Урок МХК с использованием информационных технологий по теме "Культура средневековой Западной Европы"

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Учитель. Распад Римской империи на Западную и Восточную, разделение церквей на греко-православную и римско-католическую привело к образованию двух типов культуры: византийской и западноевропейской. Вы познакомились на предыдущих уроках с византийской культурой. Проверим знания по данной теме с помощью графического диктанта, выполненного на компьютерах.

Графический диктант по теме "Искусство Византии"

  1. Первые христиане для молитвенных собраний использовали катакомбы (да).
  2. Рыба в искусстве раннего христианства была символом Христа (да).
  3. Вход в христианский храм находится на востоке (нет).
  4. Базилика - прямоугольное в плане здание, разделенное столбами на нефы (да).
  5. Византийская мозаика состоит из кубиков натуральных камней (нет).
  6. Иконописцы используют метод прямой линейной перспективы (нет).
  7. Средневековая живопись стремится передать телесную красоту человека (нет).
  8. Покрывало - велум на иконе означает, что событие происходит внутри дома (да).
  9. Иконописцы часто используют при написании икон серый цвет (нет).
  10. Иногда в иконе совмещаются прошлое и будущее (да).

Учитель. Тема нашего урока: "Культура средневековой Западной Европы". Для наглядности по ходу урока мы будем конструировать логико-смысловую модель В.Э.Штейнберга, путем заполнения 6-ти координат. В центре - изучаемый объект, т.е. "средневековая Западная Европа" (слайд 1, приложение 1).

Западноевропейская культура формировалась под колоссальным воздействием церкви (слайд 2). Христианская церковь не только формировала этические представления о мире и человеке, но и активно участвовала и контролировала все сферы жизни общества.

Первую координатную ось К1 озаглавим "Образование" (слайд 3).

Достаточно долго, до XI века образование в Западной Европе было уделом духовенства. Школы, возникшие в монастырях с VI века, обучали бельцев - мальчиков, предназначенных в монахи (слайд 4).

Как вы считаете, какие в первую очередь им были необходимы знания?

(знание святого писания)

Да, действительно, прежде всего, их обучали Библии, а также курсу, состоящему из семи свободных искусств (слайд 5).

Курс делился на "тривиум" (грамматика, риторика, логика) и "квадриум" (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Обучение велось на латыни.

К XI веку дело образования перешло из монастырей в соборные школы, а затем и в городские школы (слайд 6). Известные учителя давали известность городу. К ним стекались из всех стран ученики, желавшие получить у конкретного преподавателя лучшие знания по логике, философии и т.д. Этих учеников называли вагантами (от лат. vago - бродить), т. е. бродячие школяры (слайд 7). Они стали создателями и исключительными носителями особого рода литературы - поэзии вагантов. Она заключается по преимуществу в песнях застольных и любовных, и конечно религиозной лирики.

Ученик. Читает из поэзии вагантов стихотворение "Фортуна".

Фортуна

(из поэзии вагантов)

О Фортуна,
Лик твой лунный
Вечно изменяется:
Прибывает,
Убывает,
Дня не сохраняется.
То ты злая,
То благая
Прихотливой волею;
И вельможных,
И ничтожных
Ты меняешь долею.
Мощным летом
По высотам
Колесо катящая,
Неминучесть,
Нашу участь
Так и сяк вертящая.
Жил я славно,
Но злонравно
Ты меня покинула:
Скрылось благо,
Тело наго,
Вся отрада минула.
Случай правит,
Случай травит
Нас с жестокой страстию:
В твоей власти
Наше счастье
И в твоей - несчастие.
Гряньте в струны
Песнь Фортуны,
В лад со мною сетуя -
Все, что ложно,
Ненадежно,
Слейте с песней этою!

Учитель. К концу XII века некоторые знаменитые школы стали университетами: Болонья, Оксфорд, Париж (слайд 8). К XV веку в европейских странах насчитывалось более 60 университетов.

Благодаря церкви, при активном участии духовенства, развивалось не только образование, но и наука.

Рассмотрим следующую составляющую средневековой культуры - науку.

Вторую координатную ось К2 озаглавим "Наука" (слайд 9).

Хранителями многих знаний античного мира были монастыри, где находились лучшие библиотеки (слайд 10). При монастырях осуществлялись переводы трудов античных ученых (слайд 11). В средневековье ученым был в первую очередь монах. Научные опыты проводились также в стенах монастырей (слайд 12).

А теперь обратимся к искусству средневековья, которое было, прежде всего, искусством церковным. Одним из почетных видов искусства, которому покровительствовала церковь, была музыка.

Третью координатную ось К3 озаглавим "Музыка" (слайд 13).

