"Кто такие птицы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с многообразием мира птиц;
  • выделить отличительные признаки птиц;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к обитателям нашей планеты, интерес к предмету.

Оборудование: картинки с изображением птиц; схема строения птицы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел  у нас звонок –
Мир природы приглашает
Нас скорее на урок.

II. Работа  над новым материалом

Учитель: О ком  наш урок, попробуйте догадаться. Я загадаю вам несколько загадок.

1. Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный, серый… (гусь)

2. Я по  дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (Дятел)

3. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это… (цапля)

4. Чёрный проворный,
Кричит «крак» – червякам враг. (Ворон)

Учитель: Каким одним словом мы называем всех, о ком наши загадки?

(Ученики отвечают).

У. Правильно. Это  птицы. Сегодня мы будем говорить о них. Давайте  мы попробуем узнать, что же объединяет птиц. Почему они относятся к одному классу. Посмотрите на фотографии.

На доске: 

– Подумайте, что у птиц общего.
(Ответы детей, если необходимо, с помощью учителя приходят к следующим выводам)

Птицы – это  животные, у них есть крылья, и они единственные обитатели Земли, покрытые перьями. Строение птиц – это голова, клюв (форма зависит от питания),  шея, туловище, ноги, крылья, хвост.

На доске:

– Своим острым клювом орёл разрывает мясо на кусочки. Большой клюв нужен тукану для того, чтобы срывать плоды с деревьев. Благодаря широкому клюву стриж ловит насекомых на лету.

Учитель: А теперь мы с вами поиграем в птиц и проведём  физминутку.

Гуси серые летели,
(Взмахи руками в стороны.)
На лужайку тихо сели,
(Приседания.)
Походили, поклевали,
(Ходьба, наклоны.)
Потом быстро побежали.
(Бег и ходьба.)

Учитель: А теперь мы с вами рассмотрим перья птиц.

На доске:

– Перья птиц бывают трёх видов. Сохраняют  тепло – пуховые, придают форму – контурные,  маховые – нужны для полёта.
– Каждое перо имеет стержень. Покажите его. Найдите бородки. Покажите их. Какие перья на вес и почему?
– Как можно использовать перья. (Ответы детей с помощью учителя)
– Крупные птицы, имеют около 25 тыс. перьев, а крошечная колибри 1000.

Вывод: все птицы имеют перья.

– Рассмотрим окраску  перьев.

– Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок.
– На земле существует много птиц, которые утратили способность летать.

На доске:

Пингвины обитают там, где для выживания нужны не крылья, а плавники. Для того, чтобы поймать рыбу, которой они питаются, необходимо хорошо плавать.
Киви, живущая в Новой Зеландии, ведёт ночной образ жизни. Она своим длинным клювом находит пищу на земле.
Казуар. Эта птица так смела и сильна, что ей нет нужды улетать, спасаясь от противника.

III. Игра-соревнование «Я знаю 5 названий птиц».

IV. Подведение итогов

Учитель: На этом уроке мы узнали немало интересного про птиц. Что больше всего заинтересовало? О чём бы вы хотели узнать ещё?

V. Домашнее задание

– Нарисовать птицу ,которая больше всех понравилась на уроке. Подготовить маленький рассказ об этой птице.