Цель урока: Изучить сущность
фотосинтеза и хемосинтеза, их значение для живых
организмов.
Задачи:
- Образовательные:
- обеспечить в ходе урока усвоение понятий фотосинтез, фотолиз, световая, темновая фаза, хемосинтез, хемотрофы.
- охарактеризовать протекание двух фаз фотосинтеза, их результаты.
- сформировать знания о фотосинтезе как пластическом обмене веществ у растений.
- обосновать значение фотосинтеза для живых организмов на Земле и путях повышения его эффективности.
- объяснить сущность особого типа синтеза органических веществ – хемосинтеза, раскрыть его значение в биосфере.
- продолжить углубление знаний о способах питания в органическом мире: гетеротрофном и автотрофном.
- Воспитательные:
- использовать специальные приёмы поддержания работоспособности учащихся.
- содействовать формированию экологического воспитания учащихся.
- способствовать формированию трудовых и учебных навыков.
- увеличить эффективность использования изучаемых вопросов в жизни, практической деятельности.
- Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся, внося в содержание урока элементы новизны.
- развивать навыки культуры речи.
- содействовать развитию творческих способностей учащихся, используя элементы исследовательской технологии в ходе урока.
- продолжить развитие ИКТ-компетентностей учащихся.
- развивать коммуникативные и рефлексивные качества личности.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы и методы: словесно-наглядные,
проблемно-поисковые, фронтальная работа,
коллективная деятельность,
объяснительно-иллюстративные.
Технологии: информационная, проблемная
Оборудование: модели таблиц, задания на
карточках, набор тестов, карточки контроля
знаний, схемы реакций, набор творческих заданий,
список литературы, плакаты с высказываниями
учёных о фотосинтезе, аппликации на магнитной
доске, ТСО: ПК, проектор, мультимедийная
презентация
Эпиграф: «Свет – вечно натянутая пружина, приводящая в действие механизм земной жизни». (Роберт Майер)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Готовность учащихся к уроку.
Учитель: Тема нашего урока «
Фотосинтез и хемосинтез» подскажите ребята
примером какого важного процесса , свойственного
для живых организмов они могут являться?
Ученики: (здесь и далее даны
предполагаемые ответы учеников): Метаболизма.
Учитель: А что такое метаболизм?
Ученики: Это совокупность химических
реакций, превращений веществ и энергии в клетках.
Учитель: Хорошо, но метаболизм состоит
из 2 противоположных процессов, взаимосвязанных
друг с другом. Каких?
Ученики: Ассимиляция и диссимиляция.
Учитель: Правильно, а фотосинтез и
хемосинтез к чему мы отнесём?
Ученики: К ассимиляции.
Учитель: Почему?
Ученики: Потому что это совокупность
реакций биосинтеза.
Учитель: Я с вами согласна . А какое
ещё определение вы дадите ассимиляции?
Ученики: Пластический обмен, анаболизм.
Учитель: Отлично. А вы знаете, что такое
фотосинтез?
Ученики: Да. Это образование
органических веществ из неорганических,
происходящее на свету в хлоропластах растений.
Учитель: Всё верно. А какие
неорганические вещества необходимы?
Ученики: Вода и углекислый газ.
Учитель: Хорошо. Посмотрите на эпиграф
нашего урока.
Сегодня в процессе урока вы объясните мне, в чём
смысл слов Майера. Так какую же цель вы поставите
себе на уроке?
Ученики: Узнать о сущности процессов
фотосинтеза и хемосинтеза и их значении для
живых организмов.
Учитель: Сегодня мы рассмотрим 2 пути
автотрофного питания организмов, а сейчас
запишем домашнее задание: параграф 2.11, сообщение,
таблица.
Запишите в тетради темы для сообщений:
- 1ряд: Использование знаний о фотосинтезе в практике сельского хозяйства.
- 2 ряд: Фотосинтез и эволюция жизни на Земле.
- 3 ряд: Экологическая роль хемосинтеза.
На доске перед вами список литературных
источников, которые можно использовать при
подготовке сообщений.
А теперь на парте вы видите 2 модели таблиц. Вы
знаете , что выполнение таблицы с красным
цветом будет на оценку «5» , а с синим цветом на
оценку «4». Выбор за вами, вложите в тетрадь себе
ту модель, которую будете делать дома.
