренней среды.

 
3. Фронтальный опрос с использованием вопросов 1-9 рубрики «Проверь свои знания», стр. 40 учебника.

4. Дайте характеристику нервной ткани .

II. Изучение новой темы

Учитель. Гормоны – дирижеры жизни.

Кто такие дирижёры? Почему гормоны называют дирижерами жизни? На этот вопрос мы постараемся ответить в течение нашего урока.

Все процессы в организме человека регулируются и контролируются нервной системой и железами эндокринного аппарата (гуморальная регуляция).

Гуморальная регуляция – это регуляция, осуществляемая с помощью биологически активных веществ – гормонов, которые вырабатываются железами внутренней секреции и выделяются в кровь (учащиеся записывают определение в тетрадь).

Гормоны обладают специфичностью, то есть влияют на строго определенные клетки, ткани или органы. Они очень активны ,действуют даже в ничтожно малых количествах.

Всего желез внутренней секреции около десятка. Например: поджелудочная, гипофиз, щитовидная, надпочечники и т.д. (Демонстрация таблицы.)

Человек может прожить с одним лёгким, с одной почкой, без желудка, но он умрёт, если удалить маленькие надпочечники или гипофиз. Эти маленькие органы часто называют маленькими железками большого значения. Все железы образуют эндокринную систему, а изучает деятельность Ж.В.С. наука эндокринология.

Сегодня на уроке при помощи врачей-эндокринологов постараемся узнать влияние гипофиза, щитовидной железы на наш организм.

Учащиеся слушают выступления, заполняют таблицу.

Таблица

Железы внутренней секреции

Название железы

Название гормона

Норма

Избыток

Недостаток

 

 

 

 

 

Выступление врача-эндокринолога(1)

Гипофиз самая маленькая железа нашего организма, её вес 0,5г. Находится она в головном мозге. Гипофиз вырабатывает до 25 гормонов , один из которых гормон роста - соматотропин. Люди у которых гормон роста по тем или иным причинам вырабатывается в избытке, страдают заболеванием – акромегалия (гигантизм). Одна из причин этого недуга – опухоли гипофиза, в результате развития которых производство соматотропина возрастает. В результате у больного увеличиваются кисти рук, стопы, нижняя челюсть, нос и даже язык.

 Самый высокий в мире человек живет сейчас под Житомиром – Леонид Стадник , его рост - 2 метра 55 сантиметров 6 миллиметров (данные за 2004 г ) в свои 33 года он продолжает расти. Леонид еще обладатель самой большой руки : его ладонь в длину 31 сантиметр (мировой рекорд - 27 см). трехлитровая банка в ней смотрится стаканом. Леонид считает, что во всем виноваты врачи, нашедшие в 13 лет у него в мозгу доброкачественную опухоль, удалившие её, но задевшие при этом гипофиз. С тех пор Л. Стадник начал расти как на дрожжах.

При недостатке соматотропина - рост замедляется, развивается карликовость. У карликов обычно высокий голос, тонкие волосы и мелкие черты лица; они, как правило, бесплодны, а их половые органы недоразвиты. Вместе с тем умственное развитие людей с недостатком гормона роста находится в норме, порой у них хорошая память, хотя психика носит оттенок «детскости».

Пока рост скелета ещё не закончился , карликовость можно вылечить с помощью инъекций гормона роста. В настоящее время гормональная терапия помогает детям, с дефицитом соматотропина, нормально расти. При длительном лечении они могут достичь вполне удовлетворительных параметров физического развития.

Роль гипофиза столь велика, что удаление или повреждение его приводят к очень тяжёлым нарушениям. Например, преждевременная старость, в 15 лет человек может выглядеть, как 80-ний, ожирение, уродливое увеличение носа, ног, рук. Изучено влияние гормонов гипофиза на половые железы. щитовидную железу и надпочечники.

Выступление врача- эндокринолога.(2)

Щитовидная железа. Вес – 25-30г. Один из хрящей, которые образуют дыхательное горло- гортань, имеет форму щита и называется щитовидным. Так же называется и расположенная возле него железа. Она выделяет гормон- тироксин. Если много выделяется тироксина, то может развиться «Базедова болезнь». В результате гормон становится ядом для организма, вызывается жесткое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии поэтому больные жалуются на общую слабость, раздражительность, плаксивость, потливость, пучеглазие, дрожание рук.

В состав тироксина входит йод. Если йода в пище или в воде мало, железа не может вырабатывать нужное количество гормона. При этом происходит её увеличение, образуется зоб или развивается микседема. О таком больном говорят: Впечатление такое, что человека разбудили посреди глубокого сна. Разговорить, расшевелить, заинтересовать его чрезвычайно трудно. Хорошие новости не радуют, настроение на нуле, все из рук валится. Он с трудом включается в разговор. не удерживает в памяти нужную информацию. В еде умерен, но быстро набирает лишние килограммы. Кожа делается сухой, лицо - отечным, ногти - ломкими, а волосы тускнеют, секутся и выпадают пучками. Беспокоят одышка и боль в сердце

Учитель. Нехватка йода в организме может проявляться по-разному. Предлагаю вам самостоятельно поработать с текстом.

