Урок истории по теме "Знаменитые города России. Москва"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с историей становления Москвы, способствовать усвоению новых знаний;
  • развивать умение обобщать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать внимание, кругозор учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету – история, чувство патриотизма.

Оборудование: телевизор, мультимедийное устройство (презентация, Приложение 1), индивидуальные карточки с изображением становления Москвы, словарики.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Проверка д/з

На доске:

завод

шофёр

комбайн

фермер

лаборатория

рабочий

ферма

врач

больница

агроном

поле

учёный

- Как можно одним словом назвать слова в правом столбике, в левом?

- Соедините профессии с местом работы (дети выходят к доске и, доказывая свой выбор, соединяют слова).

- На какие группы можно разделить эти профессии? (сельские и городские). Чем они отличаются друг от друга?

- Чем город отличается от деревни, села?

- Может ли деревня стать городом?

3. Новая тема

Беседа в сопровождении видеосъёмки раскопок

- Сейчас трудно представить, что когда-то этого города не было. Но это так. На его месте раньше шумели леса, протекали между холмами реки. В реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы. Место было удобным, и люди обосновались здесь.

Древние раскопки показали, что в этих местах люди жили давно.

Учёные-археологи нашли останки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров. Нашли изделия, изготавливаемые этими мастерами, определили срок давности- 800-900 лет. Теперь вместо вековых лесов на этом месте огромнейший город, самый главный город России.

- Кто догадался, о каком городе я сейчас говорила? (Москва)

- Так когда же Москва стала городом? Что нам может помочь узнать об этом?

ЛЕТОПИСЬ  

АРХЕОЛОГИ

(запись в словарики)

- Так давайте заглянем в летопись давно минувших дней.

Доклады подготовленных детей из книги «Я познаю мир»

Дмитрий Долгорукий ( фото на доске)

(запись в словарики)

Москов  1147год

- Как же жили люди в то время, чем питались, чем занимались?

Доклады детей

- … князь Юрий, взыде на гору и обозре с нее очима своими семо и овамо, по обе стороны Москвы – реки и за Неглинною, возлюби села оные и повеле вскоре соделати град мал, древен и нарече его Москва – град. 

- Кто понял, о чём говорится? (перевод)

Было это в 1156 году. В это же время Юрий Долгорукий приказывает построить первый Кремль – деревянный.      

СЛАЙДЫ1,2 – Москва тогда стала маленькой крепостью, затерянной в дремучих лесах.

Доклад : «Как Москва строилась»

- Зимой 1238 года …

ИГО

ДАНЬ

(запись в словарики)

Доклад: «Князь Колита»  (ФОТО на доске)

Доклад : «Пожар 1356 года»   (ЗАПИСЬ в СЛОВАРИК)

- В это время правление Москвы возглавляет внук Ивана КолитыДмитрий Донской (ФОТО на доске)

Именно он приказал строить стены, Кремль из белого камня. 

СЛАЙДЫ 3,4 – Московский Кремль при Д.Донском.

- В то время на Руси существовал обычай: в честь победы над врагом воздвигали церкви, соборы, храмы.

Москву по праву называли «Златоглавой Москвой», в насчитывалось 295 церквей и почти все они с золотыми куполами. Достаточно было одного луча, чтобы этот великолепный город засверкал самыми разнообразными красками.

СЛАЙД 5 – Соборная площадь.

Просмотр куполов по видеофильму.

Прослушивание звона колоколов.

- Именно так звонили все колокола, когда пришла радостная весть о том, что наши войска захватили Казань. Прогнали с Руси татар.

В 1552 году освободилась Русь от многовекового ига.    (ЗАПИСЬ в словарик)

СЛАЙД – Покорение Казани.

- В честь этого события на Торговой площади построили Покровский собор, который стоит там и до сих пор.

СЛАЙД – Торговая площадь, наши дни «Собор Василия Блаженного»

В честь одержанной победы
Храм возводят наши деды.
О победе над Казанью
Двум прекрасным мастерам
Приказал построить храм.
И воздвигли люди эти,
Небывалый в целом свете,
Пёстрый, сказочный собор
Что стоит и до сих пор.
Он свидетель древней славы-
Этот храм девятиглавый
Он четыре сотни лет
Над рекой встречал рассвет…

- Начинается расцвет Кремля.

Но опять Москва подвергается нападению. Весь город, кроме Кремля, был сожжён. Погибло около 12 тыс. москвичей. В память об этой жуткой трагедии главная площадь стала называться Пожарной.

В этот период правил Московским княжеством князь Иван III. После пожара по его приказу Кремль, стены, всю площадь стали строить из красного кирпича.

СЛАЙД – вид красной площади 200 лет назад.

- Кто бы не приезжал в Москву, всегда удивлялся красоте, великолепию этого много чего пережившего города. Изумляла всех и площадь своей красотой.

На Руси красивая означала – красная. И в последствии главная площадь Москвы приобретает название - Красная площадь, которое сохранилось и до сих пор.

ТОРГОВАЯ

ПОЖАРНАЯ    ПЛОЩАДЬ

КРАСНАЯ

- Посмотрите, какой долгий путь прошла Москва до красоты наших дней. События, о которых вы услышали сегодня на уроке, это лишь малая часть. Мы с вами познакомились только с началом возникновения Москвы.

4. Итог

- Что нового, интересного узнали сегодня на уроке? О чём обязательно расскажите дома?

- Попробуйте восстановить события, о которых говорили на уроке.

5. Песня О.Газманова «Москва, звучат колокола…»