Урок-игра по природоведению в 3-м классе по теме: "Обобщение: питание и человек"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формировать у детей правильную речь; излагать материал научно; воспитывать коллективизм, уважение друг к другу, любовь к природе.

Оборудование: бочонок, шары с номерами, таблицы, муляжи, рисунки, диски.

Ход урока

1. Организационный момент

(Звучит музыка, входят дети через “подкову” и садятся напротив друг друга в две команды.)

3. Сообщение целей урока

Учитель: Сегодня мы проведем игру “Счастливый случай”. В этой игре будут принимать участие две команды. Первая команда – “Институт питания”, в которую входят такие специальности: диетологи, дантисты, работники витаминной лаборатории. Вторая команда – “ Институт человека”, в которую входят специалисты: кардиологи, терапевты, работники станции переливания крови.

– Ребята, как вы думаете, почему эти два института принимают участие в этой игре? (Эти институты заботятся о здоровье человека).

– Игру начинает команда “Институт питания”. (Из бочонка берут шары с номерами , читают вопросы).

  1. Зачем человек ест? (Человек нормально развивается, растет, обеспечивает себя энергией.)
  2. Какие продукты должен употреблять человек? (Разные, главное полезные для организма и здоровья).
  3. Какой должна быть наша пища? (Пища должна состоять из жиров, белков, углеводов и витаминов.)
  4. Что вы знаете о белках? (Это строительный материал для растущего организма).
  5. Что вы знаете о жирах? (Это строительный материал для нервных тканей и мозга).
  6. Что вы знаете о углеводах? (Это топливо для клеток умственной и физической работы).
  7. Какую роль играет витамины в нашем организме? (Витамины играют очень важную роль, без них человек не будет здоров).

Сценка “Витамины”
В больничной, палате, у столика дежурная медсестра записывает назначение врача:

– Инъекция витамина В и С. Повязка с витамином А больному, поступившему с ожогом. Усиленные дозы витамина D для тех, кого привезли с переломами. Витамин К для больны, которых готовят к операции- строго сказал врач.

– Все эти витамины помогут больным – дополнила Светлана Игоревна.

– А как готовят эти витамины? (Из истории).

– В Москве создали экспериментальную лабораторию в которой получают из рыбьего жира витамин D, через несколько лет в Санкт- Петербурге и под Москвой заработали опытные установки, так добывали из хвои, а потом из плодов шиповника витамин С. Маленькая установка превратилась в большой комбинат. Несколько дней идет сложный процесс изготовления витаминов. Одни вещества превращаются в другие и передаются из цеха в цех. И вот, наконец они готовы. И сегодня мы встретимся с ними на уроке.

(Звучат фанфары и вбегают витамины.)

– А вот и я, витамин – А. Без меня не жить друзья. Витамин А даёт отличное зрение, крепкие кости, красивую кожу, а главное – будет хороший рост. А нам ведь надо расти. Чтобы у тебя было в норме витамина А. Употребляй в пищу продукты: молоко, мясо, яйца, морковь, свежую зелень.

– Я – витамин В. Если в пище мало витамина В человек плохо спит, часто нервничает. Употребляй продукты: ржаной хлеб, дрожжи, печень, мясо, горох.

– А я витамин С. Без меня станешь слабым, плохо будут расти зубы.

Я в таких продуктах: черная смородина, апельсины, мандарины, лимоны, картофель, свежая зелень.

_ -Но помните: избыток витаминов может принести вред вашему организму. Если это случится, то избыток витамина С легко удаляется из организма почками.

Реклама: (Ребята под музыку с флаконами витаминов выбегают на середину класса с призывами:

А эти витамины можно употреблять и взрослым и детям утром и вечером по одной витамине. Фирма дает гарантию качественной продукции. Будьте здоровы!

Учитель: Ребята, к нам на игру пришли гости из телевизионной передачи

“Смак” (звучит музыка, и входят гости).

