Цель: Формировать у детей правильную речь; излагать материал научно; воспитывать коллективизм, уважение друг к другу, любовь к природе.
Оборудование: бочонок, шары с номерами, таблицы, муляжи, рисунки, диски.
Ход урока
1. Организационный момент
(Звучит музыка, входят дети через “подкову” и садятся напротив друг друга в две команды.)
3. Сообщение целей урока
Учитель: Сегодня мы проведем игру “Счастливый случай”. В этой игре будут принимать участие две команды. Первая команда – “Институт питания”, в которую входят такие специальности: диетологи, дантисты, работники витаминной лаборатории. Вторая команда – “ Институт человека”, в которую входят специалисты: кардиологи, терапевты, работники станции переливания крови.
– Ребята, как вы думаете, почему эти два института принимают участие в этой игре? (Эти институты заботятся о здоровье человека).
– Игру начинает команда “Институт питания”. (Из бочонка берут шары с номерами , читают вопросы).
- Зачем человек ест? (Человек нормально развивается, растет, обеспечивает себя энергией.)
- Какие продукты должен употреблять человек? (Разные, главное полезные для организма и здоровья).
- Какой должна быть наша пища? (Пища должна состоять из жиров, белков, углеводов и витаминов.)
- Что вы знаете о белках? (Это строительный материал для растущего организма).
- Что вы знаете о жирах? (Это строительный материал для нервных тканей и мозга).
- Что вы знаете о углеводах? (Это топливо для клеток умственной и физической работы).
- Какую роль играет витамины в нашем организме? (Витамины играют очень важную роль, без них человек не будет здоров).
Сценка “Витамины”
В больничной, палате, у столика дежурная
медсестра записывает назначение врача:
– Инъекция витамина В и С. Повязка с витамином А больному, поступившему с ожогом. Усиленные дозы витамина D для тех, кого привезли с переломами. Витамин К для больны, которых готовят к операции- строго сказал врач.
– Все эти витамины помогут больным – дополнила Светлана Игоревна.
– А как готовят эти витамины? (Из истории).
– В Москве создали экспериментальную лабораторию в которой получают из рыбьего жира витамин D, через несколько лет в Санкт- Петербурге и под Москвой заработали опытные установки, так добывали из хвои, а потом из плодов шиповника витамин С. Маленькая установка превратилась в большой комбинат. Несколько дней идет сложный процесс изготовления витаминов. Одни вещества превращаются в другие и передаются из цеха в цех. И вот, наконец они готовы. И сегодня мы встретимся с ними на уроке.
(Звучат фанфары и вбегают витамины.)
– А вот и я, витамин – А. Без меня не жить друзья. Витамин А даёт отличное зрение, крепкие кости, красивую кожу, а главное – будет хороший рост. А нам ведь надо расти. Чтобы у тебя было в норме витамина А. Употребляй в пищу продукты: молоко, мясо, яйца, морковь, свежую зелень.
– Я – витамин В. Если в пище мало витамина В человек плохо спит, часто нервничает. Употребляй продукты: ржаной хлеб, дрожжи, печень, мясо, горох.
– А я витамин С. Без меня станешь слабым, плохо будут расти зубы.
Я в таких продуктах: черная смородина, апельсины, мандарины, лимоны, картофель, свежая зелень.
_ -Но помните: избыток витаминов может принести вред вашему организму. Если это случится, то избыток витамина С легко удаляется из организма почками.
Реклама: (Ребята под музыку с флаконами витаминов выбегают на середину класса с призывами:
А эти витамины можно употреблять и взрослым и детям утром и вечером по одной витамине. Фирма дает гарантию качественной продукции. Будьте здоровы!
Учитель: Ребята, к нам на игру пришли гости из телевизионной передачи
“Смак” (звучит музыка, и входят гости).
