Воспитательный час по теме "Отворите волшебные двери добра и доверия"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • расширить понятийный аппарат в области этики человеческих отношений,
  • совершенствовать опыт поведения, и проявления доброжелательности к окружающим людям, гуманизм.

Задачи:

  • Расширить этический кругозор в логике этики отношений учащихся.
  • Совершенствовать практику этического поведения учащихся в отношениях к людям, окружающей действительности.

Оборудование:

1. Карточки с ситуациями по этике поведения.
2. Карточки к игре «Словарная лесенка»
3. Карточки к игре «Противоположные понятия»
4. Карточки к игре «Незаконченное предложение»
5. Листы, карандаши, ножницы.
6. Словарь этических слов.
7. Музыкальное сопровождение: «Улыбка» музыка В. Шаинского. «Дорогою добра»

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Звучит музыка. Дети рассаживаются. Музыка приглушается.

Воспитатель: Очень рада видеть вас, друзья, так как этой встречи я ждала.

II. Беседа по теме.

Как обычно, мы собрались в наш уютный круг общения. Наш круг – символ единения, творчества, мышления. Давайте вместе поможем друг другу совершить словесное путешествие в мир человеческих отношений, этот мир богатый и сложный, тонкий и огромный. Итак, в добрый путь.

– Подскажите, пожалуйста, как раскрыть тайну взаимоотношений между людьми? (Высказывания детей).

– Спасибо! Вы верно понимаете смысл правильных взаимоотношений. Вот сколько компонентов может входить в поведение человека, соблюдавшего определённые правила
взаимоотношений.

– Сделаем вывод: человеку необходимо постоянно следить за чем ? (За поведением, за словами, за речью, за мимикой, за жестами…)
– Значит, человек должен осуществлять постоянный самоконтроль за своей речью, за эмоциями, за репликами, …

III. Анализ ситуаций

Предлагаю вам решить несколько задач (читает ребёнок).

1. После прогулки в ГПД мы начинаем свою работу с чего? (С с/п).
А вот двое детей никак не могут успокоиться. Они получают замечания от детей, от педагога. Произошел спор, испортилось настроение. По-моему, эти дети забыли какие правила? (Ответы детей).

– Молодцы! Конечно, же, чтобы всем вокруг было хорошо, мы всегда должны помнить о других. И думать, как твоё поведение повлияет на самочувствие окружающих детей.

(Читает ребёнок)

2. Дети получили творческое задание. Каждая группа готовила своё выступление. Но при подготовке оказалось, что не все дети, пожелали участвовать в общей подготовке.
Наступил ответственный день. Дети заволновались, когда увидели, что в других группах дети ответственно подошли к заданию. Что можно посоветовать неподготовившимся ученикам? (Ответы детей).

– Правильно, дети! Уважать мнение другого, уметь считаться с ним, быть доброжелательным, стремиться помочь им – вот что может выручить детей из этой ситуации.

(Читает ребёнок)

3.  Мальчик Митя, входя в помещение гимназии здоровается с дежурными, приветствует всех работников гимназии. Использует слова благодарности за оказанную помощь, за приготовление пищи. Дома разговаривает с родителями приветливо, прислушивается к их мнению, советам.

– Как мы назовём этого мальчика или человека, который не забывает проявить доброе отношение к окружающим людям и поэтому с таким человеком всегда легко и приятно находиться рядом? (Вежливый, воспитанный).

IV. Повторение пройденного

– Давайте вспомним, какими правилами вежливости и взаимопонимания мы уже владеем? (Ответы детей).
– Да! Многие правила вы знаете, стараетесь выполнять их. А сложные ли эти правила? (Да и нет).
– Но очень важные и нужные! Все эти правила могут быть объединены одним словом, каким? Кто знает? Кто помнит?
– Что такое этикет? Где узнать лексическое значение этого слова? Посмотрим в словарь и прочитаем.

(Слово-карточку на доску)

– Запомните, пожалуйста, значение, определение его и пользуйтесь в общении, в кругу товарищей. Расскажите родителям.

V. Оздоровительная минутка (проводят двое детей)

Звучит музыка вокруг,
Собирает всех нас в круг.
Предлагаем отдохнуть,
Но не спать и не вздремнуть.
Поиграем мы, друзья,
Без игры никак нельзя.
Игра называется «Делай, как я».

VI. Игра «Словарная лесенка»

Задание даётся детям заранее. Они заучивают понятие одного из слов, при озвучивании понятия, воспитатель вывешивает карточку-слово на доску.

