Пропедевтика введения рейтинга в пятом классе
В целях пропедевтики введения рейтинговой системы оценивания качества образовательного процесса в пятом классе, в первой четверти шестого класса учащимся был предложен аналог рейтинговой системы – оценивание отдельных работ определенным количеством баллов (затем переводились в пятибалльную систему), оценивание работы на уроках с помощью геометрических фигур. Существуют три вида фигур: круг, половинка круга, четверть круга, с помощью которых и оценивается работа на уроке. Определенные виды работы: работа на уроке, устные ответы, оригинальное решение, небольшие самостоятельные работы оцениваются геометрическими фигурами. Оценка в журнал ставится тогда, когда ученик набирает 5 кружков – «5», четыре кружочка – «4». Ставятся в журнал эти оценки по желанию ученика, собравшего необходимое количество частей кружков. Цель проводимой работы:
- развитие интереса к математике;
- дифференциация оценивания (чтобы заработать оценку «5» необходимо было работать на протяжении нескольких уроков);
- не теряются оценки за «малые» самостоятельные работы - математические диктанты, обучающие самостоятельные работы;
- оценивается не только правильность выполнения работы, но и оригинальность и красота решения и оформления решения.
Частично - рейтинговая система контроля качества образовательного процесса по математике учащихся шестого класса
В шестом классе учащимся предлагается частично - рейтинговая система оценивания работы.
Цель введения данной системы:
- стимулирование систематической самостоятельной работы, в том числе выходящей за пределы обязательного минимума;
- повышение ответственности за учебный труд;
- снижение роли случайностей;
- повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение категорий отличников, хорошистов, троечников оценкой реального места;
- исключение возможности протежирования не очень способных и прилежных учеников;
- уменьшение числа пропусков, опозданий, неготовности к уроку без уважительных причин;
- индивидуализация обучения.
Но эта система видоизменена с учетом возрастных особенностей учащихся. Ученикам данного возраста (11-12 лет) еще трудно перейти на рейтинговую систему полностью. В качестве помощи учащимся предлагается переход от рейтинга к оценке.
На протяжении обучения ребята получают те или иные баллы за разную работу. За «крупные» письменные работы рейтинг переводится в оценки, которые выставляются в журнал. Но даже отличное выполнение всех письменных работ не может гарантировать получение учащимися оценки «5» в четверти, если ребенок будет пропускать уроки без уважительных причин, не будет работать на уроках, будет регулярно не готов к уроку.
Для улучшения рейтингового положения существует неделя «подтягиваний». Это всегда предпоследняя неделя четверти, на протяжении которой ученик может исправить свое положение, выполнив дополнительное творческое задание. До начала и последнего дня этой недели улучшить рейтинговое положение можно активной работой на уроках, более хорошим написанием работ, выполнением всех предъявляемых требований, выполнением дополнительных работ.
Баллы, оценки, рейтинг учащихся 6 класса
Рейтинг учащегося зависит от выполнения всех письменных работ, посещения и работы на всех уроках, выполнения всех творческих домашних заданий. Нормативы итогового рейтинга, на основании которого выставляется четвертная оценка, в каждой четверти различны. Количество баллов, которое можно реально заработать, отображено в таблице №1.
Но для того, чтобы работа учащегося по предмету была систематической в течении всех четвертей, введены не только поощрения, но ряд «штрафов» (таблица №2):
- за отсутствие на уроке без уважительной причины - минус 1 балл;
- за опоздание на урок - минус 0,5 балла;
- за невыполненное домашнее задание - минус количество баллов, в которое оценено домашнее задание;
- не готов к уроку (нет учебника, рабочей тетради, инструментов,...) - минус 2 балла;
- подсказывание, советы во время написания контрольных работ - минус половина баллов, в которое оценена работа.
В конце каждой недели на стенде появляется сравнительная рейтинговая таблица, в которой описано количество баллов за неделю и общее количество баллов, а также рейтинг ученика (таблица №3).
Учитель ведет специальный журнал, в котором на каждом уроке выставляются все полученные баллы.
Требования к учителю, работающему с рейтинговой системой
Учитель должен:
- ознакомить учащихся и их родителей с требованиями рейтинговой системы, календарно - тематическим планированием;
- заполнять ведомость учета рейтинга учащихся;
- анализировать результаты промежуточных и итоговых рейтингов;
- информировать учащихся о состоянии их рейтинга каждую неделю;
- своевременно «переводить» рейтинг в отметки за письменные работы.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся в курсе изучения геометрии 7 класса
Цели работы остаются прежними, но работа по оцениванию ведется уже с оформлением рейтинговых оценок в журнале. Ниже, в качестве примера, дана таблица, описывающая области оценивания.
