Информационные технологии при изучении биологии

Разделы: Биология, Информатика


Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Переход на новые методы обучения в современной школе предполагает необходимость применения новых технологий, в том числе и проектного обучения. Этим и обусловлено использование мною методов и технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся. «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно ориентировано; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, т.е. происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда» (В.В.Гузеев). Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и предполагающих обязательную презентацию результатов работы. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. Cамостоятельно и охотно приобретают недостающие знания, пользуясь разными источниками информации;
  2. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач;
  3. Развивают коммуникативные умения, работая в группах;
  4. Развивают у себя исследовательские умения;
  5. Развивают системное мышление.

Проектное обучение ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся:

  • индивидуальную,
  • парную,
  • групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Методы технологии проектной деятельности используются мною при проведении уроков обобщения и систематизации знаний, изучения нового материала и уроков контроля, систематизации и коррекции знаний учащихся.      

Предлагаю урок контроля, систематизации, оценки и коррекции знаний учащихся «Смотр знаний» с применением коммуникативных и информационных технологий в 11-м классе в системе обобщающих уроков.

Алгоритм деятельности учителя и учащихся

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность уч-ся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы проекта.

Обсуждение и выбор тем

Предлагает темы проекта

 

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы

Проводит организацию

2. Планирование

Подготовка материалов

Разработка заданий, обсуждение формы представления результата

Разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбора литературы

3. Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, работа в интерактивном режиме, обобщение

Осуществляют поисковую деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации.

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

4. Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета – устный отчет с презентацией темы

Разрабатывают презентацию темы с использованием ИКТ

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

5. Презентация проекта

Представление выполненной работы группой учащихся

Докладывают результаты работы, демонстрация презентаций с устным отчетом

Организует экспертизу работ

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участвуют в оценивании путем коллективного обсуждения и самооценки

Оценивает совместно с экспертной группой учащихся, отмечает неиспользованные возможности, качество отчета. Анализ успеха и ошибок.

При реализации проектного обучения ценным является не только результаты, но, и даже в большей степени, сам процесс.

Приложение: презентации тем по курсу «Общая биология», разработанные учащимися.

Темы: