Цель урока: Создать представления об эндокринной системе, железах внутренней секреции, гормонах, и их свойствах и значении в жизнедеятельности организма .
Оборудование: таблицы с изображением желез внутренней секреции, лекарственные препараты (йод актив, йодомарин…), рисунки учебника на стр.44, 47. индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Прессинг-опрос (разминка). Вопрос-ответ.
Рефлекс, нейрон, виды рефлексов, ткань, орган, системы органов? Сколько отделов имеет головной мозг млекопитающих? К какому отделу относятся мозжечок, спиной мозг, нервные окончания?
2. Работа по карточкам. (для слабых учеников)
Подберите пары.
1) |
|
|
|
1.Пищеварительная система |
|
|
А. Головной мозг |
2. Нервная система |
|
|
Б. Пищевод |
2) |
|
|
|
1. Дыхательная система |
|
|
А. Надпочечники |
2. Эндокринная система |
|
|
Б. Трахея |
3) |
|
|
|
1.Нервная система |
|
|
А. Нейрон |
2. Выделительная система |
|
|
Б. Почки |
4) |
|
|
|
1. Соединительная ткань |
|
|
А. Кровь |
2. Мышечная ткань |
|
|
Б.Стенки внутренних органов |
5) |
|
|
|
1. Мозжечок |
|
|
А. Осуществляет координацию движения |
2. Промежуточный мозг. |
|
|
Б. Поддерживает постоянство внутренней среды. |
3. Фронтальный опрос с использованием вопросов 1-9 рубрики «Проверь свои знания», стр. 40 учебника.
4. Дайте характеристику нервной ткани .
II. Изучение новой темы
Учитель. Гормоны – дирижеры жизни.
Кто такие дирижёры? Почему гормоны называют дирижерами жизни? На этот вопрос мы постараемся ответить в течение нашего урока.
Все процессы в организме человека регулируются и контролируются нервной системой и железами эндокринного аппарата (гуморальная регуляция).
Гуморальная регуляция – это регуляция, осуществляемая с помощью биологически активных веществ – гормонов, которые вырабатываются железами внутренней секреции и выделяются в кровь (учащиеся записывают определение в тетрадь).
Гормоны обладают специфичностью, то есть влияют на строго определенные клетки, ткани или органы. Они очень активны ,действуют даже в ничтожно малых количествах.
Всего желез внутренней секреции около десятка. Например: поджелудочная, гипофиз, щитовидная, надпочечники и т.д. (Демонстрация таблицы.)
Человек может прожить с одним лёгким, с одной почкой, без желудка, но он умрёт, если удалить маленькие надпочечники или гипофиз. Эти маленькие органы часто называют маленькими железками большого значения. Все железы образуют эндокринную систему, а изучает деятельность Ж.В.С. наука эндокринология.
Сегодня на уроке при помощи врачей-эндокринологов постараемся узнать влияние гипофиза, щитовидной железы на наш организм.
Учащиеся слушают выступления, заполняют таблицу.
Таблица
Железы внутренней секреции
Название железы |
Название гормона |
Норма |
Избыток |
Недостаток |
|
|
|
|
|
Выступление врача-эндокринолога(1)
Гипофиз самая маленькая железа нашего организма, её вес 0,5г. Находится она в головном мозге. Гипофиз вырабатывает до 25 гормонов , один из которых гормон роста - соматотропин. Люди у которых гормон роста по тем или иным причинам вырабатывается в избытке, страдают заболеванием – акромегалия (гигантизм). Одна из причин этого недуга – опухоли гипофиза, в результате развития которых производство соматотропина возрастает. В результате у больного увеличиваются кисти рук, стопы, нижняя челюсть, нос и даже язык.
Самый высокий в мире человек живет сейчас под Житомиром – Леонид Стадник , его рост - 2 метра 55 сантиметров 6 миллиметров (данные за 2004 г ) в свои 33 года он продолжает расти. Леонид еще обладатель самой большой руки : его ладонь в длину 31 сантиметр (мировой рекорд - 27 см). трехлитровая банка в ней смотрится стаканом. Леонид считает, что во всем виноваты врачи, нашедшие в 13 лет у него в мозгу доброкачественную опухоль, удалившие её, но задевшие при этом гипофиз. С тех пор Л. Стадник начал расти как на дрожжах.
При недостатке соматотропина - рост замедляется, развивается карликовость. У карликов обычно высокий голос, тонкие волосы и мелкие черты лица; они, как правило, бесплодны, а их половые органы недоразвиты. Вместе с тем умственное развитие людей с недостатком гормона роста находится в норме, порой у них хорошая память, хотя психика носит оттенок «детскости».
Пока рост скелета ещё не закончился , карликовость можно вылечить с помощью инъекций гормона роста. В настоящее время гормональная терапия помогает детям, с дефицитом соматотропина, нормально расти. При длительном лечении они могут достичь вполне удовлетворительных параметров физического развития.
Роль гипофиза столь велика, что удаление или повреждение его приводят к очень тяжёлым нарушениям. Например, преждевременная старость, в 15 лет человек может выглядеть, как 80-ний, ожирение, уродливое увеличение носа, ног, рук. Изучено влияние гормонов гипофиза на половые железы. щитовидную железу и надпочечники.
Выступление врача- эндокринолога.(2)
Щитовидная железа. Вес – 25-30г. Один из хрящей, которые образуют дыхательное горло- гортань, имеет форму щита и называется щитовидным. Так же называется и расположенная возле него железа. Она выделяет гормон- тироксин. Если много выделяется тироксина, то может развиться «Базедова болезнь». В результате гормон становится ядом для организма, вызывается жесткое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии поэтому больные жалуются на общую слабость, раздражительность, плаксивость, потливость, пучеглазие, дрожание рук.
