Система оценивания учебных достижений обучающихся в курсе изучения математики

Разделы: Математика


Пропедевтика введения рейтинга в пятом классе

В целях пропедевтики введения рейтинговой системы оценивания качества образовательного процесса в пятом классе, в первой четверти шестого класса учащимся был предложен аналог рейтинговой системы – оценивание отдельных работ определенным количеством баллов (затем переводились в пятибалльную систему), оценивание работы на уроках с помощью геометрических фигур. Существуют три вида фигур: круг, половинка круга, четверть круга, с помощью которых и оценивается работа на уроке. Определенные виды работы: работа на уроке, устные ответы, оригинальное решение, небольшие самостоятельные работы оцениваются геометрическими фигурами. Оценка в журнал ставится тогда, когда ученик набирает 5 кружков – «5», четыре кружочка – «4». Ставятся в журнал эти оценки по желанию ученика, собравшего необходимое количество частей кружков. Цель проводимой работы:

  • развитие интереса к математике;
  • дифференциация оценивания (чтобы заработать оценку «5» необходимо было работать на протяжении нескольких уроков);
  • не теряются оценки за «малые» самостоятельные работы - математические диктанты, обучающие самостоятельные работы;
  • оценивается не только правильность выполнения работы, но и оригинальность и красота решения и оформления решения.

Частично - рейтинговая система контроля качества образовательного процесса по математике учащихся шестого класса

В шестом классе учащимся предлагается частично - рейтинговая система оценивания работы.

Цель введения данной системы:

  • стимулирование систематической самостоятельной работы, в том числе выходящей за пределы обязательного минимума;
  • повышение ответственности за учебный труд;
  • снижение роли случайностей;
  • повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение категорий отличников, хорошистов, троечников оценкой реального места;
  • исключение возможности протежирования не очень способных и прилежных учеников;
  • уменьшение числа пропусков, опозданий, неготовности к уроку без уважительных причин;
  • индивидуализация обучения.

Но эта система видоизменена с учетом возрастных особенностей учащихся. Ученикам данного возраста (11-12 лет) еще трудно перейти на рейтинговую систему полностью. В качестве помощи учащимся предлагается переход от рейтинга к оценке.

На протяжении обучения ребята получают те или иные баллы за разную работу. За «крупные» письменные работы рейтинг переводится в оценки, которые выставляются в журнал. Но даже отличное выполнение всех письменных работ не может гарантировать получение учащимися оценки «5» в четверти, если ребенок будет пропускать уроки без уважительных причин, не будет работать на уроках, будет регулярно не готов к уроку.

Для улучшения рейтингового положения существует неделя «подтягиваний». Это всегда предпоследняя неделя четверти, на протяжении которой ученик может исправить свое положение, выполнив дополнительное творческое задание. До начала и последнего дня этой недели улучшить рейтинговое положение можно активной работой на уроках, более хорошим написанием работ, выполнением всех предъявляемых требований, выполнением дополнительных работ.

Баллы, оценки, рейтинг учащихся 6 класса

Рейтинг учащегося зависит от выполнения всех письменных работ, посещения и работы на всех уроках, выполнения всех творческих домашних заданий. Нормативы итогового рейтинга, на основании которого выставляется четвертная оценка, в каждой четверти различны. Количество баллов, которое можно реально заработать, отображено в таблице №1.

Но для того, чтобы работа учащегося по предмету была систематической в течении всех четвертей, введены не только поощрения, но ряд «штрафов» (таблица №2):

  • за отсутствие на уроке без уважительной причины - минус 1 балл;
  • за опоздание на урок - минус 0,5 балла;
  • за невыполненное домашнее задание - минус количество баллов, в которое оценено домашнее задание;
  • не готов к уроку (нет учебника, рабочей тетради, инструментов,...) - минус 2 балла;
  • подсказывание, советы во время написания контрольных работ - минус половина баллов, в которое оценена работа.

В конце каждой недели на стенде появляется сравнительная рейтинговая таблица, в которой описано количество баллов за неделю и общее количество баллов, а также рейтинг ученика (таблица №3).

Учитель ведет специальный журнал, в котором на каждом уроке выставляются все полученные баллы.

Требования к учителю, работающему с рейтинговой системой

Учитель должен:

  • ознакомить учащихся и их родителей с требованиями рейтинговой системы, календарно - тематическим планированием;
  • заполнять ведомость учета рейтинга учащихся;
  • анализировать результаты промежуточных и итоговых рейтингов;
  • информировать учащихся о  состоянии их рейтинга каждую неделю;
  • своевременно «переводить» рейтинг в отметки за письменные работы.

Рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся в курсе изучения геометрии 7 класса

Цели работы остаются прежними, но работа по оцениванию ведется уже с оформлением рейтинговых оценок в журнале. Ниже, в качестве примера, дана таблица, описывающая области оценивания.

Таблица №1.Система рейтингового оценивания качества знания учащихся 6 класса

Область оценивания

3 четверть

Посещение уроков

0,25б.*60ч.=15б.

Работа на уроках

0-0,5б. за урок

до 30б. за четверть

Творческие домашние задания (ТДР)

5б.*5 работы=25б.

Зачеты (З)

№5-11б.

№6-10б.

Контрольные работы (КР)

№6-5б.

№7-5б.

Лабораторно - графические работы (ЛГР)

 №2-10б.

 №3-20б.

Проверочные работы (ПР)

до 20 б. за четверть

Способы «подтягивания»:

 

Реферат

0-10 б.

Сообщение по теме

0-15 б.