Таблица №1.Система рейтингового оценивания качества знания учащихся 6 класса
Область оценивания |
3 четверть |
Посещение уроков |
0,25б.*60ч.=15б. |
Работа на уроках |
0-0,5б. за урок до 30б. за четверть |
Творческие домашние задания (ТДР) |
5б.*5 работы=25б. |
Зачеты (З) |
№5-11б. №6-10б. |
Контрольные работы (КР) |
№6-5б. №7-5б. |
Лабораторно - графические работы (ЛГР) |
№2-10б. №3-20б. |
Проверочные работы (ПР) |
до 20 б. за четверть |
Способы «подтягивания»: |
|
Реферат |
0-10 б. |
Сообщение по теме |
0-15 б. |
Участие в мероприятиях |
0-15 б. |
Решение доп.заданий |
0-5б. |
Ведение урока |
0-15б. |
Выполнение пособий |
0-10 б. |
Итоговый контроль: |
|
оценка «5» |
свыше 150б. |
оценка «4» |
149-120б. |
оценка «3» |
119-70б. |
оценка «2» |
менее 70б. |
Таблица №2
Система «штрафов» |
Количество баллов |
отсутствие на уроке без уважительной причины - минус 1 балл |
минус 1 балл |
опоздание на урок |
минус 0,5 балла |
невыполненное домашнее задание |
минус количество баллов, в которое оценено домашнее задание |
не готов к уроку (нет учебника, рабочей тетради, инструментов,...) |
минус 2 балла |
подсказывание, советы во время написания контрольных работ |
минус половина баллов, в которое оценена работа. |
Таблица №3. Система оценивания учебных достижений обучающихся в курсе изучения геометрии 7 класса
Ι четверть
Область оценивания и поощрения |
Количество баллов |
Посещение уроков |
1 б. за урок _____ 0 – 15б. за четверть |
Работа на уроках |
0 – 2б. за урок _____ 0 – 30б. за четверть |
Самостоятельные работы |
0 – 5б. _____ 0 – 60б. за четверть |
Устные опросы |
0 – 15б. _____ 0 – 15б. за четверть |
Контрольные работы КР №1 |
0 – 10б. _____ 0 – 10б. за четверть |
Дополнительные баллы
Домашние задания |
0 – 20б. |
Реферат, доклад, сообщение по теме |
0 – 10б. |
Выполнение пособий |
0 – 10б. |
Подготовка и ведение урока |
0 – 15б. |
Система «штрафов» |
Количество баллов |
отсутствие на уроке без уважительной причины |
2б. |
опоздание на урок |
1б. |
не готов к уроку (нет учебника, рабочей тетради, инструментов,...) |
2б. |
Подведение итогов
Отметка «5» в четверти |
Свыше 105б. |
Отметка «4» в четверти |
80 – 105 б. |
Отметка «3» в четверти |
60 – 80 б. |
Отметка «2» в четверти |
Менее 60б. |
ΙΙ четверть
Область оценивания и поощрения |
Количество баллов |
Посещение уроков |
1 б. за урок _____ 0 – 15б. за четверть |
Работа на уроках |
0 – 2б. за урок _____ 0 – 30б. за четверть |
Самостоятельные работы |
0 – 5б. _____ 0 – 50б. за четверть |
Устные опросы |
0 – 15б. _____ 0 – 15б. за четверть |
Контрольные работы КР №2 |
0 – 10б. _____ 0 – 10б. за четверть |
Дополнительные баллы
Домашние задания |
0 – 20б. |
Реферат, доклад, сообщение по теме |
0 – 10б. |
Выполнение пособий |
0 – 10б. |
Подготовка и ведение урока |
0 – 15б. |
Система «штрафов» |
Количество баллов |
отсутствие на уроке без уважительной причины |
2б. |
опоздание на урок |
1б. |
не готов к уроку (нет учебника, рабочей тетради, инструментов,...) |
2б. |
Подведение итогов
Отметка «5» в четверти |
Свыше 105б. |
Отметка «4» в четверти |
80 – 105 б. |
Отметка «3» в четверти |
60 – 80 б. |
Отметка «2» в четверти |
Менее 60б. |
ΙΙΙ четверть
Область оценивания и поощрения |
Количество баллов |
Посещение уроков |
1 б. за урок _____ 0 – 20б. за четверть |
Работа на уроках |
0 – 2б. за урок _____ 0 – 40б. за четверть |
Самостоятельные работы |
0 – 5б. _____ 0 – 70б. за четверть |
Устные опросы |
0 – 15б. _____ 0 – 30б. за четверть |
Контрольные работы КР №3 КР №4 |
0 – 10б. 0 – 10б. _____ 0 – 20б. за четверть |
Дополнительные баллы
Домашние задания |
0 – 20б. |
Реферат, доклад, сообщение по теме |
0 – 10б. |
Выполнение пособий |
0 – 10б. |
Подготовка и ведение урока |
0 – 15б. |
Система «штрафов» |
Количество баллов |
отсутствие на уроке без уважительной причины |
2б. |
опоздание на урок |
1б. |
не готов к уроку (нет учебника, рабочей тетради, инструментов,...) |
2б. |
Подведение итогов
Отметка «5» в четверти |
Свыше 140б. |
Отметка «4» в четверти |
110 – 140 б. |
Отметка «3» в четверти |
70 – 110 б. |
Отметка «2» в четверти |
Менее 70б. |
ΙV четверть
Область оценивания и поощрения |
Количество баллов |
Посещение уроков |
1 б. за урок _____ 0 – 15б. за четверть |
Работа на уроках |
0 – 2б. за урок _____ 0 – 30б. за четверть |
Самостоятельные работы |
0 – 5б. _____ 0 – 50б. за четверть |
Устные опросы |
0 – 15б. _____ 0 – 30б. за четверть |
Контрольные работы КР №5 КР №6 |
0 – 10б. 0 – 10б. _____ 0 – 20б. за четверть |
Дополнительные баллы
Домашние задания |
0 – 20б. |
Реферат, доклад, сообщение по теме |
0 – 10б. |
Выполнение пособий |
0 – 10б. |
Подготовка и ведение урока |
0 – 15б. |
Система «штрафов» |
Количество баллов |
отсутствие на уроке без уважительной причины |
2б. |
опоздание на урок |
1б. |
не готов к уроку (нет учебника, рабочей тетради, инструментов,...) |
2б. |
Подведение итогов
Отметка «5» в четверти |
Свыше 120б. |
Отметка «4» в четверти |
90 – 120 б. |
Отметка «3» в четверти |
60 – 90 б. |
Отметка «2» в четверти |
Менее 60б. |