Музыка эмоционально воздействовала на человека, поэтому во время праздничного богослужения - литургии звучало голосовое пение. Еще в начале VII века папа Григорий Великий создал сборник канонических культовых песнопений, получивших название "григорианского хорала" (звучит григорианский хорал, слайд 14). Исполняли церковную музыку на слух. Появилась необходимость в системе записи, как знаковой, так и слоговой.

В XI веке происходит настоящая революция в церковной музыке. Ученый монах, руководитель хора - Гвидо из Ареццо придумывает способ записывать музыку. За основу Гвидо взял графическое изображение струн: горизонтальные линейки. А на них как бы прикосновение пальцев: квадратные, ромбические, позднее овальные знаки (знак по латыни - "нота"). Если звук надо долго выдерживать, то нота не заштрихована. Если нота разделена вертикальной чертой, то звучит вдвое короче, а если ноту заштриховать, она станет еще вдвое короче (слайд 15). Гвидо ввел также слоговое название звуков, взяв их из начальных слогов строк известного гимна св. Иоанну (слайд 16).

Ut gueant laxis

Resonare fibris

Mira gestorum

Famuli tuorum

Solve poluti

Labii reatum

Sancte Iohannes!

Так обозначились слоги: ут, ре, ми, фа, соль, ля. Слог "си" составили первые буквы слов последней строчки гимна. Такая система обозначения звуков была необычайно удобна для пения, так как первым звуком в слоге был согласный. Единственное неудобство составлял слог "ут". Поэтому итальянский теоретик и учитель пения Дж. Дони в 1540 году заменил его на "до", взяв этот слог из своей собственной фамилии.

Таким образом, казалось бы, несложное изобретение знаковой и слоговой записи принципиально изменило положение музыки в европейской художественной культуре: появилась возможность фиксировать музыкальное произведение. Как записал автор музыки, так и надо ее исполнять (слайд 17).

Нотами стали пользоваться также и светские музыканты. Развитие светской музыки неразрывно связано с замковой рыцарской культурой и, в частности, с музыкально-поэтическим творчеством трубадуров (слайд 18). Кто такие трубадуры?

(ученики высказывают свое мнение)

Учитель. Трубадуры - выходцы из феодальных кругов, поэты. Благодаря им в европейской поэзии появилась рифма. Трубадуры - почти всегда певцы, которые исполняют свои произведения либо на мелодии собственного сочинения, либо на народные мелодии. На музыкальных инструментах им аккомпанируют слуги - менестрели. Трубадуры выработали целую систему музыкально-поэтических жанров: кансона, сирвента, тенсона, альба, пасторела, плач, баллада (слайд 19).

(ученики записывают в словаре пояснение к музыкально-поэтическим жанрам, слайды 20, 21)

Ученики. Читают фрагменты из поэзии трубадуров.

Бернарт де Вентадорн

Кансона

:..

Как рыбку мчит игривая струя
К приманке злой, на смерть со дна морского,
Так устремила и любовь меня
Туда, где гибель мне была готова,
Не уберег я сердце от огня,
И пламя жжет сильней день ото дня,
И не вернуть беспечного былого.
Но я любви не удивлюсь моей, -
Кто Донну знал, все для того понятно:
На целом свете не сыскать милей
Красавицы приветливой и статной.

Сирвента

:..
Лишь тот мне мил среди князей,
Кто в битву ринуться готов,
Чтоб пылкой доблестью своей
Бодрить сердца своих бойцов,
Доспехами бряцая.
Я ничего за тех не дам,
Чей меч в бездействии упрям,
Кто, в схватку попадая,
Так ран боится, что и сам
Не бьет по вражеским бойцам.

Альба

Боярышник листвой в саду поник,
Где донна с другом ловят каждый миг:
Вот-вот рожка раздастся первый клик!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!
Ах, если б ночь господь навеки дал,
И милый мой меня не покидал,
И страж забыл свой утренний сигнал:
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!

