Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Как образуются слова в русском языке? "

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Дать понятие о способах образования слов в русском языке, сформировать представление о словообразовательной модели.
  2. Развивать навыки выразительного чтения на уроках русского языка; умение самостоятельно делать выводы на основе практических заданий.
  3. Воспитание интереса к русской поэзии.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Отметить отсутствующих учащихся.

3. Число и количество отсутствующих.

II. Тема урока.

- Сегодня на уроке мы вспомним, как пополняется словарный запас русского языка.

- Познакомимся, как образуются слова в русском языке.

III. Проверка д/з упр. 273.

- Прочитайте словосочетания, образованные с иноязычными словами. Объясните, почему эти слова иноязычные.

1. Легенда о героях.

2. Бюллетень для голосования.

3. Келья для человека

4. Школьная администрация

5. Пятый этаж

6. Графин с водой

7. Диета для больного

8. Гражданская авиация

- Откуда еще заимствованы слова. (Из родственных славянских языков)

- Как те полногласные сочетания помогают определить старославянизм: оро-, ере-, ело-оло.

- Приведите примеры из упражнения.

IV. Закрепление пройденного материала.

- Что такое прямое значение слов.

- Что такое переносное значение слов.

- Где используется переносное значение слов (в книгах).

- Какие средства художественной выразительности вы знаете.

1) метафора

2) олицетворение

3) эпитет

4) фразеологизм - образное выражение

- Записать слова, которые употреблены в прямом и переносном значении.

Два ученика у доски.

плачущий ребенок

дремлет собака

крылатая ракета

волнистые волосы

плачущая береза

дремлет лес

крылатый звук

волнистые облака

- Укажите средства художественной выразительности в словах с переносным значением.

IV. Новый материал.

- Сегодня мы изучим способы образования слов в русском языке.

Два ученика у доски. Класс выполняет работу на индивидуальных карточках.

1. Текст.

- Выразительно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, определите в каком из них употребляются однокоренные слова, а в каком меняется форма слова.

- Докажите, используя условные обозначения, правильность своего ответа.

- Изменилось ли лексическое значение слова.

Физкульт минутка.

Фронтальная работа на доске

2. Работа с учебником.

- Страница 41 читаем лингвистический текст с объяснением.

- Сколько способов образования слов вы знаете.

Упр.280.

Буква + арь     букварь

Береза + ов ый     березовый

Хорош ый + не     нехороший

Забор + чик     заборчик

Гриб + н ой     грибной

Город + при     пригород

Сырой + оват ый     сыроватый

Белый + изн а     белизна

Учитель.

- С помощью каких морфем образованы слова.

- Как называется такой способ.

- Как называется такой способ.

3. Упр.283 - по заданию.

- А.А.Блок родился в 1880 в Петербурге. Его называют поэтом серебряного века. Своим творчеством он завершил поэзию XIX открыл поэзию XX в.

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- О каком времени года идет речь.

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение.

- Какие стихи о зиме вы уже знаете.

- Назовите значение суффиксов: -ушк, - ник.

- Правильный ответ проверьте в словаре стр.78.

-Влияет ли суффикс на лексическое значение слова.

4. Какой частью речи являются выписанные слова, докажите.

+ говорить

+ говорить

+ говорить

- Запишите 3 слова образованные по данной схеме.

- Какой частью речи являются данные слова.

- Изменилось ли лексическое значение слов.

V. Самостоятельная работа по карточкам.

VI. Итог урока.

- Какие морфемы учувствуют в образовании новых слов.

- С помощью какой морфемы образуются формы слов.

- Как образуются слова способом сложения.

- Какая морфема является главной частью слова, всегда присутствует в разных формах слов и в однокоренных словах.

VII. Оценка учащихся.

Домашнее задание № 281.