Разработка урока химии. "Соли. Состав. Номенклатура"

Разделы: Химия


Цель: обобщить и систематизировать знания по теме « Соли». Научить составлять формулы солей и давать им название, продолжить систематизацию знаний об изучаемых классах веществ.

Задачи:

  • Образовательные: проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков по теме. Продолжить формирование таких общеучебных умений, как самоконтроль, сотрудничество, использование компьютера; продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником.
  • Воспитательные: воспитывать познавательные интересы у учащихся, культуру речи, усидчивость.
  • Развивающие: развивать умение использовать химическую терминологию, развивать мыслительные операции( анализ, синтез, установление причинно- следственных связей, проведение аналогий, обобщение).

Оборудование: учебник, слайд- программа « Соли»

Методы обучения: работа со слайд – программой, беседа, сравнение, анализ, постановка и решение учебных проблем.

Основные вопросы:

  1. Соли, как самостоятельный класс неорганических соединений;
  2. Определение, признаки состава.
  3. Номенклатура солей.
  4. Составление молекулярных формул средних солей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с вами с основными классами неорганических соединений. И сегодня мы познакомимся с классом веществ, которые играют очень большую роль в нашем организме. Это вещество входит в состав крови человека и животных. Оно содержится в Мировом океане. Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом, а за 5 плиток этого вещества в Абиссинии можно было купить раба. Наши предки встречали гостей в знак нерушимой дружбы хлебом и…солью!

Тема нашего урока «Соли» (слайд №1)

2. Постановка проблемного вопроса.

Даны формулы веществ AgCl, Na2SO4, KNO3

- Что общего в составе этих веществ? (слайд №2)

(учащиеся, сравнивая и анализируя формулы, находят общее: на первом месте в формулах стоит катион металла, на втором месте анион кислотного остатка)

-Все эти вещества относятся к классу солей. Дайте определение данному классу.

( учащиеся формулируют определение солей)

Определение солей записывается в тетрадь (слайд №3)

3. Актуализация знаний.

- Вспомним формулы кислот, определим кислотные остатки, заряды ионов кислотных остатков ( слайд №4)

(учащиеся заполняют таблицу)

Название кислоты

Формула

Кислотный остаток

Название соли

       

4. Работа с учебником.

Познакомиться с важнейшими солями. С.106

Физические свойства солей с.108

5. Практическая часть.

Демонстрация растворения солей с разной растворимостью в воде.с.109

(учащиеся делают вывод, что существуют растворимые, малорастворимые и нерастворимые соли)

6. Составление формул солей и номенклатура. (слайд №5)

-Как составить формулу соли и дать название?

  • Записывается ион металла и ион кислотного остатка. – AlS
  • Определяются заряды катиона и аниона - +3, -2
  • В формуле сумма зарядов ионов должна быть равна 0. Согласно этому определяем индексы металла и кислотного остатка-2,3.
  • Дать название
    • - назвать кислотный остаток , добавить название металла в родительном падеже- сульфид алюминия.
    • - из предложенных частиц выберете те ,из которых можно составить формулу соли, составьте ее, и дайте название (слайд №6)

(учащиеся определяют ионы Mg2+ SO42-; составляют формулу; дают название веществу)

7. Закрепление и обобщение.

По названию вещества составить формулу (слайд №7), и проверить правильность составления (слайд №8)

8. Домашнее задание.

Составить формулы веществ, найти и выписать области применения:

  • калийная селитра (нитрат калия)
  • поваренная соль (хлорид натрия)
  • ляпис (нитрат серебра)
  • норвежская селитра (нитрат кальция)