Мы должны признать, что наше образование носит чрезмерно академический и узкопредметный характер: дети не умеют работать с информацией, решая задачи производят только стереотипные действия, плохо анализируют самостоятельно описанную ситуацию, то есть учащиеся не владеют навыками целостного, творческого анализа, не обучены выдвигать гипотезы и проверять их и т.д.
Если мы сегодня говорим о том, что мы должны подготовить ребят к жизни в современном мире, умению ориентироваться в жизненных ситуациях, умению действовать не только в учебной, но и иных сферах деятельности, мы должны признать, что знания, полученные в школе, далеки от жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной жизненной ситуации. Выпускники не владеют процедурами понимания себя, своего жизненного контекста, среды, приемами сложных и многомерных коммуникаций.
Еще Сухомлинский писал: “Удивительно непонятно, школьник изучает и узнает многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир, и о том, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Ученик знает о быте спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания с интересами других людей”.
Основой массовой школы должен стать деятельностно-компетентностный подход, включающий развитие ключевых и предметных компетенций.
Что такое компетентностный подход?
Он предполагает освоение умений успешно действовать в проблемных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнакомых условиях. Знание позволяет действовать, получать желаемый результат. Знание – это посох, который помогает идти дальше.
Таким образом, в компетентностном подходе значение слова “знание” означает владение тем или иным комплексом предметных (специальных) и общих (ключевых) компетенций, позволяющих разрешать проблемные ситуации, при необходимости самостоятельно учиться и достигать общественных или личных целей.
Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования. Теоретические знания должны перестать быть “мертвым грузом”. Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для этого, называются компетенцией.
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
К базовым, ключевым компетентностям относятся:
- информационная – (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)
-коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)
- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).
Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.
Исходя из вышесказанного, школа должна способствовать решению следующих методических задач:
- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий
- формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности обучающихся
- формировать умения и навыки критического мышления в условиях с большим объемом информации
- формировать навыки работать в команде, так как идея деятельностного подхода заложена в парной и групповой формах работы. При организации групповых форм работы создаются комфортные условия для развития любого ребенка, снижается уровень тревожности. Зажатые дети раскрываются, появляется уверенность в себе и как результат радость от совместной работы.
- развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать
- формировать навыки самоконтроля
Помимо общих компетенций определены специальные, компетенции, единые для разных предметных областей: физики, химии, математики, истории и т.д.
Сегодня речь идет не о полной замене существующего содержания общего образования, а о смещении акцентов в оценке значимости тех или иных результатов массового школьного образования. Обучение сегодня нельзя сводить к овладению
простой комбинацией сведений и навыков. Учебный материал должен решать не только учебные задачи.
В чем разница между традиционным и компетентностным подходом?
Традиционное обучение (подход, основанный на знаниях) | Новые реалии системы образования (компетентностный подход) |
Процесс передачи знаний | Процесс приобретения |
Что объясняем, то и спрашиваем. Заданный результат предполагает точное воспроизведение образца, успешность определяется сопоставлением эталоном. | Эталон не задается. Обучение и проверка ведутся на нестандартных задачах. Готовность к продуктивному самостоятельному действию на следующем этапе. |
Традиционная 5-ти балльная шкала. Для учителя схема “выполнено – не выполнено” Такая система оценивания не стимулирует к решению нестандартных задач, так как их невозможно оценить однозначно | “Портфель достижений ученика”, накопительные системы оценивания как инструмент для предоставления учеником себя своих достижений вне школы |
Педагогики требований. Для успешного ученика предполагается сочетание активности и послушности | Педагогика возможностей. В основе мотивации компетенции лежат мотивация соответствия и ориентация на перспективные цели развития личности |
Позиция учителя – инициативное и ответственное лицо, судья, позиция старшего, носителя “сакрального знания”, передающего фрагменты этого знания лучшим | Учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, он лишь организует (регулирует, направляет) процесс |
Позиция ученика – подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий | Сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития |
Урок. Традиционное обучение носит репродуктивный характер. Знания и способы действий передаются учащимся в готовом виде | Урок как одна из возможных форм обучения, но упор делается на расширении неурочных форм работы – группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке, компьютерном классе и пр. |
Таким образом, в контексте развития ключевых компетенций как основного ориентира современного качества образования представление о знаниях должно уходить от традиционного репродуктивного наполнения.
Основное развитие грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек лишь знает, понимает, как действовать в конкретной ситуации, а компетентный-реально и эффективно использует эти знания.
Хороший баскетболист в “знаниевой” логике | Хороший баскетболист в логике компетентностного подхода |
Знает, как надо добывать очки путем бросания мяча в кольцо | Получает очки путем попадания мячом в кольцо |
Понимает, когда и как надо бросить мяч | Умеет выбрать нужный прием для достижения желаемого результата |
Знает и понимает стандарт профессиональной игры | Вписывается в стандарт профессиональной игры |
Изучил и попробовал на себе способы совершенствования профессиональных навыков | Работает над совершенствованием профессиональных навыков |
ЗУН: знания, умения, навыки | ЗУВ: знания, умения, владение |
Деятельно-компетентностный подход предполагает в том числе и ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет основной результат образования.
Для реализации этого положения необходимо:
- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но по процессу его достижения
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика
Переход от знаниевой парадигмы к деятельностной необходим для достижения главной цели – раскрытия и развития каждого ученика. Этому способствует развитие процесса интеграции основного и дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности, активные современные методы обучения: деловые игры, проектная и исследовательская деятельность обучающихся, умение работать с проблемой.
“Учителя не смогут восстановить собственную целеустремленность и самоуважение, если будут тосковать по прошлому. Им пора начать думать о будущем мире и готовиться к грядущим колоссальным вызовам”. М. Барбер
Используемая литература:
Журнал “Директор школы”
“Учительская газета”
“Педагогические советы”, выпуск № 2.