Цель: формирование у учащихся мотивации достижения успеха, а так же создание возможности оценки своих личностных качеств.
Необходимые материалы:
- портреты известных людей;
- словари;
- листы бумаги;
- шариковые ручки.
Подготовительная работа:
- подготовка необходимого оборудования;
- подготовка помещения для работы.
Организация пространства:
На доске прикреплены плакаты с высказываниями:
- Удача сопутствует тем, кто верит в свои силы. А.Нортон
- Успех зависит от того, как высоко ты сможешь подпрыгнуть, оттолкнувшись от самого дна. Д.Паттон
- Тайна успеха - в умении убеждать. О.Гурьян
- Успех не станет разыскивать тебя. Ты сам должен его искать. У.Брайан
Перед началом мероприятия в помещении необходимо расставить столы и стулья таким образом, чтобы все участники оказались сидящими в трех группах, по 5-7 человек в каждой (зависит от числа участников). Формирование групп происходит произвольным образом, но желательно создать работоспособные группы.
После того как все участники заняли свои места можно начинать мероприятие.
Ход мероприятия.
Ведущий. Добрый день ребята. Сегодня я хочу начать наш разговор с демонстрации нескольких портретов известных вам людей (В.Путин, Д.Медведем, Л.ДиКаприо, А.Пугачева, М.Галкин и т.д.).
Ведущий демонстрирует фото.
Ведущий. Посмотрите внимательно на этих людей и скажите, что общего между ними? Что их объединяет?
Ребята высказывают свое мнение. Ведущий подводит их к определению тему беседы.
Ведущий. Молодцы! Действительно все эти люди добились успеха в жизни. И сегодня мы поговорим о секретах достижения успеха, о том, что для этого необходимо, и как стать успешным человеком.
Для того чтобы ответить на поставленные вопросы для начала нам необходимо разобраться с понятием успех. А для этого давайте обратимся к словарям. Обращаю ваше внимание на то, что вы разделились на 3 группы не случайно – это поможет нам с вами продуктивно сегодня поработать. У каждой группы на столе лежит несколько словарей. Ваша задача составить древо понятий к слову успех и оформить его на листах бумаги, которые есть у вас на столах. На выполнение задания у вас 5 минут.
Группы работают со словарями и составляют древо понятий.
Ведущий. Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что у вас получилось.
Каждая группа вывешивает полученное древо на доске и комментирует его.
В результате получается примерно такой вариант (рисунок 1)
Рисунок 1. Древо понятий к слову “успех”.
Ведущий. Вот видите, как много значений имеет понятие “успех”. Как вы думаете, какое из них наиболее полно отражает суть? Из какого можно получить однозначный ответ на такие вопросы: в чем заключается жизненный успех – в миллионном состоянии или душевном спокойствии? Какого человека можно назвать успешным? Какую роль играет человек в собственной успешности? Может успех – это случайность, удача, фортуна? Что помогает достичь успеха? Какие качества человека помогают ему двигаться вверх по социальной лестнице?
Учащиеся высказывают свое мнение. Ведущий подводит их к мысли, что ни одно из них в отдельности не дает полного и однозначного ответа на заданные вопросы, а успех нужно рассматривать как совокупность нескольких определений.
Ведущий. Молодцы. Рассмотрев разные определения понятия успех, давайте попробуем поразмыслить и ответить еще на два вопроса:
Какими качествами должен обладать успешный человек?
Что должен делать (сделать) человек, чтобы добиться успеха?
Свои ответы вы запишите в табличку (рисунок 2).
Группы работают над заполнением таблицы.
Ведущий. Давайте послушаем, что у вас получилось.
Каждая группа комментирует и прикрепляет на доску свою таблицу.
Ведущий. Вот видите, как много всего нужно сделать, чтобы достичь успеха в жизни и какими качествами нужно для этого обладать. Скажите, а у вас есть все необходимые качества, которые помогут вам стать успешным человеком?
