Цель урока: обобщить понятие об экологии — науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой.
Познавательный аспект ТЦУ:
- продолжить формировать представления о предметах «экология», «биология»;
- на примере проводимых опытов продолжить формирование понятий «свойства воды», «свойства воздуха», «свойства почвы»;
- показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, средой обитания;
Развивающий аспект ТЦУ:
- развивать мотивацию к познанию нового материала через самостоятельную деятельность обучающихся и их потенциальные способности;
- на основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь;
- развивать умение анализировать полученные знания, сравнивать и обобщать;
Воспитывающий аспект ТЦУ:
- воспитывать чувство коллективизма, сопереживания к неудачам и радость к успехам товарищей, классу;
- формировать максимальную собранность и работоспособность на уроке;
- помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
Оборудование:
- магнитная доска с плакатом «Среда обитания»;
- карточки-задания;
- двойные листы в клетку,
- простой карандаш,
- зеленая ручка;
для опытов:
- химические стаканы - 2 шт.,
- ложечка для помешивания,
- подносы - 2 шт.,
- фильтр,
- почва,
- вода.
Структура и содержание урока
Формулировка темы урока осуществляется с помощью выполнения задания с опорой на ранее приобретённые знания и собственные наблюдения.
В конце урока у учащихся в тетрадях появиться кластер, в котором будут отражены «разделы музея»- это схема, в которой обобщена информация о взаимосвязь живой и неживой природы.
На доске: «Все связано со всем»
Б. Коммонер
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
1. Целеполагание «Мозговой штурм» |
Предлагает выполнить Задание 1. По первым буквам ответов на вопросы, составьте слово. Задание 2. Добавьте слово. |
Слушают и формулируют тему урока: «Музей «Природа»» |
В середине доски тема: «Музей «Природа»» |
2. Стадия вызова «Кластер» (дополняется на протяжении всего урока) |
Предлагает распределить слова-ответы из 1-ого задания на две группы («Разделы музея») |
Работают индивидуально, составляя две группы слов: живая и неживая природа. Определяют признаки. |
На доске и в тетрадях появляется первичный материал: «Музей «Природа»» |
«Парная мозговая атака»
|
Задание 3. Организует парную работу по карточкам. Найдите в каждом ряду «лишнее» слово, подчеркните, объясните свой выбор, дополните графу «неживая природа» |
Работают в парах, обсуждая моменты, которые вызвали затруднения, сомнения, маркируют спорную информацию. Зачитывают свои слова, дают объяснения, дополняют графу «неживая природа» |
Самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний. На доске и в тетрадях записывается коллективная информация о составляющих неживой природы: «Музей «Природа»»
|
3. Стадия осмысления. «Групповая мозговая атака» |
Организует работу в группах (лабораторные опыты). |
Проводят лабораторные опыты, работают в группах |
Экспериментально подтверждают свойства воздуха, воды, состав почвы. Определяют значение для живой природы |
4. Стадия вызова «Мозговой штурм» |
Задает вопрос: Чем воздух, вода, почва являются для живых организмов? Предлагает учащимся распределить картинки «живые организмы» (д/з) по средам обитания |
Ответ: Средой обитания. |
На плакате появляются примеры живых существ, обитающих в разных средах. |
5. Стадия осмысления. |
Предлагает разделить живые существа на царства, указать сходства и различия между ними. |
Индивидуальная работа учащихся. Делят живые существа нацарства: животные, растения, грибы, бактерии, указывая признаки. Дополняют кластер. |
Восприятие информации. «Музей«Природа»» |
|
Задает вопрос. Можно ли проследить взаимосвязь между живыми организмами? Приведите примеры. |
Индивидуальная работа учащихся. Приводят примеры, работая с плакатом: «Среда обитания». Составляют цепи питания. |
Появляются цепи питания. Прослеживается взаимосвязь живых организмов. |
|
Организует работу с текстом №1-3, результатом которой станет вывод. |
Работают с текстом, составляют цепи питания |
Вывод: цепи питания — это цепи передачи энергии от организма к организму. |
6. Стадия рефлексии. |
Организует работу: «чтение текста №4 с пометкой (маркировкой) «?»–эта информация для меня не понятна или она неточная» (приложение 5).
|
Индивидуально читают текст, делают пометки, участвуют во фронтальной беседе с опорой на текст |
Восприятие информации текста происходит активно, т.к., с одной стороны, необходимость ставить маркировку «привязывает» к тексту, с другой стороны – чтобы выставить знак, ребенок должен сопоставить предшествующие знания с получаемой информацией. Следовательно, познавательная деятельность становится не только активной, но и «вдумчивой» |
|
Задает вопрос: Как происходит круговорот жизни на Земле? Живые организмы являются органическими веществами, а в почве содержатся минеральные (неорганические) вещества |
Объясняют тезис урока «Все связано со всем».
|
Обсуждают возникшие вопросы.
|
«Кластер» «Групповая мозговая атака» |
Подводит итоги урока, возвращается к целям урока. «Экология-наука о взаимосвязях живых существ с окружающей средой» Предлагает в группах подумать и дополнить кластер «разделами музея». |
Предполагают, что будет происходить, если исчезнет одно из царств природы
Дополняют кластер зеленой ручкой: «Я хотел бы узнать»? |
В результате работы у учащихся имеется схема, в которой отражена и обобщена информация о взаимосвязях живых существ с окружающей средой, с которой можно продолжить работу |
Рефлексивный листок. |
Предлагает заполнить рефлексивный листок «Книга отзыва музея» |
Дописывают предложения, предложенные в рефлексивном листке |
|