Гость: Я расскажу об удивительном блюд , как готовить кашу манную, какие витамины в ней имеются.( Беру молоко , довожу до кипения . засыпаю крупу помешиваю. После кладу сахар, соль по вкусу, сливочное масло. Каша через 15 минут готова Приятного аппетита. Какие витамины в каше нашей? (молоко – витамин А. Витамин D – сливочное масло, а вот сахар и соль витаминов не имеют.)

– Врач – диетолог приготовил к нашему уроку игру – экзамен , которой могут участвовать обе команды. ( На доске картинки овощей и фруктов).

Задания:

  1. Назовите те продукты питания, которые выдержали экзамен на отлично в институте питания: (Лук, зелень, перец, яблоки, томаты, картофель…)
  2. Какие продукты не выдержали экзамен. (Оливковое, миндальное, подсолнечное масла.)
  3. Какие витамины не имеют витаминов? (Белый хлеб, сахар, соль.)

Врач-диетолог: Помните! Кушайте больше сырых овощей, фруктов. В них много витаминов и минеральных солей. И конечно пейте чистую воду, чай, компот, соки. Полученную пищу “ топливо” нужно постараться “сжечь”, больше двигайтесь и занимайтесь физической трудом, иначе организм отложит жиры в запас- в жировые клетки. Наслаждайтесь едой. Во время приема думайте только о вкусной и полезной еде.

– Мы с вами разобрали, какие качества имеет пища. Какая пища лучше усваивается . Давайте отправим ее в организм . Только какую? Выберите сами. (Яблоко). Почему? Куда попадает яблоко? (Яблоко попадает в полость рта, смазывается слюной и начинают работать зубы.)

– Что вы знаете о зубах? (Их 32.)

– Кто расскажет строение зуба? (Эмаль, дентин, цемент, кровеносные сосуды, нерв.)

Реклама: “ Я, представитель рекламного агентства, пришла к вам на урок, Вы хотите иметь такие красивые зубы? Чистите утром и вечером зубной пастой bIend -a-med. (Показ пасты.)

Учитель: Пища пережевывалась и пошла путешествовать по организму.

Ученик: по таблице рассказывает тему “ Пищеварение”.

Звучит музыка из передачи “ Радио – няня”. (песня “Сердце”). Позывные музыки приглашают продолжить игру участникам “ Института человека” (Достают шар с номером.)

Учитель: Когда начинает биться сердце человека? (До рождения.)

Чтение стихотворения “Сердце” автор: ученица 3-б класса Резниченко Юля.

В нашем теле сердце есть
Примерно размером с кулак
Самый важный орган здесь
Без него не прожить никак
Сердце бьется , бьется –
Кровь по артериям несется.
Насыщенная кислородом
По венам возвращается опять
Чтобы новый круг движения
Крови начать.

Ученик: “Рассказ о сердце”.
Учитель: Сердце заставляет кровь двигаться.
Ученик: “ Какую роль играет кровь в организме человека”.
Учитель: А какой орган самый горячий?
Ученик: Это печень. ( Рассказ о печени с показом на муляже).
Учитель: Молодцы! Каждая команда получает по 10 баллов.

2-й тур. “ Заморочки из бочки”

Условие игры: ответ дать в одну секунду. (В этом туре каждая команда задает вопросы друг другу по теме урока). Подсчет очков.

3-й тур. “Темная лошадка”

Учитель: Угадайте, какой гость придет к нам на игру? Этот человек не учитель, но работает в школе, не ставит оценки, но учит быть здоровым, очень полезный в школе и всегда оказывает помощь.

(Входит школьный врач, задает вопросы.)

– Какая ошибка допущена в рекламе зубной пасты “MacIins”. Подумайте, о каком лекарственном растении говорится в стихотворении (с. 177) Плешаков “Природоведение для 3 класса”.

Подведение итогов соревнований между командами.

Заполнить паузу исполнением танца приглашенными артистами “Детской танцевальной группы”.

Итог урока

Учитель: Обе команды работали отлично. Большое спасибо участникам игры . нашим гостям и артистам. Мы думаем , что в дальнейшем эти институты будут сотрудничать друг с другом , т.к. заботятся о здоровье человека.