Дидактические цели:
Обеспечить условия для:
- повторения сведений о знаках препинания при однородных членах предложения, соединенных одиночным союзом И;
- повторения сведений о знаках препинания в сложносочиненном предложении с одиночным союзом И;
- формирования умений отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами;
- формирования умений проводить пунктуационного разбора предложения;
Развивающие цели:
Обеспечить условия для:
- самостоятельности мышления: выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы;
- формирования культуры учебной деятельности;
- личностного саморазвития учащихся;
Воспитательные цели:
Обеспечить условия для:
- воспитания аккуратности;
- воспитания ответственного отношения к учению;
- воспитания культуры общения.
Методы:
- Демонстрация
- Объяснение учителя
- Анализ языковых единиц
- Тесты
Формы: индивидуально-коллективный опрос, самостоятельная работа, взаимопроверка и оценка знаний.
Структура урока:
- Организационный момент (1мин.)
- Работа со связным текстом (7 мин.)
- Повторение и обобщение сведений о знаках препинания при однородных членах предложения, связанных союзом И, и в сложносочиненном предложении с одиночным союзом И (10 мин.)
- Закрепление материала с использованием мультимедийных технологий (6 мин.)
- Самостоятельная работа с использованием мультимедийных технологий (10 мин.)
- Взаимопроверка выполнения самостоятельной работы, оценивание (3 мин.)
- Рефлексия (1мин.)
- Домашнее задание (1мин.)
- Итог (1мин.)
Ход урока
1. Организационный момент.Цель: обеспечить рабочую обстановку на уроке.
Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку.
2. Работа учащихся с текстом, который спроецирован на экране.Задания к тексту:
- К какому стилю относится текст?
- Определите его вид.
- Каковы особенности его построения?
- Назовите тему.
- Объясните правописание слов образованным, многогранное.
- Какие предложения используются в тексте?
- Объясните постановку знаков препинания.
Цель: повторить сведения о знаках препинания в предложениях с однородными членами, связанными союзом И, и знаках препинания в сложносочиненных предложениях с одиночным союзом И.
4. Закрепление материала с использованием мультимедийных технологий.
Цель: создать условия для осмысления и закрепления знаний.
Учитель знакомит учащихся с заданиями А21 ЕГЭ по русскому языку. Учащиеся вместе с учителем разбирают задания, вырабатывают алгоритм его выполнения (найти грамматическую основу каждого предложения, определить, простое предложение или сложное; если предложение простое с однородными членами, определить, одиночный или повторяющийся союз связывает однородные члены; если предложение сложное, определить, есть ли общий второстепенный член, общее вводное слово или общая придаточная часть)
5. Самостоятельная работа с использованием мультимедийных технологий.На выполнение каждого задания дается 1 минута.
6. Взаимопроверка выполнения самостоятельной работы.Учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют с правильными ответами, спроецированными на доске.
7. Рефлексия.После проверки учитель еще раз останавливается и разбирает вместе с учащимися те задания, в которых они допустили ошибки.
Цель: создать условия для формирования навыка самоанализа.
- Что каждый из вас сегодня понял?
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось и почему?
- Что бы вы хотели изменить?
8. Домашнее задание.Цель: дать инструкцию по выполнению домашнего задания.
Учитель раздает учащимся подготовленные тесты с заданиям А21 ЕГЭ по русскому языку:
- Укажите правильное объяснение
пунктуации в предложении:
Грачи давно расхаживали по двору () и начинали вить гнезда в грачовой роще.- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение
пунктуации в предложении:
Снежинок становится все больше и больше ()и в снежном хороводе не видно уже ни падающих листьев, ни тропы. - Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение
пунктуации в предложении:
Светало () и свет еще не погашенных фонарей был уже не нужен. - Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение
пунктуации в предложении:
Все окна в домах были открыты () и всюду слышалась музыка. - Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение
пунктуации в предложении:
Людям ничего не дается даром () и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства. - Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение
пунктуации в предложении
Заморосил мелкий дождик ()и весь видимый горизонт обложило тучами. - Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение
пунктуации в предложении
Андрейка вытащил () и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу. - Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение
пунктуации в предложении
Мы выбрали место для ночевки под большими лохматыми елями () и стали разбивать палатку. - Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение
пунктуации в предложении
Извозчик неутомимо погонял лошадей () и во все горло распевал песни. - Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
Цель: подвести итоги урока, обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке.
- Что делали на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Сделайте вывод.