Учитель: Проведём проверку знаний по предыдущему уроку, прежде чем приступить к изучению новой темы. На партах берём задание 1 « Закончи предложение».
За 2 минуты в тетради запишите номер задания и по цифрам нужные термины. Внимание: идёт взаимопроверка знаний, обменяйтесь работами, выставляем друг другу оценки. На доске открываются правильные ответы и критерии:
без ошибок» – «5»;
1 ошибка – «4»;
2 ошибки – «3»;
Больше – «2».
Впишите свою оценку в карточку контроля знаний под нужным заданием, как обычно предварительно её подписав: фамилия, класс. Приложение 3
2. Изучение нового материала
Учитель: Продолжим работу дальше.
Подскажите мне ребята, какой процесс появился
раньше на планете из трёх, которые я перечислю:
Фотосинтез. Дыхание. Брожение.
Ученики: Наверное брожение.
Учитель: Почему?
Заслушаем сообщение об эволюции фотосинтеза. Приложение 4
Учитель: А как вы думаете ребята к
фотосинтезу способны клетки всех живых
организмов?
Ученики: Нет.
Учитель: А какие клеточные уровни
организации жизни вам известны?
Ученики: Эукариотный и прокариотный.
Учитель: Поясните.
Ученики: Эукариоты организмы, клетки
которых имеют ядро, а прокариоты – клетки
которых ядра не имеют.
Учитель: В каких органоидах клетки идёт
фотосинтез?
Ученики: В пластидах.
Учитель: Содержатся ли пластиды в
клетках прокариот?
Ученики: Нет, они только у эукариот.
Учитель: Верно. Роль пластид у бактерий
выполняют особые пигменты – бактериохлорофиллы
(пример зелёные и пурпурные бактерии)
Учитель: А какие пластиды вы знаете и
где они находятся в растении?
Ученики: Лейкопласты в неосвещённых
частях растений, их функция – запасание
питательных веществ.
Хромопласты – цветные пластиды, в цветках,
плодах, листьях, стеблях, они привлекают
насекомых-опылителей и животных
распространителей плодов и семян.
Хлоропласты в зелёных частях растений их функция
– фотосинтез
Учитель: Вспомним строение хлоропласта
и посмотрим взаимосвязь строения с выполняемой
функцией. Перед вами слайд со строением. Приложение 5
Учитель: А почему хлоропласты зелёные?
Ученики: В них содержится хлорофилл.
Учитель: А где именно?
Ученики: В гранах.
Учитель: А ещё ребята известно, что
хлоропласты в клетке перемещаются. Как вы
думаете, с чем это связано?
Ученики: Может быть, чтобы был больше
фотосинтез, забирают больше света, группируются,
когда большое освещение разъединяются, чтобы не
разрушиться от губительного действия лучей.
Учитель: Всё верно. Хлоропласты при
сильном освещении располагаются параллельно
потоку света. Вспомните из ботаники, какие
приспособления у растений есть к фотосинтезу?
Ученики: Плоская поверхность листьев,
чтобы падало больше света. Листья располагаются
в виде мозаики, не затеняя друг друга.
Прикорневые розетки листьев помогают взять
больше света.
Зрительная релаксация: комплект слайдов (Презентация)
Учитель: Сам процесс фотосинтеза
очень сложный, требует подробного изучения, это
целый ряд окислительно-восстановительных
реакций преобразования различных веществ.
К.А. Тимирязев говорил о фотосинтезе: «Связь
между солнцем и зелёным листом раскрывает перед
нами космическая роль растений. Зелёный лист
фокус – куда притекает энергия солнца и берут
начало все проявления жизни».
Посмотрим кратко историю изучения этого
процесса (слайд)
- 1770 г. Ван Гельмонт
- 1778 г. Джозеф Пристли
- 1782 г. Жан Сенебье
- 1779 г. Ян Ингенхауз
- 1903 г. К.А. Тимирязев
- 1923 г. Т. Турнберг
- 1941 г. А.П. Виноградов
- 1960 г. Р. Вудаорд
Посмотрите на фамилии учёных , которые внесли огромный вклад в изучение этого процесса. М.Кальвин, Р. Хилл, Д. Арнон, М.Д. Хетч, К.Р. Слэйк, Т.И. Годнев, А.А. Шлык и многие другие.