В состав тироксина входит йод. Если йода в пище или в воде мало, железа не может вырабатывать нужное количество гормона. При этом происходит её увеличение, образуется зоб или развивается микседема. О таком больном говорят: Впечатление такое, что человека разбудили посреди глубокого сна. Разговорить, расшевелить, заинтересовать его чрезвычайно трудно. Хорошие новости не радуют, настроение на нуле, все из рук валится. Он с трудом включается в разговор. не удерживает в памяти нужную информацию. В еде умерен, но быстро набирает лишние килограммы. Кожа делается сухой, лицо - отечным, ногти - ломкими, а волосы тускнеют, секутся и выпадают пучками. Беспокоят одышка и боль в сердце
Учитель. Нехватка йода в организме может проявляться по-разному. Предлагаю вам самостоятельно поработать с текстом.
Самостоятельная работа №1
Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы (устно); Какое заболевание со временем развилось у Н.К. Крупской? Что послужило развитию данной болезни? Как проявлялось данное заболевание?
Текст №1. История звёздной болезни.
Последовавшая за супругом в сибирскую ссылку Наденька Крупская удивляла местных жителей роскошной девичьей косой, которую замужней женщине полагалось прятать под платок. На третьем году жизни в Шушенском коса изрядно поредела, а у сельских кумушек появилась новая тема для пересудов: молодая жена распылилась, подурнела и главное – всё ещё не осчастливила мужа младенцем. Причина несостоявшегося материнства – дефицит йода в районе впадения реки Большая Шушь в Енисей, где проживали новобрачные. Со временем у Крупской развилась микседема, превратившая прелестную пышноволосую девушку в медлительную отечную старуху с «прилизанной» причёской и тощим пучком на затылке.
Учитель. Как еще может проявиться йодная недостаточность?
Самостоятельная работа (№2) с аннотацией к БАД Йод–актив
Задание. Прочитайте текст, выпишите 3-4 примера проявления йодной недостаточности в тетрадь.
Текст №2. Проявление йодной недостаточности.
Эмоциональные: раздражительность, подавленное настроение, сонливость, вялость, забывчивость, приступы необъяснимой тоски, ухудшение памяти и внимания, понижение интеллекта; появление частых головных болей из-за повышения внутричерепного давления.
Кордеологические: атеросклероз, стойкий к лечению диетой и лекарствами; аритмия, при которой применение специальных препаратов не даёт ощутимого и длительного эффекта; повышение диастолического (нижнего) давления из-за отёчности сосудистых стенок.
Анемические: снижение уровня гемоглобина в крови, при котором лечение препаратами железа даёт лишь скромный результат.
Иммунодефицитные: частые инфекционные и простудные заболевания; ослабление иммунитета возникает даже при незначительном снижении функции щитовидной железы.
Остеохондрозные: слабость и мышечные боли в руках; грудной или поясничный радикулит, при которых традиционное лечение не эффективно.
Отёчные: отёки вокруг глаз или общие, при которых систематический приём мочегонных препаратов усугубляет состояние, формируя зависимость от них.
Бронхолёгочные: отёчность дыхательных путей, приводящая к хроническому бронхиту и ОРЗ.
Гинекологические: нарушение менструальной функции; нерегулярность месячных, иногда их отсутствие; бесплодие; мастопатия, раздражение и трещины сосков.
Учитель. Любое заболевание легче предотвратить, чем лечить.
С давних времен люди защищали щитовидную железу. Знаменитый средневековый философ Альберт Великий советовал ученикам носить на шее сухие веточки лапчатки. Красавицы прошлых времён были крайне разборчивы в выборе бус и содержимого ладанки, которую вешали на шею: не всякий камень и не каждое растение служили на пользу щитовидной железе. По древним поверьям мистической властью над ней обладает янтарь, успокаивающий и приводящий в равновесие расстроенные функции организма. Американские эндокринологи наряду с традиционным лечением до сих пор прописывают своим пациентам…янтарные бусы.
Выступления учащихся.
Реклама некоторых лекарственных препаратов, продуктов:
- Йодомарин – просто, для здоровья, ума и роста!
- Если простуда и грипп одолели вот йод–актив, чтобы вы не болели!
- Ролтон добавил йод, чтобы был здоров народ!
Чтобы «щит» вашего тела служил организму, ведите здоровый образ жизни и укрепляйте щитовидную железу продуктами содержащими йод.
Морская капуста (ламинария), чеснок, черемша, мясо морской рыбы, мед, орехи, йодированные соль, молоко, хлеб , яйца.
III. Закрепление изученного материала
- Почему гормоны называют дирижерами жизни? (При ответе учащиеся могут использовать таблицу, заполненную на уроке.)
- Почему гормональные препараты нужно применять только по назначению врача- эндокринолога?
- Поставьте диагноз по портрету.
О подобном знакомом говорят – не человек, а комок нервов. Заводится с полоборота! Опоздайте на встречу с ним на 5 минут - рассорится с вами на всю жизнь, угостите пересоленным супом – запустит в вас тарелкой. На месте ему не сидится; мечется из угла в угол, все время что-то теребит в дрожащих руках. Одет легко, пальто и куртка нараспашку. Ест много и тем не менее худеет. У него большие лихорадочно блестящие глаза навыкате, частый пульс, Жалуется на бессонницу, слабость.
(гипертиреоз - базедова болезнь)-
IV. Домашнее задание
Изучить текст учебника на стр. 44-47, закончить оформление таблицы в тетради. Ответить на вопросы рубрики « Проверь свои знания» стр. 48.