Самостоятельная работа №1

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы (устно); Какое заболевание со временем развилось у Н.К. Крупской? Что послужило развитию данной болезни? Как проявлялось данное заболевание?

Текст №1. История звёздной болезни.

Последовавшая за супругом в сибирскую ссылку Наденька Крупская удивляла местных жителей роскошной девичьей косой, которую замужней женщине полагалось прятать под платок. На третьем году жизни в Шушенском коса изрядно поредела, а у сельских кумушек появилась новая тема для пересудов: молодая жена распылилась, подурнела и главное – всё ещё не осчастливила мужа младенцем. Причина несостоявшегося материнства – дефицит йода в районе впадения реки Большая Шушь в Енисей, где проживали новобрачные. Со временем у Крупской развилась микседема, превратившая прелестную пышноволосую девушку в медлительную отечную старуху с «прилизанной» причёской и тощим пучком на затылке.

Учитель. Как еще может проявиться йодная недостаточность?

Самостоятельная работа (№2) с аннотацией к БАД Йод–актив

Задание. Прочитайте текст, выпишите 3-4 примера проявления йодной недостаточности в тетрадь.

Текст №2. Проявление йодной недостаточности.

Эмоциональные: раздражительность, подавленное настроение, сонливость, вялость, забывчивость, приступы необъяснимой тоски, ухудшение памяти и внимания, понижение интеллекта; появление частых головных болей из-за повышения внутричерепного давления.

Кордеологические: атеросклероз, стойкий к лечению диетой и лекарствами; аритмия, при которой применение специальных препаратов не даёт ощутимого и длительного эффекта; повышение диастолического (нижнего) давления из-за отёчности сосудистых стенок.

Анемические: снижение уровня гемоглобина в крови, при котором лечение препаратами железа даёт лишь скромный результат.

Иммунодефицитные: частые инфекционные и простудные заболевания; ослабление иммунитета возникает даже при незначительном снижении функции щитовидной железы.

Остеохондрозные: слабость и мышечные боли в руках; грудной или поясничный радикулит, при которых традиционное лечение не эффективно.

Отёчные: отёки вокруг глаз или общие, при которых систематический приём мочегонных препаратов усугубляет состояние, формируя зависимость от них.

Бронхолёгочные: отёчность дыхательных путей, приводящая к хроническому бронхиту и ОРЗ.

Гинекологические: нарушение менструальной функции; нерегулярность месячных, иногда их отсутствие; бесплодие; мастопатия, раздражение и трещины сосков.

Учитель. Любое заболевание легче предотвратить, чем лечить.

С давних времен люди защищали щитовидную железу. Знаменитый средневековый философ Альберт Великий советовал ученикам носить на шее сухие веточки лапчатки. Красавицы прошлых времён были крайне разборчивы в выборе бус и содержимого ладанки, которую вешали на шею: не всякий камень и не каждое растение служили на пользу щитовидной железе. По древним поверьям мистической властью над ней обладает янтарь, успокаивающий и приводящий в равновесие расстроенные функции организма. Американские эндокринологи наряду с традиционным лечением до сих пор прописывают своим пациентам…янтарные бусы.

Выступления учащихся.

Реклама некоторых лекарственных препаратов, продуктов:

- Йодомарин – просто, для здоровья, ума и роста!

- Если простуда и грипп одолели вот йод–актив, чтобы вы не болели!

- Ролтон добавил йод, чтобы был здоров народ!

Чтобы «щит» вашего тела служил организму, ведите здоровый образ жизни и укрепляйте щитовидную железу продуктами содержащими йод.

Морская капуста (ламинария), чеснок, черемша, мясо морской рыбы, мед, орехи, йодированные соль, молоко, хлеб , яйца.

III. Закрепление изученного материала

  1. Почему гормоны называют дирижерами жизни? (При ответе учащиеся могут использовать таблицу, заполненную на уроке.)
  2. Почему гормональные препараты нужно применять только по назначению врача- эндокринолога?
  3. Поставьте диагноз по портрету.

О подобном знакомом говорят – не человек, а комок нервов. Заводится с полоборота! Опоздайте на встречу с ним на 5 минут - рассорится с вами на всю жизнь, угостите пересоленным супом – запустит в вас тарелкой. На месте ему не сидится; мечется из угла в угол, все время что-то теребит в дрожащих руках. Одет легко, пальто и куртка нараспашку. Ест много и тем не менее худеет. У него большие лихорадочно блестящие глаза навыкате, частый пульс, Жалуется на бессонницу, слабость.
(гипертиреоз - базедова болезнь)-

IV. Домашнее задание

Изучить текст учебника на стр. 44-47, закончить оформление таблицы в тетради. Ответить на вопросы рубрики « Проверь свои знания» стр. 48.