Тема урока "Преломление света"

Разделы: Физика


Использование интерактивного обучения на уроках физики это веление времени. При нагрузке 1 или 2 часа в неделю невозможно проведение всех необходимых опытов и дискуссий.

Использование интерактивной доски помогает экономить время для проведения дискуссий. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся совместно решать задачи, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться друг с другом. Ролики с проводимыми опытами позволяют качественно показать проведенный опыт, а также сэкономить время.

Хочу рассказать, как я использую на своих уроках свои методические наработки.

Например, по теме “Геометрическая оптика”.

Рис. 1

Из Курса геометрической оптики разработаны четыре темы (распространение света, отражение света, преломление света, дисперсия света) и тесты ко всем четырем темам. Каждая тема состоит из демонстрации опытов, краткого изложения темы и набора различных задач. Эти темы можно использовать для разработок различных уроков по данной тематике в зависимости от почасовой нагрузки. Разработаны четыре урока по каждой теме, если на них отводится один час, и один урок, где отводится один час на три темы в гуманитарном классе. Разработана викторина по предложенным темам, для внеклассной работы.

В этих уроках дана попытка “навести мосты” между физикой и литературой. Идея привлечения художественной литературы не нова, однако на практике она реализуется нечасто, поскольку на лицо ее слабая методическая разработанность и практически полное отсутствие книг с подборами фрагментов из литературных произведений.

При актуализации используются отрывки из художественной литературы, которые сопровождаются рисунками и фрагментом из фильма. Рисунок играет роль подсказки и способствует сделать опрос интересным и эмоциональным.

При изучении новой темы используются рисунки, демонстрация фильмов, на которых демонстрируется тот или иной опыт или явление. Не секрет, что в настоящее время нет поступления оборудования и приборов, т.е. нет необходимого перечня учебного оборудования, необходимого для проведения экспериментов и опытов. А физика без опытов скучна и неинтересна.

При решении решабельных задач необходимо научить учеников правильно оформлять решения. Этот процесс существенно облегчается при использовании интерактивной доски. В начале, на доске появляется условие задачи, и ученики самостоятельно пытаются решить ее. Затем на доске появляется правильная краткая запись задачи. Это позволяет ученикам проверить, так ли они написали. Через некоторое время появляется правильно оформленное решение. Таким образом, ученик учится правильно оформлять задачи, под контролем учителя.

В закрепление опять используются отрывки из художественных произведений и фильм по изученной теме. Это служит своеобразным условием для сформулированных к ним физических вопросов и задач. А также тест, который позволяет проверить уровень усвоения нового материала.

В домашнем задании указан не только параграф, но и задание по подбору отрывков из художественных произведений, что должно возбудить интерес к нетривиальному взгляду на литературу.

Процесс информатизации позволяет увеличить объем передаваемой ученикам и усваиваемой ими информации, что позволяет повысить качество обучения.

Апробация уроков проводилась в 8-х и 11-х классах. Показала повышенный интерес детей к этим урокам и хорошое понимание материала. По результатам тестов качество составляет 84%, успеваемость 100%.

В качестве примера рассмотрим подробно один из уроков.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Урок преломления света

Цель: дать понятие абсолютного и относительного показателей преломления, сформировать закон преломления света, дать его практическое применение.

План урока:

  1. Актуализация.
  2. Изучение новой темы.
  3. Углубление знаний, умений.
  4. Итоги урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация

Учащимся дается тест по пройденной теме “Отражение”. Ученики выбирают ответ на тот или иной вопрос и ЭВМ оценивает правильность ответа.

2. Изучение новой темы

А) Показывается видеоролик с опытом, демонстрирующим закон преломления света. Качественно снятый опыт позволяет подробно разобраться в деталях опыта. И при необходимости посмотреть его повторно.

Б) Учитель обобщает просмотренный опыт, и знакомит с законом преломления света и абсолютным и относительным показателями преломления. Речь учителя сопровождается слайдами, на которых записан и закон преломления света и формулы относительного и абсолютного преломления света.

3. Углубление знаний, умений

А) На экране демонстрируется два видеоролика, демонстрирующие применение закона преломления в реальной жизни.

Б) На следующих слайдах даются качественные задачи, в которых ярко выражена межпредметная связь физики и литературы. Среди задач использованы два видеоролика с СД-диска Фишман А.И., Скворцов А.И. Видеозадачник: КГУ г.Казани, 2004 г.

Также даются две количественные задачи

Каждая задача сопровождается ответом, поэтому после коллективного обсуждения идет проверка правильности сделанных выводов.

4. Итоги урока

Используется слайд с вопросами, отвечая на которые учащиеся формулируют определения и законы по теме “Преломление света”.

5. Домашнее задание

Демонстрируется слайд на котором указаны номер параграфа и задачи из учебника Рымкевича, которые надо решить.

Таким образом, подобные уроки помогут лучше понять физику и расширить свой культурный кругозор. Информация передается наглядно и в динамике. Эти уроки можно использовать и при изучении физики в классах с большей нагрузкой, добавив решение задач, а также на уроках по курсу естествознания. Их можно использовать для обучения надомников, что позволит им получать более полноценное образование.

К сожалению, из-за ограниченного объема материала в прилагаемой презентации пришлось вырезать все видеоролики.