Пасторела

Встретил пастушку вчера я,
Здесь, у ограды, блуждая.
Бойкая, хоть и простая,
Мне повстречалась девица.
Шубка на ней меховая
И кацавейка цветная,
Чепчик - от ветра прикрыться.
К ней обратился тогда я:
- Милочка! Буря какая!
Вьюга взметается злая!
- Дон! - отвечала девица,-
Право, здорова всегда я,
Вьюга пускай себе злится
- Милочка! Лишь за цветами
Шел я, но будто бы в раме
Вижу вас между кустами.
Как хороши вы, девица!
Скучно одной тут часами,
Да и не справитесь сами -
Стадо у вас разбежится!
Дон! Не одними словами,
Надо служить и делами
Донне восславленной вами, -
Право, - сказала девица, -
Сколько забот со стадами!
С вами пустыми речами
Тешиться мне не годится.
- Милочка, честное слово,
Не от виллана простого,
А от сеньора младого
Мать родила вас, девица!
Сердце любить вас готово,
Око все снова и снова
Смотрит и не наглядится.
- Дон! Говорите вы льстиво,
Как я мила и красива,
Что же, я буду правдива;
Право,- сказала девица -
Честь берегу я стыдливо,
Чтоб из-за радости лживой
Вечным стыдом не покрыться
- Милочка, феи успели
Вас одарить с колыбели,-
Но не понятно ужели
Вам дорогая девица
Как бы вы похорошели,
Если с собой бы велели
Рядышком мне приютиться!
- Дон! Те хвалы, что вы пели,
Слушала я еле-еле, -
Так они мне надоели!
Право, сказала девица, -
Чтобы вы там не хотели,
Видно судьба пустомеле
В замок ни с чем воротиться!

Учитель. Еще одной важной составляющей культуры является театр.

Христианство в борьбе с язычеством резко осуждала любые театральные зрелища. Однако церковь театр и возродила.

Четвертую координатную ось К4 озаглавим "Театр" (слайд 22).

Уже в IX веке пасхальное чтение текстов о погребении Христа сопровождалось предметной демонстрацией этого события. Посреди храма ставили крест, который потом завертывали в черную материю и относили на плащаницу - так разыгрывали погребение тела Христа. Постепенно появляется и театрализованный диалог. Например, во время празднования Рождества Христова посреди храма выставлялась икона с изображением Богоматери с младенцем, около которой происходил диалог священников, наряженных в пастухов. Так постепенно зарождается литургическая драма - театральное действие во время праздничного богослужения (слайд 23).

С XI века, во французских церквях в пасхальную неделю устраивалась большая литургическая драма "Девы мудрые и девы неразумные". Священники условно одевались женщинами, ищущими тело Христа; ангелом, торжественно объявляющим им о воскресении; появлялся даже сам Христос, возвещавший всем о своем будущем пришествии.

Еще более разнообразными были инсценировки рождественского цикла, состоявшего обычно из нескольких литургических драм, отражающих различные эпизоды евангельской истории: шествие пастухов и волхвов на поклонение младенцу Христу, гнев Ирода, избиение младенцев. И хотя литургические драмы разыгрывались в пространстве церкви, постепенно одежда священников меняется на бытовые костюмы: плащи, царские мантии, воинские шлемы. Персонажи пытаются говорить "от себя", а не только передавать евангельский текст.

Расширяется и сценическая площадка. Если вначале действие происходило только в центре храма, то со временем храм разделяли на отдельные площадки со своими декорациями (Иерусалим, Рим, Вифлеем, Голгофа). Зрители могли перемещаться от одной площадки к другой, наблюдая за происходящими сценическими действиями (слайд 24).

Использовались и различные технические приспособления. Вифлеемскую звезду спускали на веревке виде фонарика со свечой внутри. Для сцены исчезновения Христа использовали люк. Даже существовали специальные летательные приспособления для изображения спуска святого духа и вознесения ангелов.

Постепенно представление выходит за пределы церкви и в XII веке возникает полулитургическая драма, которую исполняют на паперти (слайд 25). Полулитургическую драму старались приурочить не к церковному празднику, а к шумным ярмарочным дням, когда в городе собиралось большое количество народа. В ней принимали участие не только священники, но и прихожане. Кроме евангельских сюжетов разыгрывались эпизоды Ветхого завета, и даже бытовые сценки.

В XIII веке возникает новый вид представлений на религиозную тему - миракли (от латинского miraclum - чудо), т.е. инсценировка разного рода чудес, в результате которых порочные деяния наказывались, а грешники приходили к покаянию (слайд 26).

Ученики. Класс делится на две команды. Одна разыгрывает литургическую драму на рождественский сюжет, а другая на пасхальный сюжет

Учитель. Сегодня на уроке мы начали знакомство с культурой средневековой Западной Европы. Какой вывод вы могли бы сделать?

(ученики высказывают свое мнение по пройденной теме)

Учитель. Начатую тему мы продолжим на следующем занятии. Впереди нас ждет изучение архитектуры и изобразительного искусства (оси К5 и К6 обозначим "Изобразительное искусство" и "Архитектура", слайд 27) , которые в своем развитии прошли этапы романского (слайд 28) и готического стилей (слайд 29).

К следующему уроку найдите и запишите в словаре определения романского и готического стилей.

Приложение.