Педагогическая поддержка детей при формировании навыков чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных навыков является навык чтения.

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития общеизвестно. В.А.Сухомлинский отмечал: "Уметь читать - это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик "читает", в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира".

Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. Безусловно, главное - понимать и осознавать прочитанное, ведь ребенок учиться читать для того, чтобы узнавать что-то новое. Техническая же сторона подчиняется и обслуживает первую. Однако, для того чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу и у педагогов, и у родителей.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с начала моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подходов в обучении. Но, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалась группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку. Тогда решила исследовать проблему, и в течение нескольких лет была создана система упражнений, направленных на улучшение качественных показателей чтения.

Изучив литературу, пришла к выводу, что существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить семь основных: природный темп чтения, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения.

Природный темп чтения.

Темп деятельности относится к динамическим характеристикам человека, являясь составляющим свойством его темперамента. Это свойство, как и другие свойства темперамента, является врожденным, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Чтение на скорость у медлительного ребенка напоминает бег с препятствиями. Весь смысл прочитанного почти не постигается. Поэтому, если ребенок не прочитывает необходимый объем в заданный промежуток времени, необходимо определить его природный темп. Определить темп деятельности можно с помощью теппинг-теста, который предлагагает психолог С.Н.Костромина [2].

Хотя темп деятельности и является врожденным устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности может постепенно изменяться. Используя определенные упражнения, можно увеличить темп чтения. "Молния". Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме, с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде "Молния". "Буксир" Учитель читает текст, варьируя скорость чтения учеников (80-160 слов в минуту). Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за учителем.

Регрессии

Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Определить, присутствует ли регрессии в чтении ребенка, можно с помощью наблюдения. Поможет преодолеть эту причину упражнение "Чтение с окошечком"

Листок накладывается на строку и передвигается вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться.

Антиципация или смысловая догадка.

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного. Для упражнений в антиципации дается связный текст, в котором пропущены окончания в отдельных словах, или отдельные буквы в других частях слова.

Гроза.

Гроза надвига:. Огромная лило: ту: медленно поднима: из-за ле:. Ракиты тревож: шелесте: и лепетали. Сильный ветер загу: в выши: .

Постоянное использование этих заданий способствует эффективному развитию антиципации. Кроме того, их польза состоит в развитии словесно-логической памяти. Однако, если такие тексты вызывают у ребенка большие трудности и ему требуется длительная и регулярная работа над формированием антиципации, можно использовать эффективное дидактическое тренировочное средство "Решетка". Она служит для развития предугадывания при частично перекрытом тексте. (Общий размер решетки должен быть с печатный лист. Отверстие 1-2см, столбцы 0.4-0.6см)

Артикуляция

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. У таких детей разрыв между скоростью чтения про себя и вслух особенно велик. Для учителя особенностью при подготовке речевого аппарата учащихся является одновременное включение в говорение всех детей класса. Для работы над артикуляцией использую следующие упражнения: артикуляция гласных и согласных, чтение скороговорок и чистоговорок, шумовые игры в период обучения грамоте.

Игра "Пчелы на лужайке". Закройте глаза и представьте себе, что вы пчелки. Пчелки вылетели на лужайку к цветам. Они кружатся над цветами, издавая звук з-з-з. Дети двигаются по комнате, расставив руки в стороны. При посадке на цветок замолкают.

В 3-4 классах провожу скороговорки в развернутом варианте: От топота копыт пыль по полю летит- едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец 33 пирога с пирогом, да все с творогом; мол пришел Прокоп кипятить свой укроп; мол супруги Пото играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто приносит вести тому бы день плетей на двести. Уделяю внимание работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Читай громко и быстро:

гарь - парь - жарь

дверь - зверь - червь

Правильное дыхание - это дыхание свободное, глубокое, частое (но не учащенное), незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. "Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, а во-вторых, в своевременном незаметном пополнении запаса его (на паузах)"

Для постановки правильного дыхания можно предложить ряд упражнений, которые способствуют управлению им в процессе говорения:

  • в чередовании: медленный вдох - быстрый выдох (и наоборот);
  • вдох произвести через нос, а выдох через рот (так несколько раз и наоборот);
  • сделать глубокий вдох, а на выдохе произвести имитацию выстрела.
  • считать на одном дыхании как можно дольше: один, два, три, четыре:;

"Задувание свечи". Детям раздаются узкие полоски бумаги шириной 2-3см, длинной 10см из плотной бумаги. Учитель предлагает представить, что перед ними зажженная свеча. Сделать глубокий вдох ртом, остановить дыхание и медленно дуть на бумагу-"свечу", пока не закончиться воздух в легких

Малое поле зрения

Как показывают исследования, глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит в момент остановки. Естественно, скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановки взора. Здесь работаю по таблицам Шульте (развитие поля зрения по горизонтали), таблицы Т.Г.Швайко (обучение вертикальному чтению). Упражнение "Что вокруг" (на карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.), чтение буквенных пирамид:

        мы-----ло

      му-------ха

   ре-----------ка

  во-------------да

Уровень организации внимания

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. Необходимо использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания и упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности. Упражнения: "Найди знакомую букву", "Опиши предмет, который только что видел", "Найди спрятанное слово" (Пример: бсолнцеитранвстолрюджиокно), "Кто играет в прятки?" КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИЁСЛЕНОТУШКАНЧИКМФЭЬВОЛК , попросить ребенка переписать без ошибок следующие строчки: аммадама реберге ассамаса.

Память

Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Дочитав до третьего-четвертого слова в предложении, ребенок уже забывает первое. Поэтому никак не может уловить смысл предложения.

Упражнения: "Фотоглаз" (за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение; за отведенное время ученик должен "сфотографировать" столбик слов и ответить на вопрос, если в нем данное слово), зрительные диктанты (ребенку предлагается прочитать и запомнить предложение, длина предложения постепенно наращивается).

Следующий вид работы, который я использую в своей практике - это чтение блоков. В них я включаю наиболее часто встречающиеся в русском языке буквосочетания. В период обучения грамоты слова с определенной буквой. Основной принцип - от простого к сложному. Во 2-4 классах использую пособие Г.Г.Мисаренко [3], где даны группы слов по уровню сложности.

Совершенствование навыка чтения младших школьников тесно связано с развитием интереса к чтению. Процесс чтения для них очень трудоемкий, требующий больших временных затрат, а более легких источников получения информации сегодня очень много. Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ребенка. И наоборот, именно успех рождает мотив. При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха. Использую троекратный самозамер скорости чтения по методике В.Н.Зайцева.

Упражнения по формированию правильного и беглого чтения провожу в начале урока. Упражнения можно организовывать на уроках русского языка, математики, естествознания и других.

Литература:

  1. Зотов С.Г. Повышение скорости чтения / С.Г.Зотова.-Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  2. Костромина С.Н., Нечаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.-М.,1989
  3. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе:Учебн. пособие.-2003.-128с
  4. Мишакина Т.Л.,Алдошина Н.Е. Читательский дневник. Контрольное пособие для проверки техники чтения учащихся 1-4 классов.-Изд.2-е, и перераб. -М.:Издательство "Ювента", 2007.
  5. Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников: Практическое пособие Под ред.Н.Н.Светловской.-М.:АРКТИ,2007.
  6. Развитие навыков чтения у учащихся. 1 класс. Конпенсирующее обучение. Сост. В.П.Трушина.- Волгоград: Учитель-АСТ,2005.