Урок французского языка в 5-м классе на тему: " Пусть урок будет интересным! "

Разделы: Иностранные языки


Пусть урок будет интересным!

Предлагаю разработки проведения уроков в средней общеобразовательной школе в 5-мклассе по учебному пособию Э.М. Береговской и Н.А. Селивановой “Синяя птица”, а также А.Ю. Шашуриной и Н.А. Селивановой в 6-м классе. Их можно применять на обычных уроках, в конце четверти в форме обобщающего урока, в начале четверти в форме повторения изученного материала.

Очень важно для меня помочь учащимся снять психологический барьер, создать атмосферу доброжелательности, уверенности в себе. Такая форма общения, реализации ученических знаний, умений и навыков очень удобна. Она не имеет границ. После таких уроков ученики уходят радостные и довольные.

Составить такие уроки я решила после прочтения статьи Е.К. Дамзовой “Урок-эстафета знаний” по немецкому языку в журнале “Иностранные языки в школе”. Подготовка к таким урокам проводится заранее. Нужно поделить группу учащихся на две команды, дать названия командам. Здесь фантазии детей нет предела:”Paganel”, “Petit Prince”, “Clown Bouboule” и так далее. Учащиеся готовят эмблемы, костюмы. Жюри я выбираю из учащихся старших классов. Последние отвечают за подготовку ученической доски с красочными плакатами, надувными шарами, табло для результатов состязания, “Памятки” с указанием перечня заданий, страниц учебного пособия и номеров упражнений. Такую памятку ученики применяют только в экстренных случаях. Жюри отводит время на выполнение каждого задания в зависимости от сложности и объёма, 4 минуты и менее.

В ходе работы с учащимися учитель выступает в роли помощника или контролёра, отмечая высказывания ребят в своём блокноте. Члены жюри тоже отмечают свои оценки на листах с фамилиями учащихся. Контроль заданий у команд носит поочерёдный характер. Учащиеся с интересом и вниманием смотрят друг за другом в ходе выступления.

Подведение итогов проходит сразу же после задания, объявляется итог работы каждой команды по 5-бальной системе, обязательно записывается результат на табло. А письменные задания участники отдают членам жюри. Хочется еще раз подчеркнуть цель этих уроков – показать учащимся то, чему они научились и как много они знают. После проведения обобщающего урока учитель вместе с учащимися анализирует работу группы. Для этого следует заранее дать учащимся несколько оценочных реплик: Marie travaille bien. Alex parle vite. Nathalie récite bien la poésie. Serge est attentive. Tous chantent bien. Обязательно нужно провести награждение победителей. Такая форма обобщения, реализация ученических знаний, умений и навыков очень удобна. Она не имеет границ, позволяет включить в проведение любое количество самого разнообразного материала. В итоге после таких уроков учащихся уходят радостные, довольные от того, что осилили программу четверти. Наблюдение за процессом обучения французскому языку с использованием неординарной формы работы на уроках показывают, что их применение дает возможность привить учащимся интерес к языку. Такая форма работы создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речевую деятельность, дает учителю возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении. А так как учащиеся уже знают, что такой урок будет в конце четверти, они систематически готовят домашние задание по теме. А учитель для себя делает соответствующий вывод, что же можно и нужно лишний раз повторить с учащимися на уроке. Эта форма эффективна.

Мне запомнилось высказывание Г. И. Малышевой в ее статье “Пусть урок будет интересным”, напечатанной в журнале “Иностранные языки в школе”:

- Лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески подходить к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передается детям”.

5 класс/1 четверть

1. Кто лучше знает алфавит?

Члены команды становятся друг за другом в шеренгу лицом к школьной доске. По сигналу учителя первые в шеренге ученики идут к доске и записывают на ней первую букву алфавита. Затем передают мел следующему участнику своей команды и становятся последними в шеренге. Получившие мел, записывают следующую букву алфавита. Выигрывает команда, участники которой раньше и в правильном порядке запишут все буквы алфавита.

2. Вспомнить и произнести пословицу по ключевым словам:

oiseau – nid – beau “A chaque oiseau son nid est beau”.

