Цели:
- Дать представление о характерных признаках весны, установить взаимосвязь между изменениями, происходящими в живой и неживой природе, и трудом человека.
- Формировать навыки правописания безударных гласных в корне слова , вспомнить 2 способа проверки безударных гласных, учить детей мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать. Развивать орфографическую зоркость.
- Воспитывать эстетическое восприятие природы, бережное отношение к ней.
Оборудование: картины весны, иллюстрации животных и птиц.
Ход урока
1. Орг. Момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок, он более объёмный и сложный чем всегда. Мы проводим одновременно урок русского языка и природоведения, как один большой урок, взаимосвязанный по теме. Такой урок называется интегрированный.
А тему урока вы сможете назвать сами, если разгадаете, о каком времени года идёт речь в стихотворении А.С. Пушкина
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
2. Постановка темы.
Итак, тема нашего урока весна, весенние изменения в природе.
Работая над темой, мы будем вспоминать правила написания и проверки безударных гласных в корнях слов и упражняться в написании слов на это и другие изученные правила.
3. Основная часть
-А теперь улыбнулись друг другу, настроились на урок. (показ слайдов на тему весна, под музыку). Постарайтесь найти слова для описания весенних картин, которые вы только что видели.
-На какой вопрос отвечают эти слова? (какой?, какая?, какое?)
-А что они обозначают?
Дадим прогноз погоды на сегодня. Запишем в свои тетрадочки.
-А сейчас закроем глазки и произнесём слово "весна". Какое чувство у вас возникло? Какая орфограмма спряталась в слове весна? Подберите проверочное слово к слову весна. Какой способ проверки использовали? (изменение формы слова).
Каждое время года имеет свои признаки.
-Какие признаки есть у весны?
Но вначале мы послушаем стихотворение С. Дрожжина "Зима сменяется весною" (читает учитель или подготовленный ученик)
-Так какие же признаки есть у весны?
Отгадайте загадку. Что растёт вниз головой? (сосулька)
-Какие бывают сосульки?
-О каком признаке весны мы говорим? (капель)
-Откройте тетради и запишите слово капель, но сначала скажите какая орфограмма в этом слове? Как проверим? Каким способом? (однокоренное слово). Записываем сначала проверочное слово, ставим ударением через чёрточку проверяемое, подчёркиваем безударную гласную. Выделите корень в этих словах. Какое правило вспомнили?
-А сейчас придумайте предложение о том, что бывает весной. Лучшие предложения запишем на доске. Подчеркните главные члены предложения.
-Весна бывает разной. Какой первый месяц весны? Его называют месяцем света или весной света. В этот месяц наблюдаются очень интересные явления в природе. Б. Заходер о весне пишет так:
На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки-
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит. (картина или слайд)
-О каких признаках весны поэт пишет в своих стихах?
Найдите в стихотворных строчках слова с безударными гласными в корне. Запишите их в тетрадь с проверочными словами.
-Давайте проверим с помощью вееров, говорим какой способ проверки использовали.
-Итак, ребята пришла весна. Изменения происходят как в неживой, так и в живой природе. Давайте посмотрим, какая бывает весна в лесу. Прочитайте текст на доске.
Весна в лесу.
В.сенняя картина. На б . рёзах
И . синах набухли см.листые
почки. Больше не тр.щат м.розы.
Прыгают с ветки на ветку
В.робьи, в.роны, с.роки.
-О каких признаках весны говорится в этом стихотворении? (потепление, набухание почек, прилёт птиц)
-На какие две группы мы можем разбить эти слова? (слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением и слова с безударными гласными непроверяемые ударением, т.е. словарные слова).
-Выбегаем к доске, вставляем пропущенную букву, объясняем орфограмму, говорим проверочное слово, способ проверки.
4. Физ.минутка "Хомка, хомка, хомячок"
5. Закрепление.
-Какие весенние месяца вы знаете? В каких названиях месяца букв больше, чем звуков? Почему?
Какие вы знаете народные приметы о весне, о весенних месяцах?
Мы с вами говорим об изменениях с приходом весны в неживой природе. Давайте вспомним их.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огнь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь а печёт. (солнце)
-Каким стало солнце?
Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали, солнышко застлали. (облака)
-Какое небо становиться весной?
Без рук, без ног,
По полю рыщет,
Поёт, да свищет,
Деревья ломает,
К земле траву приклоняет. (ветер)
-Какой весной ветер?
-Почему тёплый и ласковый?
Летом бежит, зимой спит,
Весна настала опять побежала.(река)
-Что происходит на реках?
-Можно ли выходить на лёд весной?
С.Маршак
Лёд идёт, лёд идёт
Вереницей длинной
Третьи сутки напролёт
Проплывают льдины.
Синий лёд, зелёный лёд,
Серый, желтоватый
К верной гибели идёт-
Нет ему возврата.
-Теперь поговорим о живой природе.
-Какие изменения происходят в жизни животных с приходом весны?(слайды с несколькими животными, а дети говорят).
Спишите с доски текст и вставьте пропущенные буквы.
Ж.вёт в.сной лес. Вот промчался трусливый _________. Сверкнула на солнце рыжая шу.ка ________. Стучит по ств.лу дерева____________.
Только ________л.жит в соей берлоге и с.сёт лапу.
-А сейчас взаимопроверка, ставим оценку на полях.
-А как ведут себя зимой птицы?
-Каких птиц мы называем вестниками весны?
-Что вы о них знаете?
-Как мы называем таких птиц?
-Нужна ли помощь людей птицам? Какая? Придумайте 2-3 предложения о птицах и запишите в тетрадь. Зачитывают предложения вслух. Выбираем самое интересное, красивое предложение. Все дети его записывают и подчёркивают самостоятельно главные члены предложения.
6. Итог урока.
-Вспомните, о каких признаках весны мы говорили на уроке. Какое у вас настроение? Почему?
Ох, эта ранняя весна
Порхает тихо вдоль дорог
И стала праздничней Земля
Смотри, любуйся, мой дружок!