В XIX — начале XX вв. основной единицей как административного, так и хозяйственного устройства ставропольских крестьян была община. В конце XIX в. в Ставропольской губернии было 122 самостоятельных сельских обществ. На Ставрополье, где основным типом поселений были большие села, каждое село, как правило, составляло сельскую общину. В эту общину входили и жители отселков и хуторов, которые основывались на землях, принадлежащих селу. С ростом населения нередко крупные хутора и отселки превращались в села с самостоятельным сельским управлением, т. е. образовывали самостоятельное сельское общество.
В результате реформы П.Д. Киселева у государственных крестьян, которые составляли основное население Ставропольской губернии, учреждались для управления волости, наряду с волостным правлением, волостной сход и волостная расправа. Волость представляла собой крестьянскую сословную территориальную единицу, охватывающую несколько селений.
Община - в лице своего высшего органа — волостного схода и должностных лиц решала все основные вопросы как жизни села в целом, так и отдельных ее членов. Община ставропольских крестьян представляла собой, прежде всего поземельную организацию, осуществлявшую уравнительные переделы земли для обеспечения, платежеспособности населения [1].
Основными функциями ее были - правовая, административная, судебная, а также финансовая и фискальная. Характерной функцией для крестьянской общины на Ставрополье был прием в свои члены переселенцев из Центральной России, особенно на первых этапах колонизации края.
Главным принципом общинного владения землей был принцип равных прав на землю. Правом распоряжаться общинной землей владел волостной сход. В конце февраля или начале марта домохозяева собирались на общинный сход и всем сходом, решали следующие вопросы - сколько земли будет вспахиваться под озимые хлеба, сколько под яровые, сколько будет оставлено под пар, какую часть земли оставить для сенокошения и для пастьбы скота. В больших селах имевших много земли для удобства ее распределения землемер делил ее на несколько частей. Каждый хозяин участвовал при переделе во всех участках.
Управление делами общества осуществляли выборные общиной лица, а также присылаемые из уездного центра урядники.
Старшина, его помощник и судьи, избранные местным обществом, утверждались затем в своих должностях мировым посредником на 3 года. Так царская администрация ставила под свой контроль сельское самоуправление.
Местный полицейский надзор осуществляли сотские. Они следили за тишиной и порядком.
В селе Безопасном было волостное правление, которое находилось в общественном здании, состоящем из 4-х комнат [2].
Но интенсивное развитие капиталистических отношений в пореформенное время, решение социальных вопросов требовали изменения структуры местного самоуправления. Это понимало даже дворянство. В последней трети XIX в. оно поднимало вопрос о введении земских учреждений в губернии. Впервые об этом говорилось на очередных собраниях дворян 19 мая 1871 г., затем 19 декабря 1895 г. и 15 декабря 1896 г. Наряду с дворянами ходатайствовали о введении земства в губернии различные общественные организации.
В марте 1901 г. ставропольский губернатор Н.Е.Никифораки был приглашен в Петербург для участия в заседаниях по вопросу о введении земства в неземских губерниях. В сентябре 1903 г. в Ставрополе состоялось совещание по этому вопросу.
В 1904 г. вопрос о распространении Положения о земских учреждениях на Ставропольскую губернию был поднят Главным управлением по делам местного хозяйства МВД. Обсуждался он и в Государственном Совете. Министр внутренних дел Плеве предлагал в 1904 г. распространить «Положение» 1890 г., которое было введено по всей России, на Астраханскую, Ставропольскую и Оренбургскую губернии.
16 января 1912 г. Государственной Думой был принят законопроект о применении Положения о земских учреждениях 1890 г. к этим губерниям.
Закон о введении земских учреждений в Астраханской, Оренбургской и Ставропольской губерниях был подписан императором 9 июня 1912 г. Они вводились с 1913 г [3]. Губернские власти постарались довести до населения суть проводимых мероприятий по введению земства. Закон был опубликован в местных газетах. Кроме того, были изданы брошюры, авторами которых были чиновники местных государственных учреждений. Они старались доказать выгодность введения земских учреждений и утверждали, что они принесут улучшение в образовательной, медицинской и другой помощи населению. Но введение земства на Ставрополье затянулось на несколько месяцев.
Было решено, что все дела, финансы, имущество и строения, находящиеся в ведении губернского распорядительного комитета, врачебного отделения, ветеринарного отделения, приказа общественного призрения передаются в губернскую земскую управу. Дела уездных распорядительных комитетов, уездных комитетов об арестных помещениях, а также имущество и строения, находившиеся в их ведении, передавались под контроль уездных земских управ.
Согласно
закону в ведение земства передавались самые острые вопросы жизни населения:
заведование повинностями, народное образование,
здравоохранение, общественное призрение, страхование, дорожное дело и т. д., наиболее острые по своей значимости и сложности проблемы. Земские
учреждения наделялись следующими полномочиями:
- заведывание местными губернскими и уездными повинностями, денежными и натуральными;
- заведывание капиталами и другими имуществами;
- содержание путей сообщения;
- содержание почтовой службы;
- заведывание земским страхованием;
- здравоохранение;
- попечение об общественном презрении;
- противопожарная безопасность;
- народное образование;
- воинское и гражданское управление.