3. Раздели слова, напиши каждую фразу как следует:

Cecileallumelegaz!

Remidessineletéléphone.

4. Напиши слова под каждым рисунком. На карточках нарисованы шесть предметов: лодка, береза, телефон, солнце, фотография, птица. Вокруг каждого слова написаны буквы и названия предметов не по порядку. Надо правильно написать слова без ошибок.

5. Коллективный рассказ о сказочных персонажах – Красной Шапочке, Коте в сапогах, Золушке по цветным картинкам, используя вопросы: кто это? Каков он (она)? Что он (она) делает?

6. Прочитать наизусть считалки, выученные в первой четверти. Например: Un, deux, trios, allons au bois! Quatre, cinq, six, chercher des cerises.

7. Спеть песенки. Например: алфавитную или “J’aime papa, j’aime maman”.

2 четверть

1. Коллективный рассказ об осени (предлагаются две иллюстрации). Вспомнить стихотворение: C”est l’automne.

Le ciel est gris.
Les jours sont courts
Et les nuits longues.

2. Назвать по-французски все изображенные предметы. Из первых букв составится название стихотворения М.Карема “Bonté”. Предметы: конфета, птица, номер, фартук, школа. Можно зачитать стихотворение с переводом.

Bonté.

Il faut plus d’une pomme
Pour emplir un panier.
Il faut plus d’un pommier
Pour que chante un verger.
Mais il ne faut qu’un homme
Pour qu’un peu de bonté
Luise comme une pomme
Que l’on va partager.

Доброта.

Если яблоко будет одно –
Корзина полной не будет.
Если яблоня будет одна –
Поющего сада не будет.
А вот одного человека
Хватит в саду зеленом.
Чтоб доброта засияла
Яблоком разделёным.

3. Перевести на русский язык пословицы. Сказать по-французски:

L’appetit vient en mangeant.
Il n’est pas tous les jours fête.
A chaque oiseau son nid est beau.
Les amis de nos amis sont nos amis.

4. Игра “Photo-langage”.

Дети сидят вокруг стола, на котором разложены фотографии, рисунки, картинки. Каждый из команд выбирает одну картинку, составляет рассказ. Примерный рассказ:

Ça c’est un petit garcon. Il s’appelle… Il a une veste bleu. Il a un pantaloon noir.

Остальные ребята слушают и задают вопросы.

5. Прочитать наизусть запоминалки “Formulette” по ключевым словам.

La Tour Eiffel – Kangourou “Bonjour, la Tour Eiffel! – dit le kangourou.

Bonjour, Kangourou! – dit la Tour Effel”.

Charles – Michel – le chat “Charles cherche Michel, Michel cherche le chat

Et le chat, il chante sur le toit”.

6. Перевести на французский язык словосочетания: моё платье, твоя шапочка, его брюки, её кошка.

7. Составь предложения.

Учитель вручает два конверта, в которых карточки со словами. Ученики должны составить по ним предложения. Первое слово в предложении написано красным фломастером. Учащиеся читают предложения:

1. C’est le portrait de Germaine Fallais.

2. La famille de Germaine n’est pas grande.

3. Son père est capitaine.

4. Le bateau du capitaine Fallais s’appelle “La Belle Madeleine”.

8. Исполнение песни под фонограмму “La famille Tortue” стр. учебника Э. Береговской или “Un, deux, trois”.

3 четверть

1. Коллективный рассказ о своём классе.

2. Прочитать наизусть скороговорки, опираясь на рисунки “кроки”.

  • Mon bonnet a deux ponpons: un ponpon rouge et un ponpon jaune.
  • Léon, c’est ton pantaloon marron?
  • Mais non, mais non! C’est le pantaloon marron de Gaston.
  • Le professeur Tracteur salue le docteur Moteur.
  • Le champignon n’aime pas le papillon. Et le papillon ne regarde pas le champignon. Il aime les fleurs, le papillon.

3. Подставь недостающие буквы em? an? en? am?

Une ch…bre, un ch…pignon, un p…talon, un éléphant, une l…pe.

