Цели:
- Дать понятие о способах образования слов в русском языке, сформировать представление о словообразовательной модели.
- Развивать навыки выразительного чтения на уроках русского языка; умение самостоятельно делать выводы на основе практических заданий.
- Воспитание интереса к русской поэзии.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Отметить отсутствующих учащихся.
3. Число и количество отсутствующих.
II. Тема урока.
- Сегодня на уроке мы вспомним, как пополняется словарный запас русского языка.
- Познакомимся, как образуются слова в русском языке.
III. Проверка д/з упр. 273.
- Прочитайте словосочетания, образованные с иноязычными словами. Объясните, почему эти слова иноязычные.
1. Легенда о героях.
2. Бюллетень для голосования.
3. Келья для человека
4. Школьная администрация
5. Пятый этаж
6. Графин с водой
7. Диета для больного
8. Гражданская авиация
- Откуда еще заимствованы слова. (Из родственных славянских языков)
- Как те полногласные сочетания помогают определить старославянизм: оро-, ере-, ело-оло.
- Приведите примеры из упражнения.
IV. Закрепление пройденного материала.
- Что такое прямое значение слов.
- Что такое переносное значение слов.
- Где используется переносное значение слов (в книгах).
- Какие средства художественной выразительности вы знаете.
1) метафора
2) олицетворение
3) эпитет
4) фразеологизм - образное выражение
- Записать слова, которые употреблены в прямом и переносном значении.
Два ученика у доски.
плачущий ребенок дремлет собака
крылатая ракета
волнистые волосы
плачущая береза дремлет лес
крылатый звук
волнистые облака
- Укажите средства художественной выразительности в словах с переносным значением.
IV. Новый материал.
- Сегодня мы изучим способы образования слов в русском языке.
Два ученика у доски. Класс выполняет работу на индивидуальных карточках.
1. Текст.
- Выразительно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, определите в каком из них употребляются однокоренные слова, а в каком меняется форма слова.
- Докажите, используя условные обозначения, правильность своего ответа.
- Изменилось ли лексическое значение слова.
Физкульт минутка.
Фронтальная работа на доске
2. Работа с учебником.
- Страница 41 читаем лингвистический текст с объяснением.
- Сколько способов образования слов вы знаете.
Упр.280.
Буква + арь букварь
Береза + ов ый березовый
Хорош ый + не нехороший
Забор + чик заборчик
Гриб + н ой грибной
Город + при пригород
Сырой + оват ый сыроватый
Белый + изн а белизна
Учитель.
- С помощью каких морфем образованы слова.
- Как называется такой способ.
- Как называется такой способ.
3. Упр.283 - по заданию.
- А.А.Блок родился в 1880 в Петербурге. Его называют поэтом серебряного века. Своим творчеством он завершил поэзию XIX открыл поэзию XX в.
- Прочитайте выразительно стихотворение.
- О каком времени года идет речь.
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение.
- Какие стихи о зиме вы уже знаете.
- Назовите значение суффиксов: -ушк, - ник.
- Правильный ответ проверьте в словаре стр.78.
-Влияет ли суффикс на лексическое значение слова.
4. Какой частью речи являются выписанные слова, докажите.
+ говорить
+ говорить
+ говорить
- Запишите 3 слова образованные по данной схеме.
- Какой частью речи являются данные слова.
- Изменилось ли лексическое значение слов.
V. Самостоятельная работа по карточкам.
VI. Итог урока.
- Какие морфемы учувствуют в образовании новых слов.
- С помощью какой морфемы образуются формы слов.
- Как образуются слова способом сложения.
- Какая морфема является главной частью слова, всегда присутствует в разных формах слов и в однокоренных словах.
VII. Оценка учащихся.
Домашнее задание № 281.