Урок литературного чтения в 1-м классе по теме "Малые жанры фольклора"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • знакомство детей с малыми жанрами фольклора; развитие речи, познавательной активности и самостоятельности;
  • воспитание интереса и любви к творчеству русского народа

Задачи:

  • выявить прежний читательский опыт (знания малых жанров фольклора);
  • научить различать потешки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки;
  • научить понимать смысл пословиц, четко проговаривать скороговорки, находить в загадке признаки, помогающие найти отгадку

Ход урока

1 ученик: - Здравствуйте, гости дорогие! Веселья Вам да радости!

2 ученик: - Давно мы Вас ждём- поджидаем, урок без Вас не начинаем.

Учитель: - Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли слышно, всем ли места хватило? Готовы ли вы, ребятушки?

Если все готовы, то отправляемся с вами в путешествие по стране Устное народное творчество.

Что означает "Устное народное творчество?", какие жанры фольклора вам известны?

В план нашего путешествия входит охватить только часть этой огромной страны и побывать на некоторых станциях малых жанров фольклора. Где мы покажем свои знания, да и новые приобретём.

Какие сказочные волшебные средства передвижения вы знаете? (Ковёр- самолёт, сапоги- скороходы, ступа, метла:)

На чем ездил Емеля- дурачок? (на печи)

Мы тоже будем путешествовать на печи. Вспомним заклинание. (По щучьему велению. По нашему хотению, ступай печь:) А куда, мы узнаем.

Итак, в путь! Произносим заклинание все вместе! Гости, помогайте, а то не попадёте вместе с нами в путешествие!

:ступай, печь, на станцию:(все читают)

1 станция "Потешки".

Прибыв на эту станцию, мы оказались на посиделках. Закончился у жителей этого города рабочий день. Вот они и отдыхают, и веселятся. И мы с ними присядем.

1 скоморох: - Под кустом у дорожки сидели скоморошки.

2 скоморох: - Я- скоморох Прошка.

1 скоморох: - А я Федул- скоморох.

2 скоморох: - У меня. Скомороха Прошки, игр да забав полное лукошко!

1 скоморох: - Собирайся, народ, становись в хоровод без толчеи, без спешки!

Вместе: Всех сегодня оживают, русские потешки!

Родители любят тешить ребёнка пестушками и потешками.Своё название эта станция получила от слова "пестовать"- потешать, утешать, няньчить, холить. Всякой матери своё дитя мило. Матери сопровождают свои стихотворные приговоры движениями. Качая маленького ребёнка на коленях, приговаривают:

Ученик (инсценировка):

Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг:в ямку, бух!

Ученик:

Наши уточки с утра:
Кря- кря- кря! Кря- кря- кря!
Наши гуси на пруду:
Га- га- га! Га- га- га!
А индюк среди двора:
Бал- бал- бал! Бал- бал- бал!

(дети вторят голосами домашних птиц)

Физминутка: песня- игра "Вот так, вот сяк" (два ученика в костюмах проводят игру)

Заинька кудри вьёт, серенький кудри вьёт,
Вот так, вот сяк кудри вьёт! / 2 раза
Заинька, попляши, серенький попляши,
Вот так, вот сяк попляши! / 2 раза
Заинька, во щелчки, серенький, во щелчки,
Вот так, вот сяк во щелчки! / 2 раза
Заинька, подопрись, серенький, подопрись,
Вот так, вот сяк подопрись! / 2 раза
Заинька, повернись, серенький, повернись,
Вот так, вот сяк, повернись! / 2 раза
Заинька, присядь, серенький, присядь,
Вот так, вот сяк, присядь! / 2 раза

Учитель:- Иногда в народе используют потешные и незлобные потешки- дразнилки, которые можно петь.

Ученик:

Андрей- воробей
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из под палочек.
Не клюй песок!
Не тупи носок
Клевать колосок.

Ученик:

Витя-Витя-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Витя отпирается:
"Это, бабушка, не я,
Это рыжая свинья"

Учитель: - Ох, и повеселились мы здесь. Пора в дорогу отправляться. Наше заклинание: "По щучьему велению, по нашему хотению. Ступай, печь на станцию:(читают):

2 станция " Скороговорки".

Учитель: - Для чего нужны скороговорки? Игра со словом в скороговорках тоже становится источником веселья. В одной фразе нарочно совмещаются звуки трудные для произношения. Скороговорки всегда учили четко, быстро и правильно говорить. Они помогают нам выработать правильную речь.

На стр. 54 учебника приготовлены скороговорки, с ними мы и поработаем. Сколько скороговорок? (4)

1 скор. Работаем вместе.

2, 3, 4, скороговорки Ученики работают самостоятельно по рядам.

Проверка: каждый ряд 3 раза дружно проговаривают свою скороговорку, ускоряя темп.

Какие ещё вы знаете скороговорки?

А сейчас быстро и четко произносим заклинание и отправляемся на следующую станцию.

3 станция "Поговорки и пословицы".

Учитель: - Высокие нравственные черты русского народа, а также презрение к лени, глупости, жестокости выражены в народных пословицах и поговорках.

Чем отличаются пословицы от поговорок? Поговорки только метко определяют какое- либо явление жизни без обобщающего поучительного смысла. Пословица- это образное логическое изречение с законченным смыслом.

1 задание. На стр. 53 прочитаем пословицы и поговорки, попробуем разобраться, где пословица, а где поговорка. Проведём разбор и объясним смысл пословиц.

2 задание (печатная тетрадь). Стр. 24 №2 (собери и запиши)

Проверка: прочитай. Что это, пословица или поговорка? Почему так считаете? Объясните смысл пословицы.

И вот пора произносить заклинание, чтобы побывать на последней станции(произносят заклинание)

4 станция "Загадки".

Учитель:- Они нас учат, развивают. Не зря Ушинский называл загадки "Гимнастикой ума". А игра с загадками поддерживает хорошее настроение.

Физминутка: снятие напряжение с глаз.

Поиграем с ромашкой. Отрывайте лепесток, громко читаете загадку, остальные ребята, дослушав ее до конца, отвечают хором.

На стр. 54 прочитаем загадки и выберем правильную отгадку. Объясните, как вы догадались?

Вот и заканчивается наше путешествие. Но страна Устное народное творчество такая огромная и поучительная, что мы с вами не раз ещё посетим её и встретимся со всеми её жанрами, которые научат нас уму- разуму.

Рефлексия. (работа в печатной тетради)

В задание №1 на стр. 24 прочитайте название тех жанров, с которыми мы сегодня встретились. Чтобы увидеть результат нашего путешествия, выполним задание в тетради на стр.25 №5 Прочитайте и разберитесь, к какому малому жанру фольклора относится это произведение. Проверка.

К концу урока у нас появилась обложка к нашей книжке- малышке "Малые жанры фольклора". А страницами её станут ваши листочки с загадками, скороговорками и другими жанрами фольклора. Кто захочет принять участие в создание нашей книги, проявите творчество.

Вот и любимые колобки к вам прикатились, но каждый со своим сюрпризом: желтый- с загадкой, розовый- со скороговоркой, белый- с пословицей, синий - с поговоркой (раздаются за работу колобки)

Спасибо за работу и приятное общение!