4. Прочитай, соблюдая выученные правила чтения, названия французских городов: Paris, Nantes, Orléans, Rouen, Lyon, Dijon, Bordeaux, Nice, Toulouse, Strasbourg.

Впиши их в карту Франции на соответствующие места. Проверьте себя по карте, помещенной на стр. учебника.

5. Дополнить предложения подходящими прилагательными: beau-belle-beaux, gentil-gentille-gentils, blanc-blanche-blancs.

Nanette est très…, sa cousine est…
Ses lapins sont gris et…
Ce garçont est…
La robe de Nanette est…
Votre chanson est…
Cette assiette est…

6. Коллективный рассказ о дне рождения своего друга. Учитель может дать опорные вопросы на листочке.

  • Comment s’appelle-t-il?
  • Comment est sa famille? Elle est grande?
  • Ils sont combien?
  • Quel âge a ton ami?
  • Quels cadeaux préparent le père, la mère?

7. Составить рассказ из предложений, употребляя оборот il y a из цепочек слов, поместив их под рисунком. Например: A Marseille – un chateau – une chambre – une table – un chapeau – un chat.

8. Спеть песенку “Sur ma balançoire” под фонограмму.

4 четверть

1. Вспомнить, что можно купить в продуктовом отделе магазина – 10 существительных, 10 – в отделе готового платья, 10 – в отделе товаров для школьников. Записать, возле каждого поставить обозначение рода имен существительных m или f.

2. Построить 6 предложений с глаголом aller в нужной форме:

Nous… à Lyon. Je … à l’école. Ils … chez Henriette.

Elles … au musée. Vous … à l’Opéra. Tu … au cirque.

3. Восстановить в следующих formulettes то, что пропущено:

- Charles cherche … sur le toit.

- Le grand Gustave … le wagon.

- Comment ça va … comme ça.

4. Коллективный рассказ о четвероногом друге.

Учитель может дать на листочке опорные вопросы:

- Est-ce que tu as un chien (un chat)?

- Comment il s’appelle?

- Il est gros?

- Qu’est-ce qu’il mange?

- Quel âge il a?

- De quelle couleure il est?

- Comment sont ses pattes, sa queue, ses yeux?

- Il est sympa, ton chien?

5. Перевести на русский язык то, что написал о своих домашних животных Флоран.

J’ai chez moi un chat et un lapin. Mon chat s’appelle Piano. Il est tout blanc et sa queue est grise. Les quatre pattes de mon chat sont grises comme sa queue. Piano aime jouer avec moi. Il est très sympa. Mon lapin est timide. Il mange du pain blanc et des carottes.

6. Конкурс капитанов.

Капитаны должны поприветствовать друг друга по-французски, представиться, узнать, как дела. Задания капитанам:

А) назвать имена французских писателей, названия их книг (главных героев).

Б) показать с помощью пантомимы какую-нибудь профессию. “Противник” должен отгадать, о какой профессии идёт речь, представить свою профессию.

7. Спеть песенку “Mon chat, mon petit chat” под фонограмму.

6 класс/1 четверть

1. Коллективный рассказ об осени, начале учебного года по опорам-вопросам:

2. Quand commence l’automne?

3. Est-ce qu’il fait encore chaud le premier septembre?

4. Comment est le ciel?

5. De quelle couleur sont les feuilles des arbres le premier septembre?

6. Et en octobre de quelle couleur sont-elles?

7. Aimes-tu les feuilles d’automne?

8. As-tu un joli bouquet le premier septembre?

9. Donnes-tu ce joli bouquet à la maîtresse?

10. Qu’est-que tu mets dans ton cartable le premier septembre?

11. Qu’est-ce que tu fais à la recreation?

II. Complète les phrases: “Nous allons à l’école”.

Je prends … (ранец).

Tu … (ластик).

Il … (тетрадь).

Elle … (цветные карандаши).

Nous … (учебники).

Vous … (ручки).

Ils … (пеналы).

Elles … (дневники).

III. Прочитать текст и ответить на вопросы:

La rentrée des classes.