Участие в мероприятиях

0-15 б.

Решение доп.заданий

0-5б.

Ведение урока

0-15б.

Выполнение пособий

0-10 б.

Итоговый контроль:

 

оценка «5»

свыше 150б.

оценка «4»

149-120б.

оценка «3»

119-70б.

оценка «2»

менее 70б.

Таблица №2

Система «штрафов»

Количество баллов

отсутствие на уроке без уважительной причины - минус 1 балл

минус 1 балл

опоздание на урок

минус 0,5 балла

невыполненное домашнее задание

минус количество баллов, в которое оценено домашнее задание

не готов к уроку (нет учебника, рабочей тетради, инструментов,...)

минус 2 балла

подсказывание, советы во время написания контрольных работ

минус половина баллов, в которое оценена работа.

Таблица №3. Система оценивания учебных достижений обучающихся в курсе изучения геометрии 7 класса

Ι четверть

Область оценивания и поощрения

Количество баллов

Посещение уроков

1 б. за урок

_____

0 – 15б. за четверть

Работа на уроках

0 – 2б. за урок

_____

0 – 30б. за четверть

Самостоятельные работы

0 – 5б.

_____

0 – 60б. за четверть

Устные опросы

0 – 15б.

_____

0 – 15б. за четверть

Контрольные работы

КР №1

0 – 10б.

_____

0 – 10б. за четверть

Дополнительные баллы

Домашние задания

0 – 20б.

Реферат, доклад, сообщение по теме

0 – 10б.

Выполнение пособий

0 – 10б.

Подготовка и ведение урока

0 – 15б.

 

Система «штрафов»

Количество баллов

отсутствие на уроке без уважительной причины

2б.

опоздание на урок

1б.

не готов к уроку (нет учебника, рабочей тетради, инструментов,...)

2б.

Подведение итогов

Отметка «5» в четверти

Свыше 105б.

Отметка «4» в четверти

80 – 105 б.

Отметка «3» в четверти

60 – 80 б.

Отметка «2» в четверти

Менее 60б.

ΙΙ четверть

Область оценивания и поощрения

Количество баллов

Посещение уроков

1 б. за урок

_____

0 – 15б. за четверть

Работа на уроках

0 – 2б. за урок

_____

0 – 30б. за четверть

Самостоятельные работы

0 – 5б.

_____

0 – 50б. за четверть

Устные опросы

0 – 15б.

_____

0 – 15б. за четверть

Контрольные работы

КР №2

 

0 – 10б.

_____

0 – 10б. за четверть

Дополнительные баллы

Домашние задания

0 – 20б.

Реферат, доклад, сообщение по теме

0 – 10б.

Выполнение пособий

0 – 10б.

Подготовка и ведение урока

0 – 15б.

 

Система «штрафов»

Количество баллов

отсутствие на уроке без уважительной причины

2б.

 опоздание на урок

1б.

не готов к уроку (нет учебника, рабочей тетради, инструментов,...)

2б.

Подведение итогов

Отметка «5» в четверти

Свыше 105б.

Отметка «4» в четверти

80 – 105 б.

Отметка «3» в четверти

60 – 80 б.

Отметка «2» в четверти

Менее 60б.

ΙΙΙ четверть

Область оценивания и поощрения

Количество баллов

Посещение уроков

1 б. за урок

_____

0 – 20б. за четверть

Работа на уроках

0 – 2б. за урок

_____

0 – 40б. за четверть

Самостоятельные работы

0 – 5б.

_____

0 – 70б. за четверть

Устные опросы

0 – 15б.

_____

0 – 30б. за четверть

Контрольные работы

КР №3

КР №4

0 – 10б.

0 – 10б.

_____

0 – 20б. за четверть

Дополнительные баллы

Домашние задания

0 – 20б.

Реферат, доклад, сообщение по теме

0 – 10б.

Выполнение пособий

0 – 10б.

Подготовка и ведение урока

0 – 15б.

 

Система «штрафов»

Количество баллов

отсутствие на уроке без уважительной причины

2б.

 опоздание на урок

1б.

не готов к уроку (нет учебника, рабочей тетради, инструментов,...)

2б.

Подведение итогов

Отметка «5» в четверти

Свыше 140б.

Отметка «4» в четверти

110 – 140 б.

Отметка «3» в четверти

70 – 110 б.

Отметка «2» в четверти

Менее 70б.

ΙV четверть

Область оценивания и поощрения

Количество баллов

Посещение уроков

1 б. за урок

_____

0 – 15б. за четверть

Работа на уроках

0 – 2б. за урок

_____

0 – 30б. за четверть

Самостоятельные работы

0 – 5б.

_____

0 – 50б. за четверть

Устные опросы

0 – 15б.

_____

0 – 30б. за четверть

Контрольные работы

КР №5

КР №6

0 – 10б.

0 – 10б.

_____

0 – 20б. за четверть

Дополнительные баллы

Домашние задания

0 – 20б.

Реферат, доклад, сообщение по теме

0 – 10б.

Выполнение пособий

0 – 10б.

Подготовка и ведение урока

0 – 15б.

 

Система «штрафов»

Количество баллов

отсутствие на уроке без уважительной причины

2б.

опоздание на урок

1б.

не готов к уроку (нет учебника, рабочей тетради, инструментов,...)

2б.

Подведение итогов

Отметка «5» в четверти

Свыше 120б.

Отметка «4» в четверти

90 – 120 б.

Отметка «3» в четверти

60 – 90 б.

Отметка «2» в четверти

Менее 60б.