Цели:
- Приобщение к исконно русской культуре, приобщение к духовной музыке, к русским истокам, дающим нашим предкам и нам лад в душе и мире;
- Прививать детям чувство любви к русской культуре, бережного отношения друг к другу;
- Продолжить эстетическое и нравственное воспитание учащихся на поэтических текстах художественной литературы.
Эпиграфы:
Россия вспрянет ото сна…
А.С.Пушкин
Русь! Русь! Вижу тебя из моего прекрасного далёка…
Н.В.Гоголь.
Душе моя, душе моя, восстании, что спиши?..
(строки из Евангелия)
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока. Работа с эпиграфами.
2. Вступительное слово учителя литературы
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, интегрированный. Мы долго думали, как назвать наш урок. Сначала мы хотели назвать его «Лики святых», потому что разговор на нашем уроке мы поведём о духовной литературе, духовной музыке, о духовном искусстве.
Но ведь духовное искусство всегда призывало к доброте, и мы решили назвать его «Доброта спасёт мир».
Наш урок мне хотелось бы начать словами замечательного русского писателя Н.В.Гоголя (звучат слова Н.В.Гоголя)
- Как вы думаете, ребята, что же это за тайная сила, которая влечёт? Что зовёт и рыдает, и хватает за сердце? (любовь к Родине)
Без любви к Родине человек не состоится. А любовь неразрывно связана с добротой. Человек, любящий свою Родину, должен быть добрым, должен быть патриотом своей страны. Доброта и Родина – два понятия, которые сливаются воедино.
Христианство появилось на Руси более 1000 лет назад. В городах, сёлах, даже маленьких деревушках строились церкви. Они вписывались в ландшафт. Всё было органично взаимосвязано. И звучали колокола, этот звон называли колокольным, а ещё малиновым. Он звучал красиво, торжественно, вдохновенно. Вот как об этом в своём стихотворении написал русский поэт К.Романов. (Чтение стихотворения К.Романова «Вот и опять колокола»)
3. Учитель музыки
Воду из колодца надо черпать, сама она в рот к нам не течёт. Так и живительная влага духовной культуры, духовного искусства, духовной музыки сама собой не придёт к нам. «Лишь к отворившему мне…». Пусть та духовная музыка, которую вы, ребята, будете слушать на этом уроке, будет первым лучиком, возвещающим о приближении солнца. Пусть этот лучик коснётся ваших душ и хотя бы на миг поможет им оттаять. (Звучит музыка «Господи, помилуй». На её фоне читаются строки из Евангелия)
4. Учитель литературы
Люди празднуют дни рождения своих родных и близких. Но кто может быть роднее и ближе заступницы и покровительницы всего рода христианского – Богоматери? Тем более, что Россия издавна считалась «домом Богородицы». Именно к Богоматери обращался русский человек в самые трудные минуты своей жизни, как ребёнок, который бросается к матери при виде любой опасности.
Послушайте притчу о том, как люди терпели на море бедствие.
Была ночь, было бурное море, волны и ветры готовы были поглотить плывущих по морю. Но к этому бедствию прибавилось ещё одно – люди потеряли дорогу, они не знали, где берег, куда плыть, где спасение. И вдруг увидели свет маяка – там берег, там спасение. Рождество Богородицы было тем светом для рода человеческого. Среди тьмы загорелась звёздочка, за которой вскоре появилось солнце правды – солнце спасения. Отсюда и название Христа – Спас, Спаситель.
Вглядитесь в любую икону Богородицы. Почему взгляды Марии и Младенца не встречаются? Не сливаются и не единятся? Это одна из важнейших тайн иконы. Икона всегда обращена к молящемуся, всегда включает стоящего перед ней человека в своё пространство, входит с ним в общение. Взгляды Марии и младенца обращены к нам (звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).
5. Учитель музыки
Слушая духовную музыку или рассматривая древнерусские иконы, мы не столько должны эстетически насладиться, сколько пытаться войти внутрь этой музыки, внутрь этой иконы и там изнутри, из глубины стараться вникнуть в душу произведения, потому что именно к тебе, к тебе, а ни к кому другому, это искусство обращено в данный момент. Именно ты должен решить для себя эти вечные вопросы добра и зла, любви и предательства, которые несёт нам духовная связь.