L’automne commence. C’est le premier septembre. Les arbres sont encore verts, dans les jardins il y a beaucoup de fleurs. Il fait encore chaud. Regardez l’image. C’est une école. Sa porte est ouverte. Les élèves arrivent à l’école de tous côtés. Voici un homme qui arrive avec un petit garcon. Voilà une femme qui vient avec sa fillette. Et regardez notre ami Pierre^ il arrive seul, c’est déjà un grand garcon, il a 9 ans.

Pierre est très content: dans la cour de l’école, il voit ses copains. Les enfants parlent. A 8 heures trente, la cloche sonne. Le maître entre et la première leçon de l’année scolaire commence.

1. Dis avec qui le petit garcon et la petite fille viennent à l’école le premier septembre?

2. Et Pierre?

IV. Коллективный рассказ о своей школе. План школы ребята рисуют дома. В помощь предлагаются вопросы:

1. Comment s’appelle l’école?

2. Combien d’étage a l’école?

3. Qu’est-ce qui se trouve au rez-de chaussée (au premier étage, au deuxième, au troisième étage)?

4. Où se trouve votre classe?

5. De quelle couleur sont les murs de votre classe?

6. Est-ce qu’il y a des fleurs aux fénètres?

7. Aimez-vous votre école et votre classe?

V. Quelle lettre manque: a, o, i, u, é, è, ê?

Списать предложения, поставить недостающие буквы.

La cl…sse est cl…ire. Je s…is cont…nt.

Bea…coup d’él…ves j…uent dans la co…r.

Ma…ntenant, chaque enf…nt est pr…t à r…pondre.

La récr…ation c…ntinue …core.

VI. А ты, что (или кого) ты любишь и что (кого) ты не любищь?

VII. Вставить в предложения глаголы aimer, adorer, detester.

1. Je … beaucoup de gâteaux.

2. Je … les gateaux, surtout les éclairs.

3. Tu … lire?

4. Je … lire, surtout les romans.

5. Elle ne … pas les chiens.

6. Elle les …, surtout les chats noirs.

7. Vous … chanter.

8. Ils … les chansons populaires.

2 четверть

1. Прочитать текст: ”Le menu français”.

Les Français mangent trois fois par jour.

Le matin à 7 heures ou 8 heures, ils prennent leur petit déjeuner. On prend alors une tasse de café au lait ou une tasse avec des petits pains. Sur la table, il y a aussi du beurre et de la confiture.

A midi, on sert le déjeuner. On mange alors de la viande, du poisson ou des oeufs et de la salade. Les Français ne mangent pas de la soupe.

Puis on mange du fromage. Comme dessrt, on mange des fruits et des gateaux. Pour finir, on prend une petite tasse de café.

A sept heures et demie du soir, on sert le diner. Une soupe, de la viande avec de la salade, des legumes; voilà le menu du diner. Pour finir on mange encore du fromage, parce que les Français mangent beaucoup de fromage.

A 4 heures les enfants prennent une tasse de lait ou de chocolat avec du pain. C’est le goûter.

2. Ответить на вопросы:

- Combien de fois par jour les Français mangent-ils?

a) cinq fois

b) deux fois

c) trois fois

- Qu’est-ce qu’il y a sur la table le matin?

a) une tasse de thé et de café

b) une salade et des oeufs

c) des gateaux

- A quelle heure les Français déjeunent-ils?

a) à deux heures de l’après-midi

b) à onze heures

c) à midi

- Qu’est-ce qu’on mange comme dessert?

a) des legumes

b) des fruits

c) des gateaux

II. Вставить слова в предложения. Complète les phrases.

1. J’ai faim. Je prends … (пироженое) et … (кофе).

2. Mon frère a soif. Il prend un peu de … (лимонад).

3. Les écoliers mangent pendant le diner … (суп), des morceaux de … (курица) et … (салат).

4. Marie aime … (масло) et … (cыр).

5. Le matin maman prend deux … (яйцо), … (сыр) et …(чай).

6. A midi, on sert le déjeuner. On mange … (салат), …(мясо), …(рыба) et …(картофель).

III. Посмотреть на картинку, найти три слова, начинающихся с буквы D и три слова, начинающихся с буквы Е. Описать картинку.

