Урок математики в 4-м классе по теме "Прямоугольный параллелепипед и куб. Сходство и различие между геометрическими телами"

Разделы: Начальная школа


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Начинается урок,
Он пойдёт вам всем на пользу.
Постарайтесь всё понять.
Если нужно, то вопросы можно задавать,
Но ответы нужно полные давать,
Чтоб за работу получать –
Только лишь оценку «5».

2. АКТУЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1) Индивидуальные задания на карточках:

  • решение выражений
  • решение задачи
  • логические задания
  • работа за компьютером «Проверь себя» из серии «Семейный наставник 4 класс»

2) Работа с классом:

Стенд «ВСПОМНИ!» (ребята вспоминают пройденный материал, достав карточки из кармашка). Например:

Ребята восстанавливают высказывание о математике Роджера Бэкона,

выполняя симметричную запись (рабочая тетрадь стр. 39)

Раскодирование выражения с помощью решения выражений:

(у ребят на столе лежит карточка с заданием № 1)

ЗАДАНИЕ № 1

200 : 5 · 4

И

15 · 3 : 5

М

845 – 315

С

20 · 8 : 40

Е

24 · 4 + 16

К

(17 + 28) : 9

Г

 

(80 – 50) : 15

О

900 : 100 · 3

Т

72 : 36 · 25

Ч

1000 : 100 : 2 · 12

Р

68 : 2 + 45

А

 

Л

 

5

4

2

9

4

27

50

160

45

4

530

112

160

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

4

79

60

 

 

 

 

(ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА)

Распределение геометрических фигур и тел на 2 кучки с доказательством выбора (треугольник, конус,  прямоугольник, квадрат, пирамида, круг, шар, цилиндр)

3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. ОКРЫТИЕ НОВОГО

1. Знакомство с новым геометрическим телом происходит через работу на координатной плоскости.

(у ребят на столе лежит карточка с заданием № 2)

ЗАДАНИЕ № 2

Идёт работа над нахождением точек на координатной плоскости.

Учитель даёт координаты, читая разными способами.

1. Точка А с координатами (1;2)

2.  Координаты точки С (5;4)

3. Точка К с абсциссой 2 и ординатой 5

4. Точка М с координатой (6;3)

5. Точка В с координатой (1;4)

6. Точка Е с абсциссой 2 и ординатой 3

7. Точка Д с координатами (5;2)

8. Точка Л с координатами (6;5)

Соединяем точки так, чтоб получались четырёхугольники:

АВСД; ВКЛС; ДСЛМ

- А зачем нужна точка Е? (идёт рассуждение)

(появилось новое  геометрическое тело)

2. Идёт знакомство с прямоугольным параллелепипедом.

-Какие предметы похожи на прямоугольный параллелепипед.

(сахар, торт, книга, крышка стола….)

 Работа по учебнику стр.47 № 167.

Затем ребята заполняют таблицу.

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ
ТЕЛО

ВЕРШИНА

ГРАНИ

РЁБРА

прямоугольным параллелепипедом

8

6

12

3. Демонстрирую новое геометрическое тело.

- Как оно называется? На какие предметы похож куб?

- А является ли оно тоже  прямоугольным параллелепипедом?

(идёт доказательство и заполнение таблицы, используем учебник стр.168)

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ
ТЕЛО

ВЕРШИНА

ГРАНИ

РЁБРА

прямоугольным параллелепипедом

8

6

12

куб

8

6

12

4. Чем похожи эти 2 геометрических тела и в чём их отличие?

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику № 170 –решение задачи по нахождению площадей  граней  прямоугольного параллелепипеда:

  • размеры передней грани  а=3 см      б=4 см            S = ?
  • размеры нижней грани    а=4 см       б=2 см            S = ?
  • размеры боковой грани   а=3 см        б=2 см           S = ?

- Как теперь найти S всех граней  прямоугольного параллелепипеда?

Идёт доказательство и выполнение решения.

2. Учитель предлагает сконструировать  геометрическое тело  с помощью спичек и пластилина.

(работа в парах)

На каждом столе стоят подносы, на которых лежат 12 спичек и 8 пластилиновых шариков. Анализируя размер спичек, ребята догадываются о том, что из них можно смастерить только куб, так как рёбра у куба одинаковые.

Итак: спички – это рёбра, а шарики  - это вершины.

3. Задача.

Зная, что длина 1 спички равна 5 см, найдите общую длину всех спичек, которые  мы использовали для изготовления куба.

5. ИТОГ РАБОТЫ

Идёт закрепление темы урока с помощью развёрток геометрических тел.

- Не собирая развёртку, можно ли сразу определить какое геометрическое тело получится? Соберите их и убедитесь в своём решении.

Идёт доказательство и выполнение работы.