Произведение Ф.Шуберта «Аве Мария» - шедевр классической и духовной музыки – это торжественный и вместе с тем проникновенный гимн женской красоте. доброте и благородству. (Звучит «Аве Мария»)
6. Учитель литературы читает притчу о сеятеле.
М.Цветаева писала: «Я не думаю, я слушаю. Потом ищу точного воплощения в слове. Получается ледяная броня формулы, под которой только – сердце». (Звучит стихотворение М.Цветаевой «Ты проходишь на запад от солнца»)
7. Учитель музыки
Приобщение к духовной музыке тесно связано с приобщением к исконной русской культуре, истории, к нашим истокам, которые давали нашим предкам лад в душе и в мире. «Мир всем!» - обращается священник в храме. «Мир всем» несёт духовная музыка. И нам лишь нужно сохранить этот мир и через музыку, через искусство принять его в своё сердце.
(Звучит стихотворение Е. Растопчиной «Слова и звуки»)
В самые трудные минуты своей жизни человек обращается к Богу. И если это поможет ему не переступить основные заповеди: не убий, не укради, чти мать и отца своего, то не так уж и важно в каком образе он предстаёт, в образе ли человека Иисуса Христа или в образе маленького, беспомощного муравья, как в песне Б. Окуджавы. (Звучит молитва Б.Окуджавы)
8. Учитель литературы
Сейчас вы услышали «Молитву» Б.Окуджавы, современного поэта-барда. Сколько нежности и теплоты вложил автор в эти строки. К молитве в своём творчестве обращались и многие русские поэты. (Звучит стихотворение М.Ю Лермонтова «Молитва»)
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
(Звучит стихотворение К.Романова «Молитва»)
- О чём просит Господа автор стихотворения?
Разлука с родиной, что может быть страшнее для русского человека?
(На фоне звучания колоколов стихотворение К.Романова «Несётся благовест»)
Колокола – это мотив разлуки с Родиной, тоски по родной земле, по родному краю. Недаром русские богатыри прикладывались к святыне-матушке сырой земле, и она вновь и вновь давала им живительные силы. А на чужой земле не прижилась даже берёзка, которую С.Рахманинов привёз из России.
9. Учитель музыки
Русские люди, расставаясь с Родиной, брали с собой горсть святой русской земли. Горсть земли взял с собой и великий русский музыкант С.В.Рахманинов, когда в 1917 году навсегда покидал Россию. Чтобы как-то заглушить горечь разлуки с Родиной, С.Рахманинов взял с собой берёзку. Но не прижилась русская берёзка на чужбине, как никогда не смог полюбить чужую землю сам композитор. Всю свою боль, всю свою тоску по Родине С.Рахманинов вложил в музыку своего «Вокализа». «Вокализ» – это песня без слов. А нужны ли слова, чтобы понять, о чём эта песня? «Вокализ» С.Рахманинова часто называют покаянием.
Покаяние необходимо и нам. Хотя бы через музыку, через искусство нужно заглянуть в сою душу и подумать, а чем же она заполнена. «Душе моя, …душе моя, восстании… что спиши?»
(Звучит «Вокализ» С.Рахманинова)
10. Учитель литературы
Из глубины веков доносится до нас голос священника Иллариона: «Встань, благородный муж, из гроба своего! Встань, отряси сон, потому, что ты не умер, а только спишь до общего всех пробуждения!» «Россия вспрянет ото сна…,» - слышим мы у Пушкина. «Постойте же, придёт время, будет время, когда вы узнаете, что такое православная вера,» - продолжает Гоголь словами своих героев. А мы через духовную культуру должны понять, что «за Россию болеть настал и наш черёд». (Звучит хор «Славься»)
- Ребята, какие стихи вы услышали? Посмотрите, правильно ли вы записали их название. Нет ли у вас ошибок.
Сегодня очень много говорят о доброте. Мне хотелось бы закончить урок словами одного из поэтов, который написал:
Люди добрые, будьте добрее
Самых добрых на свете людей.
Доброта – это тоже идея,
Может, главная из идей.
11. Подведение итогов урока.