IV. Составить предложения по ключевым словам. Первое слово в предложении начинается с заглавной буквы.

1. /de la soupe, /ou du poisson/ des fruits/ On mange/.

2. /beaucoup/ A midi,/ on prend/.

V. Прочитать два раза считалочку про яблоки. Сказать наизусть считалочку.

“Pomme de reinette et pomme d’api,

Tapis, tapis rouge,

Pomme de reinette et pomme d’api,

Tapis, tapis gris”.

VI. Вставить подходящие по смыслу слова:

Paul aime la soupe, il … chaque jour. Les chats … … . Nous mangeons … : des carottes, des radis. Les enfants prennent leur gôuter à quatre heures, ils …, encore ils … .

- Qu’est-ce que tu manges le matin?

- Le matin je mange … du chocolat (de la soupe, un gateau, du fromage, du poisson, des legumes, des bonbons).

VII. Объединить слова и рисунки. (Под рисунками даны не соответствующие надписи).

Под окороком – les friandises, под мясом – les glaces, под лакомствами – la viande, под мороженым – le poisson, под сыром – le jambon.

VIII. Найти лишнее слово: le café, le jus d’orange, le thé, le lait, la confiture, la coca – cola.

IX. Прочитать наизусть стихотворение Maurice Fombeure:

“Sur le feu jaune et bleu
Chante la grosse marmite
La marmite au pot-au-feu.
La marmite au pot-au-feu
De temps en temps soufflé un peu
De sa vapeur: “teuf, teuf, teuf”,
Comme une locomotive”.

3 четверть

1. Составить коллективное описание какого-либо персонажа, одноклассника или одноклассницы

2. Прочитать текст и догадаться, кто изображен на картинке (картинка прилагается).

- C’est mon frère. Il a des cheveux longs et blonds. Il porte une chemise blanche et un pull rose.

- C’est mon frère. Il n’est pas grand. Il a des cheveux courts et blonds. Il porte une chemise blanche – rouge et un pul blanc. Ses yeux sont bleus.

- C’est mon frère. Il est petit. Il a des cheveux noirs. Ses yeux sont noirs. Il porte une chemise bleue et un pull noir.

III. Составить предложение по теме “Что ты делаешь в воскресенье,” (Предлагаются картинки. Рисунок-предложение).

- Dimanche Marie se lève à neuf heures du matin. Raconte comment Marie passé son dimanche (un dessin – une phrase).

IV. Сказать, чем любят заниматься ребята от 8 до 11 лет. (Прилагаются модальные фразы).

- Qu’est-ce que vous aimez faire?

  • jouer avec les amis (les parents)
  • aller au théâtre (au cinéma, au cirque)
  • se promener avec son chien
  • écouter la musique (des disques)
  • lire des livres
  • faire des commissions (делать покупки)
  • jouer au football ( au volley-ball, faire du ski)
  • jouer du piano (de la guitare, du violon).

V. Прочитать текст. Дать учащимся выписанные незнакомые слова с переводом: feroce, attraper d’un bond, dévorer (manger), une proie.

Le leopard est un animal feroce et fort. Il ressemble à un gros chat. Il porte de longues moustaches. Le soir, le leopard cherche sa proie. Il se cache dans les hautes herbes au bord d’un étang ou d’une rivière. Quand une bête vient boire, le leopard l’attrape d’un bond. Puis il la dévore.

Используя картинки, назвать животных, похожих на леопарда: Un crocodil, un loup, un tigre, un chien, un puma,, un singe, un léon, un ours, un lièvre, un lynx (рысь), un chat, un cochon.

VI. Найти соответствующий перевод каждой французской поговорке.

La nuit tous les chats sont gris. Без кота мышам масленица.

Quand le chat n’est pas là, les souris dansent. Кошке - смех, мышке - слёзы.

Il ne faut pas réveiller le chat qui dort. Кто старое помянет, тому глаз вон.

Où le chat s’amuse, la souris pleure. Ночью все кошки серые.

