Преподавание ведётся по программе базового уровня с использованием учебно-методического комплекса авторов Л.Э.Генденштейна, Ю.И. Дика и Л. А. Кирика.
Технология – личностно-ориентированное обучение.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
Обучающая
- установить связи между параметрами в изопроцессах и границы их применения;
- научиться объяснять газовые законы с точки зрения МКТ.
Развивающая
- Способствовать развитию учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетентности.
Воспитывающая
Воспитывать у учеников стремление личностного самосовершенствования.
Оборудование: Прибор для демонстрации газовых законов из лаборатории L-микро; мультимедийный проектор, совмещённый с компьютером; бутылка, воронка, резиновая грелка, кювета с водой, монета, стакан, бумага, спички.
Структура урока
Этап урока | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Начальный Содержание: 1. Актуализация знаний |
Повторить основные понятия по теме “Молекулярно-кинетическая теория” | Цель – создать проблему, подготовить
учащихся к восприятию нового материала. Форма – индивидуальная, фронтальная. Методы – словесный, проблемный. |
2 человека решают задачи у доски, остальные отвечают на вопросы учителя. |
Основной Содержание: Объяснение газовых законов |
Научить создавать проекты по заданной проблеме. | Цель – обеспечить изучение нового
материала по проектной методике. Форма – защита проекта. Методы – исследовательский, информационный с использованием компьютерных технологий. |
Группы учащихся проводят по очереди защиту своего проекта. Остальные ученики заполняют таблицу 1, оценивают работу групп, заполняя таблицу 2. |
Закрепление Содержание: Решение экспериментальных задач по данной теме. |
1. Применить знания газовых законов к
решению экспериментальных задач. 2. Контроль полученных знаний |
Цель – применение полученных знаний. Форма – фронтальная. Методы – словесные, метод проверки и оценки знаний. |
Решают задачи, осмысливают и углубляют знания. |
Итоговый Содержание: 1. Домашнее задание |
1.Задать домашнее задание по данной
теме. 2.Выставить оценки за урок. |
Цель – углубление и осознание знаний. | Записывают Д/З. Делают выводы. |
Содержание.
Подробный конспект урока.
1. Организационный этап.
В это время 2 ученика вызываются к доске для демонстрации решений домашних задач.
Задача № 492 (Сборник задач по физике под редакцией А.П. Рымкевич): Воздух объёмом 1,45 м3 , находящийся при температуре 200 С и давлении 100 кПа, превратили в жидкое состояние. Какой объём займёт жидкий воздух, если его плотность 861 кг/м3 ?
Задача № 502. Газ при давлении 1,2МПа и температуре 150 С имеет объём 5 л. Чему равен объём газа при нормальных условиях?
2. Актуализация знаний.
Учитель сообщает, что на данном уроке будет продолжено изучение МКТ идеального газа, а для этого необходимо вспомнить некоторые уже имеющиеся знания.
Фронтальный опрос:
- Назовите основные положения МКТ.
- Какие макровеличины характеризуют состояния газов?
- Связаны ли они между собой?
- Какой формулой?
- Напишите на доске уравнение Менделеева – Клапейрона.
- Напишите на доске уравнение Клапейрона.
- Чем они отличаются друг от друга?
- Какая из них полнее по содержанию? Почему?
- Для каких газов применимы эти уравнения?
- Что такое идеальный газ?
Далее учитель предлагает проверить правильность решений домашних задач и обращает внимание на то, что задачи решены с использованием разных уравнений.
3. Целеполагание
Учитель: Итак, мы знаем уравнения, которые характеризуют состояния газа. Мы видим, что если m=Const, то между оставшимися параметрами есть определённое соотношение. Учёных же давно интересовал вопрос, а существуют ли закономерности в поведении газа, если менять его состояние, как при неизменной массе, так и при неизменном каком-либо другом параметре (P,V,T). Как вы понимаете, эти задачи были успешно решены. Изменение состояния газа при неизменной массе и каком-либо другом параметре назвали изопроцессом. Сегодня на уроке нам предстоит познакомится с законами изопроцессов иначе газовыми законами.
Далее сообщается цель урока и план изучения нового материала.
4. Изучения нового материала
В целях активизации учебного процесса изучение нового материала строилось на основе метода проектов. Для этого за 3 недели учащимся были предложены темы проектов и назначены руководители групп, которые в дальнейшем сами формировали состав групп (они могли быть разные по количеству участников), распределяли роли и координировали всю работу. Было обязательное условие – экспериментальное подтверждение справедливости закона с использованием демонстрационного оборудования лаборатории L- микро, т.е. исследовательская часть работы, которую каждая группа провела заранее и результаты представила на слайдах.
Во время урока каждая группа защищала свой проект, в это время один из участников группы заполнял столбцы таблицы, заготовленной на доске, обязательно демонстрировался опыт, а все остальные ученики в классе также заполняли свою таблицу и оценивали работу группы.
После защиты проектов , учитель обращает внимание учащихся на столбик “Связь между другими параметрами” и предлагает соотнести записанные законы с уравнением Менделеева –Клапейрона. Ученики под руководством учителя делают вывод о том, что газовые законы являются следствием уравнения Менделеева –Клапейрона. Далее обращает внимание на даты и сообщает, что Д.И. Менделеев жил и работал в 19 веке, Клаузиус основные идеи молекулярно- кинетической теории создал в том же 19 веке, а следствия этой теории были экспериментально подтверждены на века раньше, что явилось убедительным доказательством её справедливости. “Но творцы законов ещё не могли объяснить причину этих закономерностей, а мы с вами сейчас это должны успешно сделать” – сообщает учитель и далее разбирает и записывает объяснение одного из законов на основе МКТ в таблицу.
Таблица
Газовые законы
Название процесса | Автор Дата |
Постоянный параметр | Связь между другими параметр. | Графики процессов | Объяснение связи на основе МКТ |
Изотермический | |||||
Изобарный | |||||
Изохорный |
5. Закрепление
Объясните наблюдаемые опыты, на основе полученных знаний:
1. В бутылку через воронку, у которой нет продольных гребней на наружной поверхности, наливают воду. Почему вода перестаёт течь?
2. Выливают воду из бутылки и резиновой грелки. Почему из обычной бутылки, перевёрнутой отверстием вниз, вода выливается прерывистой струёй (“булькая”), а из резиновой грелки – непрерывной струёй?
3. Как достать монету, не замочив руки? Предложите способ и продемонстрируйте его.
Домашнее задание: §27(1 часть), §29(1 часть), доделать таблицу, Сб:№№13.8, 13.10, 13.13, 13.22.
6. Итог
Учитель подводит итоги урока. Просит оценить работу каждой группы, записав в специальную таблицу оценки “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” и высказать свои пожелания, а руководителям групп отметить вклад каждого участника в работе над проектом.
Оценка работы группы над проектом
1гр. | 2гр. | 3гр. | |
Содержание | |||
Оформление | |||
Защита | |||
Эксперимент |
Предлагаю вашему вниманию презентации выполненные учащимися при работе над проектами.