Учитель: Рассмотрим этот сложный
процесс, перед вами движение лучей света и их
улавливание( фрагмент мультимедийной
презентации)
В процессе фотосинтеза выделяют 2 фазы: световую
и темновую. И световая должна обязательно
предшествовать темновой: она является её
инициатором и важным условием протекания. Потом
обе фазы могут протекать одновременно, и в
темноте и на свету. Ребята ваши предположения,
где протекают эти фазы в хлоропласте?
Ученики: Световая в гранах, темновая в
строме.
Учитель: В тетради начертим таблицу:
Реакции фотосинтеза.
Параметры сравнения | Световая фаза | Темновая фаза |
1. Место реакций в хлоропластах | ||
2. Условие | ||
3. Исходные вещества. Что необходимо? | ||
4. Продукты реакций | ||
5. Источник энергии | ||
6. Уравнения реакций |
Учитель: Откройте стр. 67 рис. 2 внизу (работа с рисунком учебника)
Энергия солнечного света передаётся в форме квантов или фотонов проникая в хлоропласт, поглощается хлорофиллом и переводит некоторые его электроны со стабильного энергетического уровня на более высокий. И возбуждённый светом электрон отрывается от молекулы хлорофилла, попадает на молекулы веществ переносчиков электронов и затем, возвращаясь на основной уровень по замкнутой цепи отдаёт энергию на синтез АТФ. Новая порция света вновь возбуждает электроны хлорофилла. Избыток энергии преобразуется в теплоту или испускается в виде света. Другая часть энергии передаётся ионам, которые образуются вследствие диссоциации воды. Этот процесс разложения воды под действием света называется фотолиз. (Его открыл А.П. Виноградов) Ионы водорода, получая энергию, превращаются в атомы, которые присоединяются к переносчикам электронов. А ионы ОН-, потеряв противоион, превращаются в радикалы, которые ,взаимодействуют друг с другом.
Учитель: Подведём итоги световой фазы.
Задание на соответствие. На доске магнитные аппликации. Из них мы будем выбирать те, которые можно вставить в таблицу. Что выберем для первого параметра сравнения. Где в хлоропластах идёт световая фаза? При каких условиях?
Ученики: В тилакоидах гран, на свету.
Учитель: Впишем в таблицу. А каковы
исходные вещества?
Ученики: Вода, хлорофилл.
Учитель: Что получилось?
Ученики: Кислород, атомарный водород,
АТФ.
Учитель: Какие уравнения впишем
H2O ––> H+ + OH–
4OH ––> 2H2O + O2 + 4
Учитель: А теперь рассмотрим темновую
фазу. Для её протекания свет нужен?
Ученики: Нет, здесь нужна энергия
химических соединений.
Учитель: Верно, а что получается в итоге?
Ученики: Органические вещества –
углеводы.
Учитель: Вспомните состав углеводов,
какие важные элементы в них входят?
Ученики: С, Н, О.
Учитель: Откуда взять углерод?
Ученики: Из углекислого газа, он
поглощается из атмосферы.
Учитель: Хорошо. Здесь очень важна эта
фаза, когда в сложной цепи реакций фиксируется
углекислый газ растениями из внешней среды. (
Этот процесс открыл Кальвин) Что ещё можно взять
из углекислого газа?
Ученики: Кислород.
Учитель: А откуда взять водород?
Ученики: Может быть из световой фазы.
Учитель: А откуда взять энергию?
Ученики: Она запаялась в световую
фазу в виде АТФ. Это универсальный источник
энергии, у неё богатые энергией макроэргические
связи, она неустойчива и распадаясь до АДФ и
фосфорной кислоты даёт необходимую энергию.
Учитель: Молодцы в своих рассуждениях
вы отметили важные моменты.
Интеллектуальная разминка.
Продолжим выполнение задания на соответствие:
Учитель: Место фазы.
Ученики: Строма.
Учитель: Исходные вещества?
Ученики: Углекислый газ, атомарный
водород.
Учитель: Продукты?
Ученики: Углеводы, вода.
Учитель: Какую реакцию впишем?
Ученики: 24H + 6CO2 ––> C6H12O6
+ 6H2O
Обсуждение с последующей записью.
