Тема урока "Молекулярно-кинетическая теория. Газовые законы" (10-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 10


Преподавание ведётся по программе базового уровня с использованием учебно-методического комплекса авторов Л.Э.Генденштейна, Ю.И. Дика и Л. А. Кирика.

Технология – личностно-ориентированное обучение.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

Обучающая

  • установить связи между параметрами в изопроцессах и границы их применения;
  • научиться объяснять газовые законы с точки зрения МКТ.

Развивающая

  • Способствовать развитию учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетентности.

Воспитывающая

Воспитывать у учеников стремление личностного самосовершенствования.

Оборудование: Прибор для демонстрации газовых законов из лаборатории L-микро; мультимедийный проектор, совмещённый с компьютером; бутылка, воронка, резиновая грелка, кювета с водой, монета, стакан, бумага, спички.

Структура урока

Этап урока Дидактическая задача Деятельность учителя Деятельность учащихся
Начальный

Содержание:

1. Актуализация знаний
2. Постановка цели урока

Повторить основные понятия по теме “Молекулярно-кинетическая теория” Цель – создать проблему, подготовить учащихся к восприятию нового материала.

Форма – индивидуальная, фронтальная.

Методы – словесный, проблемный.

2 человека решают задачи у доски, остальные отвечают на вопросы учителя.
Основной

Содержание:

Объяснение газовых законов

Научить создавать проекты по заданной проблеме. Цель – обеспечить изучение нового материала по проектной методике.

Форма – защита проекта.

Методы – исследовательский, информационный с использованием компьютерных технологий.

Группы учащихся проводят по очереди защиту своего проекта. Остальные ученики заполняют таблицу 1, оценивают работу групп, заполняя таблицу 2.
Закрепление

Содержание:

Решение экспериментальных задач по данной теме.

1. Применить знания газовых законов к решению экспериментальных задач.
2. Контроль полученных знаний
Цель – применение полученных знаний.

Форма – фронтальная. Методы – словесные, метод проверки и оценки знаний.

Решают задачи, осмысливают и углубляют знания.
Итоговый

Содержание:

1. Домашнее задание
2. Итоги урока

1.Задать домашнее задание по данной теме.
2.Выставить оценки за урок.
Цель – углубление и осознание знаний. Записывают Д/З.
Делают выводы.

Содержание.
Подробный конспект урока.

1. Организационный этап.

В это время 2 ученика вызываются к доске для демонстрации решений домашних задач.

Задача № 492 (Сборник задач по физике под редакцией А.П. Рымкевич): Воздух объёмом 1,45 м3 , находящийся при температуре 200 С и давлении 100 кПа, превратили в жидкое состояние. Какой объём займёт жидкий воздух, если его плотность 861 кг/м3 ?

Задача № 502. Газ при давлении 1,2МПа и температуре 150 С имеет объём 5 л. Чему равен объём газа при нормальных условиях?

2. Актуализация знаний.

Учитель сообщает, что на данном уроке будет продолжено изучение МКТ идеального газа, а для этого необходимо вспомнить некоторые уже имеющиеся знания.

Фронтальный опрос:

  1. Назовите основные положения МКТ.
  2. Какие макровеличины характеризуют состояния газов?
  3. Связаны ли они между собой?
  4. Какой формулой?
  5. Напишите на доске уравнение Менделеева – Клапейрона.
  6. Напишите на доске уравнение Клапейрона.
  7. Чем они отличаются друг от друга?
  8. Какая из них полнее по содержанию? Почему?
  9. Для каких газов применимы эти уравнения?
  10. Что такое идеальный газ?

Далее учитель предлагает проверить правильность решений домашних задач и обращает внимание на то, что задачи решены с использованием разных уравнений.

3. Целеполагание

Учитель: Итак, мы знаем уравнения, которые характеризуют состояния газа. Мы видим, что если m=Const, то между оставшимися параметрами есть определённое соотношение. Учёных же давно интересовал вопрос, а существуют ли закономерности в поведении газа, если менять его состояние, как при неизменной массе, так и при неизменном каком-либо другом параметре (P,V,T). Как вы понимаете, эти задачи были успешно решены. Изменение состояния газа при неизменной массе и каком-либо другом параметре назвали изопроцессом. Сегодня на уроке нам предстоит познакомится с законами изопроцессов иначе газовыми законами.

Далее сообщается цель урока и план изучения нового материала.

4. Изучения нового материала

В целях активизации учебного процесса изучение нового материала строилось на основе метода проектов. Для этого за 3 недели учащимся были предложены темы проектов и назначены руководители групп, которые в дальнейшем сами формировали состав групп (они могли быть разные по количеству участников), распределяли роли и координировали всю работу. Было обязательное условие – экспериментальное подтверждение справедливости закона с использованием демонстрационного оборудования лаборатории L- микро, т.е. исследовательская часть работы, которую каждая группа провела заранее и результаты представила на слайдах.

Во время урока каждая группа защищала свой проект, в это время один из участников группы заполнял столбцы таблицы, заготовленной на доске, обязательно демонстрировался опыт, а все остальные ученики в классе также заполняли свою таблицу и оценивали работу группы.

После защиты проектов , учитель обращает внимание учащихся на столбик “Связь между другими параметрами” и предлагает соотнести записанные законы с уравнением Менделеева –Клапейрона. Ученики под руководством учителя делают вывод о том, что газовые законы являются следствием уравнения Менделеева –Клапейрона. Далее обращает внимание на даты и сообщает, что Д.И. Менделеев жил и работал в 19 веке, Клаузиус основные идеи молекулярно- кинетической теории создал в том же 19 веке, а следствия этой теории были экспериментально подтверждены на века раньше, что явилось убедительным доказательством её справедливости. “Но творцы законов ещё не могли объяснить причину этих закономерностей, а мы с вами сейчас это должны успешно сделать” – сообщает учитель и далее разбирает и записывает объяснение одного из законов на основе МКТ в таблицу.

Таблица
Газовые законы

Название процесса Автор
Дата
Постоянный параметр Связь между другими параметр. Графики процессов Объяснение связи на основе МКТ
Изотермический          
Изобарный          
Изохорный          

5. Закрепление

Объясните наблюдаемые опыты, на основе полученных знаний:

1. В бутылку через воронку, у которой нет продольных гребней на наружной поверхности, наливают воду. Почему вода перестаёт течь?

2. Выливают воду из бутылки и резиновой грелки. Почему из обычной бутылки, перевёрнутой отверстием вниз, вода выливается прерывистой струёй (“булькая”), а из резиновой грелки – непрерывной струёй?

3. Как достать монету, не замочив руки? Предложите способ и продемонстрируйте его.

Домашнее задание: §27(1 часть), §29(1 часть), доделать таблицу, Сб:№№13.8, 13.10, 13.13, 13.22.

6. Итог

Учитель подводит итоги урока. Просит оценить работу каждой группы, записав в специальную таблицу оценки “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” и высказать свои пожелания, а руководителям групп отметить вклад каждого участника в работе над проектом.

Оценка работы группы над проектом

  1гр. 2гр. 3гр.
Содержание      
Оформление      
Защита      
Эксперимент      

Предлагаю вашему вниманию презентации выполненные учащимися при работе над проектами.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3