– Приглашаю снова в наш уютный добрый круг. Проведём игру «Словарная лесенка». Какие же слова помогают в отношениях с окружающими? Давайте послушаем наших друзей.

1) Доброта.
2) Мудрость.
3) Уважение.
4) Воспитанность.
5) Общительность.
6) Внимание.
7) Чуткость.
8) Доверие.
9) Благодарность.
10) Понимание.
11) Симпатия.
12) Снисходительность.
13) Заботливость.
14) Скромность.
15) Гуманизм.

(Озвучивает воспитатель)

– Гуманизм – новое слово для нас. Человека, обладающего всеми перечисленными качествами, можно назвать гуманным по отношению к другим людям.
– Где вы нашли нужный материал? Чем пользовались?
– Молодцы! Вы порадовали меня своей кропотливой, творческой работой.
Вы родились в очень интересное время, полной огромной информации, развития, изменений в общественной жизни.
От ваших действий, вашей воспитанности и образованности, гуманного отношения к природе будет зависеть жизнь на планете Земля в 3 тысячелетии.

VII. Поиск близких и противоположных понятий.

– А сейчас к нашим словам на доске мы подберём слова близкие или противоположные по смыслу. Я буду зачитывать формулировку понятия, а вы должны угадать это понятие и
соотнести с понятием которое уже есть на доске.

(Карточки-слова на доску.)

  • Враждебное, полное злобы (зло).
  • Не сообразительный, бестолковый (глупый).
  • Чувство не уважения, пренебрежения к кому-нибудь (презрение).
  • Грубый, невоспитанный человек (невежа).
  • Неприветливый, мрачный, безотрадный (угрюмый).
  • Не умеющий сосредоточиться, невнимательный и несобранный (рассеянный).
  • Лишённый чуткости, сдержанности в обращении с другими, нетактичный (бестактный).
  • Считать кого-нибудь, в чём-нибудь виновным (подозрительный).
  • Умеренный в проявлении чувств (скупой).
  • Безразличие, безучастие к людям, к окружающему (равнодушие).
  • Чувство неприязни, отвращения (антипатия).
  • Человек, которого не трогают страдания других и который сам причиняет страдания другим (жестокий).
  • Нахальный, бесстыдный (наглый).

– К чему должен стремиться человек?
– Через что это можно реализовать? (Вежливые слова, добрые поступки, правдивые решения, выполнение правил).

VIII. «Незаконченное предложение»

(Предложения печатаются заранее.)

– Предлагаю вам поиграть в игру. Вы читаете начало предложения и заканчиваете его своими словами.

  • Когда я пришёл домой, мама только что вернулась с работы. Ужин был ещё не готов. Я спросил …
  • У кассы магазина плакал мальчик, потерявший деньги. У меня не было денег, чтобы помочь ему. Я …
  • Я хочу, чтобы мой друг знал, что он мне дорог, поэтому я … могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…
  • Я показываю маме, что я люблю её …
  • В классе была девочка, которую почему-то не любили, мне …
  • Маленькая сестрёнка пожаловалась, что с ней детишки не играют. Я пошёл во двор …
  • Я могу показать папе, что забочусь о нём, когда я …

– Проанализируйте воображаемые поступки. Из каких позиций вы исходили, принимая своё решение?

IX. «Ранжирование»

(Приготовить: листы бумаги, ножницы, ручки.)

Дети делятся на группы.

– Возьмите лист, согните его три раза пополам, хорошо зафиксировав сгибы. В результате, когда лист развернёте, на нём ясно будут выделяться восемь частей. Запишите в центре каждой из них одно из тех качеств, которые вы больше всего цените в людях (8 качеств).
– А теперь разрежьте бумагу по сгибам на 8 частей и разложите карточки в соответствии с тем, какое качество является для вас самым важным, затем менее важным и т. д.
– Обоснуйте свой выбор.

X. Итог

– Положите свою руку на сердце, прислушайтесь, как оно стучит. Оно с вами разговаривает. Что оно вам может сказать сегодня, когда мы душевно разговариваем друг с другом?
– Сколько доброго сказало вам сердце!
Не волшебство ли это: слышать сердце и выполнять его волю?
– Что может помочь человеку отворить волшебные двери добра и доверия в мир человеческих отношений? (Сердце). Какое сердце? (Доброе, чуткое, умное).
– Слушайте, дети, своё сердце, и оно поможет вам совершить волшебство.
– Спасибо за общение, за мудрость детскую, но умную и нужную.

Песня «Дорогою добра».

Приложение