Гость: Я расскажу об удивительном блюд , как готовить кашу манную, какие витамины в ней имеются.( Беру молоко , довожу до кипения . засыпаю крупу помешиваю. После кладу сахар, соль по вкусу, сливочное масло. Каша через 15 минут готова Приятного аппетита. Какие витамины в каше нашей? (молоко – витамин А. Витамин D – сливочное масло, а вот сахар и соль витаминов не имеют.)
– Врач – диетолог приготовил к нашему уроку игру – экзамен , которой могут участвовать обе команды. ( На доске картинки овощей и фруктов).
Задания:
- Назовите те продукты питания, которые выдержали экзамен на отлично в институте питания: (Лук, зелень, перец, яблоки, томаты, картофель…)
- Какие продукты не выдержали экзамен. (Оливковое, миндальное, подсолнечное масла.)
- Какие витамины не имеют витаминов? (Белый хлеб, сахар, соль.)
Врач-диетолог: Помните! Кушайте больше сырых овощей, фруктов. В них много витаминов и минеральных солей. И конечно пейте чистую воду, чай, компот, соки. Полученную пищу “ топливо” нужно постараться “сжечь”, больше двигайтесь и занимайтесь физической трудом, иначе организм отложит жиры в запас- в жировые клетки. Наслаждайтесь едой. Во время приема думайте только о вкусной и полезной еде.
– Мы с вами разобрали, какие качества имеет пища. Какая пища лучше усваивается . Давайте отправим ее в организм . Только какую? Выберите сами. (Яблоко). Почему? Куда попадает яблоко? (Яблоко попадает в полость рта, смазывается слюной и начинают работать зубы.)
– Что вы знаете о зубах? (Их 32.)
– Кто расскажет строение зуба? (Эмаль, дентин, цемент, кровеносные сосуды, нерв.)
Реклама: “ Я, представитель рекламного агентства, пришла к вам на урок, Вы хотите иметь такие красивые зубы? Чистите утром и вечером зубной пастой bIend -a-med. (Показ пасты.)
Учитель: Пища пережевывалась и пошла путешествовать по организму.
Ученик: по таблице рассказывает тему “ Пищеварение”.
Звучит музыка из передачи “ Радио – няня”. (песня “Сердце”). Позывные музыки приглашают продолжить игру участникам “ Института человека” (Достают шар с номером.)
Учитель: Когда начинает биться сердце человека? (До рождения.)
Чтение стихотворения “Сердце” автор: ученица 3-б класса Резниченко Юля.
В нашем теле сердце есть
Примерно размером с кулак
Самый важный орган здесь
Без него не прожить никак
Сердце бьется , бьется –
Кровь по артериям несется.
Насыщенная кислородом
По венам возвращается опять
Чтобы новый круг движения
Крови начать.
Ученик: “Рассказ о сердце”.
Учитель: Сердце заставляет кровь
двигаться.
Ученик: “ Какую роль играет кровь в
организме человека”.
Учитель: А какой орган самый горячий?
Ученик: Это печень. ( Рассказ о печени с
показом на муляже).
Учитель: Молодцы! Каждая команда
получает по 10 баллов.
2-й тур. “ Заморочки из бочки”
Условие игры: ответ дать в одну секунду. (В этом туре каждая команда задает вопросы друг другу по теме урока). Подсчет очков.
3-й тур. “Темная лошадка”
Учитель: Угадайте, какой гость придет к нам на игру? Этот человек не учитель, но работает в школе, не ставит оценки, но учит быть здоровым, очень полезный в школе и всегда оказывает помощь.
(Входит школьный врач, задает вопросы.)
– Какая ошибка допущена в рекламе зубной пасты “MacIins”. Подумайте, о каком лекарственном растении говорится в стихотворении (с. 177) Плешаков “Природоведение для 3 класса”.
Подведение итогов соревнований между командами.Заполнить паузу исполнением танца приглашенными артистами “Детской танцевальной группы”.
Итог урока
Учитель: Обе команды работали отлично. Большое спасибо участникам игры . нашим гостям и артистам. Мы думаем , что в дальнейшем эти институты будут сотрудничать друг с другом , т.к. заботятся о здоровье человека.