Ответы детей (чаще всего отрицательные).
Ведущий. А вы хотели бы обладать недостающими качествами?
Ответы детей (чаще всего положительные).
Ведущий. Тогда я вам предлагаю сейчас представить, что вы пришли в магазин. Но это необычный магазин, в котором продаются продукты или книги. В нем, каждый желающий, может приобрести те или иные качества личности. А оплатой за приобретение будут те положительные качествами, которые у покупателя в избытке. Я буду играть роль продавца.
Происходит процесс купли-продажи качеств. Ребята по очереди называют положительные качества, которые им необходимо приобрести для достижения успеха.
Ведущий. Теперь, когда вы обладаете всеми необходимыми качествами чтобы стать успешными людьми, осталось только начать реализацию тех действий, которые вы сами прописали. И я уверена, что у вас все получится.
А сейчас я предлагаю каждому выразить свое отношение к тому, что мы сегодня обсуждали, сделать выводы, подвести итог. И попробовать ответить на вопросы, поставленные в начале нашей беседы: что необходимо для достижения успеха и как стать успешным человеком?
Участники высказывают свое мнение, предлагают варианты ответов на вопрос, обобщают, делают заключения и выводы.
Ведущий. У меня тоже сложилось впечатление, что наш сегодняшний разговор не прошел бесполезно и помог каждому задуматься о том, кем же мы сейчас являемся и кем хотим стать в будущем, какие качества нам необходимо развивать в себе, чтобы достичь успеха в жизни.
Закончить беседу я хочу одной притчей.
Ведущий рассказывает притчу.
Однажды сын спросил у отца:
— Что нужно, чтобы добиться успеха?
— Не знаю, сынок, — ответил отец, — это очень сложный вопрос. Задай его маме.
— Не знаю, сынок, — сказала мама, — спроси об этом у того мудреца, что живет на горе в старом красивом замке.
И мальчик отправился в старый замок, чтобы задать этот вопрос мудрецу.
— Мудрец, — обратился мальчик к седому старцу, — скажи мне, что нужно человеку, чтобы добиться успеха?
— Трудный вопрос ты мне задаешь. Я отвечу на него, но позже. А пока пойди и посмотри на мой дворец. Он заслуживает восхищения! А потом возвращайся ко мне.
Мальчик с радостью принял приглашение мудреца и отправился, было, осматривать дворец, но старец остановил его со словами:
— Чуть не забыл. Возьми вот эту ложку, в ней две капли масла. Ни в коем случае не разлей их, пока будешь бродить по дворцу.
Через какое-то время мальчик вернулся. В его руке была ложка с каплями масла.
— Ну, как, тебе понравился мой дворец? — спросил мудрец.
— Я ничего не видел, — ответил мальчик, — я боялся, что разолью масло.
Мудрец снова отправил его осматривать свои владения. Через час мальчик вернулся. Он был очень доволен и рассказал, что ничего подобного раньше не видел! Когда мудрец спросил его про масло, оказалось, что пока мальчик радовался красотам дворца, пролил все масло.
— Ты спрашивал меня, что нужно для того, чтобы добиться успеха? — сказал ему старец, — я готов тебе ответить.
— Мы рождаемся на свет и каждый день любуемся окружающим миром, впитывая в себя все, что видим, слышим, чувствуем. Со временем это становится нашим жизненным опытом, который нам помогает во всех наших начинаниях. Но так же, со временем, мы становимся более осторожными и осмотрительными, боясь потерять приобретенное, как те капли масла, которые ты разлил, осматривая мой дворец. И это правильно. Секрет успеха в том, чтобы всегда помнить о каплях масла в своей ложке. Найти что-то стоящее сложно, но ничего не стоит это потерять...
Я желаю вам, чтобы вы смогли добиться успеха в жизни, но для этого вам необходимо сохранить те качества и способности, которые вы уже приобрели на сегодняшний день.
Литература:
- Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.