Таким образом, государственная власть сняла с себя и передала земству губернии наиболее трудные и острые проблемы хозяйственной и социальной сферы. Но, при этом, земские учреждения были лишены самостоятельности в своей деятельности и полностью подчинены центральной и местной администрации, которая подвергала их работу жёсткой опеке, сохраняя за собой право отмены или приостановки исполнения решений земских собраний.
В то же время земство на Ставрополье не вводилось на территории «кочующих инородцев» в Большедербетовском улусе, Ачикулакском и Туркменском приставствах.
С августа 1913 года земство вступило в свои права и стало распространять свое влияние на общественную жизнь, укрепляя свои позиции, стало заниматься вопросами социальной жизни населения.
Вопрос о решении социальных проблем жизни населения довольно актуален в наше время. Для того чтобы правильно разобраться в данном вопросе, необходимо проследить каким образом происходило его решение в прошлом. Это очень важно для нас на сегодняшний день.
Новые исторические условия, развитие капиталистических отношений в стране требовали решение таких проблем как образование, здравоохранение, общественное призрение. Государство занималось этими вопросами, создавало различные положения, законы, выделяло деньги из казны. Но, несмотря на это вся тяжесть решения и проведения в жизнь социальных вопросов лежала на местном самоуправлении.
В стране необходимо было ликвидировать неграмотность, создать четкую систему образования и систему подготовки учителей. После принятия Положения о школьной реформе стало быстро расти количество школ, улучшилась их материальная база, для них стали строить специальные здания. Благодаря сельским и волостным обществам, городским думам расширилась сеть гимназий, реальных училищ и прогимназий в Ставропольской губернии. В селе Безопасном было три училища: два одноклассных министерства народного просвещения и двуклассное церковно – приходское [4].
К началу XX века все острее стала чувствоваться нехватка квалифицированных учителей. С этой целью по инициативе Ставропольской думы в 1903 году была открыта в Ставрополе учительская семинария, а в 1912 году учительский институт.
1 января 1913 года на Ставрополье вводилось земство. Это содействовало более успешному и планомерному развитию дела по всей губернии. В ведении уездного земства находились начальные училища, гимназии и прогимназии относились к губернскому земству. К 1913 году в селе Безопасном существовало двуклассное училище, которое содержалось на средства уездной земской управы [5].
Земство и просветительные общества также занимались просвещением взрослого населения. Ими были открыты воскресные школы, вечерние курсы, народные чтения, библиотеки. Все это способствовало развитию народного образования.
Медицина занимала в деятельности органов местного самоуправления не менее важное место, чем народное образование. Положение в здравоохранении губернии было довольно сложным. Медицинская помощь продолжала оставаться недоступной большинству населения, очень часто вспыхивали эпидемии, до 1910 года практически не было стационарной медицинской помощи. На первом очередном Ставропольском уездном земском собрании в октябре 1913 года было принято решение о предоставлении право пользоваться бесплатной медицинской помощью не только коренным жителям, но и пришлому населению. Органами местного самоуправления велось больничное строительство, открывались аптеки, фельдшерские пункты, специализированные санатории.
Земством было закончено строительство здания больницы в селе Безопасном. Врачей еще не было. Больница, отстроенная земством, была рассчитана на 15 коек. Вместе с О. А. Чиловой в селе работали 2 фельдшера. Они вели амбулаторный прием больных, готовили микстуры, выдавали медикаменты. Врачи приезжали из губернского Ставрополья 1 раз в неделю и то не всегда. В эти годы в Безопасном была большая смертность, особенно у детей до 5 лет. Они умирали от дифтерии, оспы, кори, пневмонии. 1913 год - работают фельдшеры Денисенко К.С. и Кузьминов И.Г. 1916 год - организовалась амбулатория в доме дьякона Федорова Льва Романовича. С 1917 года зубным врачом работает его дочь Федорова Александра Львовна. Она вела прием в собственном доме. Данная амбулатория просуществовала до 1969 года.
Также местным самоуправлением было много сделано в области общественного призрения. В эту сферу вошли самые разнообразные благотворительные дела: призрение умалишенных, приюты для подкидышей, ясли для грудных детей, содержание богаделен, училища и приюты для слепых, устройство столовых для бедных, питание больных. Особую заботу вызывали сироты. Если ребенок оставался сиротой, у которого не было близких родственников, бравших его в семью, то местное самоуправление выделяло средства на содержание таких детей. На земство была возложена обязательная повинность по призрению семей воинов, призванных в военное время на службу. С образованием земских учреждений в Ставропольской губернии перестал существовать Ставропольский приказ общественного призрения. Под ведомства земства было передано действие вновь образуемых учреждений по общественному призрению.
Список литературы
1. Невская Т.А., Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне. Ставрополь, 1994. С. 106.
2. Твалчрелидзе А. Ставропольская губерния. Ставрополь, 1991. С. 640.
3. История городов и сел Ставрополья: краткие очерки / Научные редакторы – проф. Д. В. Кочура и проф. А. А. Кудрявцев. – Ставрополь, 2002. С.23.
4. Твалчрелидзе А. Ставропольская губерния. Ставрополь, 1991. С. 641.
5. Там же.