Параметры сравнения |
Световая фаза |
Темновая фаза |
1. Место реакций в хлоропластах | Тилакоиды гран | строма |
2. Условие | Свет | Свет не обязателен |
3. Исходные вещества. Что необходимо? | Вода, хлорофилл | Углекислый газ, АТФ, атомарный водород |
4. Продукты реакций | АТФ, кислород, атомарный водород | Углеводы, вода. |
5. Источник энергии | Энергия солнца | Энергия АТФ |
6. Уравнения реакций | H2O––>H+ + OH– 4OH––>2H2O + O2 + 4 |
24H + 6CO2 ––> C6H12O6 + 6H2O |
Учитель: Запишите общее уравнение: 6CO2
+ 6H2OC6H12O6 + 6O2
Учитель: Послушаем сообщение о значении
фотосинтеза. Ваша задача выделить 3 ключевых
значения из полученной информации, которые
запишем в тетради. Будьте внимательны: идёт поиск
главного. Приложение 6
Значение фотосинтеза.
- Образуется кислород, необходимый для дыхания живых организмов.
- Фотосинтез обеспечивает производство органических веществ.
- Способствует снижению концентрации углекислого газа в атмосфере.
На скорость фотосинтеза оказывают влияние
некоторые факторы. Послушаем сообщение, выясним
как важны эти знания для растениеводства.
На слайде схема: Влияние факторов на скорость
фотосинтеза.
Учитель: Кроме фотосинтеза в листьях
растений протекает ещё один противоположный
процесс, какой?
Ученики: Дыхание.
Учитель: Да. При нём поглощается
кислород и выделяется углекислый газ. Но при
фотосинтезе выделяется кислорода в 20-30 раз
больше, чем поглощается при дыхании.
Учитель: Объясните мне слова Роберта
Майера.
Ученики отвечают.
Учитель: Вы посмотрели насколько велика
роль фотосинтеза для всего живого на нашей
планете. А вот вклад хемотрофов в синтез
питательных веществ на Земле ничтожный,
поскольку имеющиеся в их распоряжении ресурсы
химической энергии малы по сравнению с огромным
потоком солнечной энергии на землю. Посмотрим
ещё одну форму автотрофной ассимиляции –
хемосинтез.
Запишем: Хемосинтез это процесс синтеза
органических веществ из неорганических за счёт
энергии, освобождающейся при окислении
неорганических соединений.
Его осуществляют анаэробы, аэробы? Поясните, что
это за организмы?
Ученики: Анаэробы живут без кислорода, а
аэробы его используют для дыхания.
Учитель: Этот процесс открыл
Виноградский в 1887 году. Ряд бактерий окисляют
вещества, получая энергию. Заслушаем сообщение и
запишем названия этих бактерий.
Приложение 8
Учитель: Рассказывает об экологической роли хемосинтеза.
Ученики записывают в тетради.
Значение хемосинтеза.
- Разрушение горных пород.
- Очищение сточных вод.
- Участие в круговороте веществ.
- Участие в образовании полезных ископаемых.
3. Закрепление знаний
Подведём итог урока:
1) Что вы узнали на уроке?
2) Что такое фотосинтез?
3) Сколько фаз в фотосинтезе?
4) Что такое хемосинтез?
Поработаем с тестами. На задание 2 минуты. Дадим один правильный ответ. Критерии те же.
Идёт самопроверка. Правильные ответы к заданиям.
Оценку вписать в карточку контроля знаний. Поставьте себе ещё одну оценку за работу на уроке (оцените свою мыслительную деятельность)
Учитель: Попрошу вас ответить на мои вопросы.
- Что было самым сложным для вас на уроке?
- Что больше всего вам понравилось?
- Что осталось непонятным на уроке?
Спасибо за внимание и хорошую творческую работу.
Технологическая карта урока
Тема |
Фотосинтез и хемосинтез |
Личная значимость изучаемого для учащегося | Получить больше информации по этой важной теме. |
Домашнее задание |
|
План ( структура) урока |
|
Методы обучения | Словесно-наглядные, проблемно-поисковые, объяснительно- иллюстративные. |
Формы организации учебной деятельности |
|
Приёмы деятельности учителя |
|
Познавательные задания |
|
Развитие умений |
|
Основные понятия и термины урока | Фазы фотосинтеза, фотолиз, фототрофы, хемосинтез, хемотрофы. |
Ожидаемые результаты(результативность) |
|
Источники информации |
|
Актуализация знаний |
|
Психологический климат |
|
Рефлексия |
|
Обобщение |
|
Оценка |
|