Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Переход на новые методы обучения в современной школе предполагает необходимость применения новых технологий, в том числе и проектного обучения. Этим и обусловлено использование мною методов и технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся. «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно ориентировано; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, т.е. происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда» (В.В.Гузеев). Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и предполагающих обязательную презентацию результатов работы. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- Cамостоятельно и охотно приобретают недостающие знания, пользуясь разными источниками информации;
- Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач;
- Развивают коммуникативные умения, работая в группах;
- Развивают у себя исследовательские умения;
- Развивают системное мышление.
Проектное обучение ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся:
- индивидуальную,
- парную,
- групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Методы технологии проектной деятельности используются мною при проведении уроков обобщения и систематизации знаний, изучения нового материала и уроков контроля, систематизации и коррекции знаний учащихся.
Предлагаю урок контроля, систематизации, оценки и коррекции знаний учащихся «Смотр знаний» с применением коммуникативных и информационных технологий в 11-м классе в системе обобщающих уроков.
Алгоритм деятельности учителя и учащихся
Этапы работы |
Содержание работы |
Деятельность уч-ся |
Деятельность учителя |
1. Подготовительный |
Определение темы проекта. |
Обсуждение и выбор тем |
Предлагает темы проекта |
|
Формирование творческих групп |
Объединение в микрогруппы |
Проводит организацию |
2. Планирование |
Подготовка материалов |
Разработка заданий, обсуждение формы представления результата |
Разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбора литературы |
3. Разработка проекта |
Осуществление накопления информации путем работы с литературой, работа в интерактивном режиме, обобщение |
Осуществляют поисковую деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации. |
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
4. Оформление результатов |
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета – устный отчет с презентацией темы |
Разрабатывают презентацию темы с использованием ИКТ |
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
5. Презентация проекта |
Представление выполненной работы группой учащихся |
Докладывают результаты работы, демонстрация презентаций с устным отчетом |
Организует экспертизу работ |
6. Оценивание |
Оценка работ согласно разработанным критериям |
Участвуют в оценивании путем коллективного обсуждения и самооценки |
Оценивает совместно с экспертной группой учащихся, отмечает неиспользованные возможности, качество отчета. Анализ успеха и ошибок. |
При реализации проектного обучения ценным является не только результаты, но, и даже в большей степени, сам процесс.
Приложение: презентации тем по курсу «Общая биология», разработанные учащимися.
Темы:
- «Биогеоценоз», презентация 1.
- «Доказательства животного происхождения человека», перезентация 2.
- «Теории возникновения жизни на Земле», презентация 3.
- «Типы взаимодействия организмов», презентация 4.
- «Биогеоценоз водоёма», презентация 5.
- «Луг - природное сообщество», презентация 6.
- «Бесполое размножение», презентация 7.
- «Биогеоценозы созданные человеком. Агроценоз», презентация 8.
- «Индивидуальное развитие организмов – онтогенез».