VII. Вставить подходящий по смыслу предлог à или en.

J’ai voyagé … voiture nous avons voyagé … autobus

Tu as voyagé… pied vous avez voyagé … chemin de fer

Il a voyagé … cheval ils ont voyagé … bateau

VIII. Прочитать текст.

Le car a quitté la ville. Daniel est assis près de la glace. Il écoute le chauffeur qui donne des explications:

- Attention! Voici le camp d’aviation.

Daniel regarde des aviations à reaction. Il dit à Valerie:

- Quelle belle collection!

Il admire les aviateurs. Il aime le métier de pilote.

Подобрать название текста.

1. Daniel voyage.

2. Daniel et Valerie voyagent.

3. Daniel reste à la maison.

IX. Дополнить предложение нужной формой предлога: de или d’ .

4 четверть

I. Прочитать предложения и выбрать правильный вариант ответа.

1. La Suisse se trouve

a) en Amérique centrale

b) en Allemagne

c) en Europe centrale

2. Elle a des frontiers avec

a) la France

b) l’Italie

c) l’Allemagne

d) le Liechtenstein

e) l’Autriche

f) les Etats – Unis

q) la Belgique

3. En Suisse on parle quatre langues nationals:

a) l’italien

b) l’allemand

c) l’anglais

e) le français

f) le portugais

q) l’espagno l4.

Les Suisses fêtent leur fête nationale

a) le 14 juillet

b) le 9 mai

c) le 1 er août

5. En Suisse il y a deux grands fleuves:

a) la Seine

b) la Garonne

c) le Rhin

e) le Rhône

6. La capitale de la Suisse est:

a) Paris

b) Moscou

c) Bonne

d) Berne

e) Jenève

II. Используя картинки (на странице учебника), сказать, о какой достопримечательности Парижа идет речь.

III. Найти на плане Парижа памятники. Ответить на вопросы:

- Quand a commence la construction de …?

1. Le Louvre: XII e ciècle

2. L’Arc de Triomphe: 1806

3. La Tour Eiffel: 1889

4. La Sorbonne: 1257

5. L’Hotêl des Invalides: 1671

6. Le Sacre-Coeur: 1876

Modèle: Le Louvre: XII e ciècle. La construction de Louvre a commencé au XII e ciècle.

IV. Вставить глагол être situé в предложения:

1. Marselle … au bord de la mer.

2. Paris … au Coeur de l’Ile-de-France.

3. Toulouse … sur la Garonne.

4. Strasbourg … sur le Rhin.

5. La Suisse … au centre de l’Europe.

6. La cathédrale Notre-Dame est située dans l’Ile de la Cité.

V. Знаете ли вы Францию? Ответьте на вопросы:

1. Combien la France a-t-elle d’habitants?

a) 31 millions

b) 71 millions

c) 56 millions

2. Quelle est la plus grande ville?

a) Bordeaux

b) Paris

c) Toulouse

3. Quel est le plus long fleuve?

a) la Garonne

b) la Seine

c) la Loire

4. Quelles sont les couleurs du drapeau français?

a) bleu-blanc-vert

b) blanc-rouge-jaune

c) bleu-blanc-rouge

5. Quel est le plus haut monument de Paris?

 a) l’Opéra

b) la Toure Eiffel

c) Notre-Dame de Paris

6. Qui est Victor Hugo?

a) un poète

b) un sculpteur

c) un musicien

Ответы: 1-с, 2-b, 3-b, 4-c, 5-b, 6-a.

VI. а) Прочитать текст . “ A Paris ”.

Je suis allé à Paris. Un Parisien m’a demandé:

- Que venez-vous faire à Paris?

J’ai repondu:

- Je veux monter en haut, tout en haut de la Tour Eiffel!

- Et pourquoi voulez-vous monter en haut, tout en haut de la Tour Eiffel?

- Pour voir Paris.

 Je suis monté tout en haut de la Tour Eiffel. J’ai vu toute la ville. J’ai vu les magasins, les beaux jardins, les gares ou arrivent les trains. J’ai vu des maisons, de larges places, de longues rues, des parcs. J’ai vu la Seine avec ses ponts et ses bateaux.

б) Ответить на вопрос: “Qu’est-ce que tu vois d’haut de la ville?”