Цель урока:
-
Обобщить знания по теме «Показательная функция»
-
повторить определение и свойства показательной функции
-
закрепить построение и преобразование графиков показательной функции
-
-
Отработать умение по решению показательных уравнений различными способами
-
Вспомнить способы решения показательных уравнений
-
применить эти способы на практике
-
-
Формировать социальную компетентность учащихся
Оборудование:
-
плакат с кроссвордом по свойствам показательной функции.
-
карточки для каждого ученика с уравнениями, предлагаемыми на уроке.
-
карточки с графиками показательной функции
Ход урока
I. Повторение свойств показательной функции.
- Дать определение показательной функции.
- Среди перечисленных функций назвать
показательные
- Назвать свойства показательной функции,
заполняя горизонтальные строчки в
кроссворде.
- Какие значения принимает функция
- Как расположен график функции
относительно оси ОУ.
- Какой по монотонности является
функция
при а=1
- Как называется переменная х в функции
- Какой по монотонности является
функция
- Какой по монотонности является
функция
- Какие значения принимает функция
- Какие числа являются областью определения показательной функции.
- Какой по четности является функция
- Выделенное слово по вертикали - как называется число а в показательной функции.
- Какие значения принимает функция
Комментарии учителя
Учащиеся должны знать определение показательной функции, уметь находить её формулу среди других и должны знать свойства показательной функции ( область определения, множество значений, монотонность, четность, расположение графика)
Работа в группах
На карточке выделены графики функций
и
На других графиках подписать формулы функций, соответствующие данным графикам.
Ответ:
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
Комментарии учителя
Учащиеся должны знать расположение
графиков показательной функции в случаях a>1
и 0<a<1 , уметь строить графики функции
и уметь находить соответствующие графики
по чертежам.
II. Решение показательных уравнений вида аx = b.
Срезовая работа в парах с взаимной проверкой по готовым ответам.
I Вариант |
|
1. ![]() ![]() 2. 3. 32-|x|=81 4. 2|x-2|=32 5. 6. 2sin x= |
1. 2. 3. 24-|x|=32 4. 3|x-2|=81 5. 6. 5cos x= |
Ответы: |
|
|
|
Решение уравнений I варианта – приложение №1
Комментарии учителя
Учащиеся должны знать, что уравнение
приводится к виду
,
где
. При решении
показательных уравнений нужно вспомнить
решение простейших уравнений с модулем и
тригонометрических уравнений. При работе в
парах они должны правильно решить
уравнения, найти ошибки у соседа, правильно
оценить его работу и поставить
соответственную оценку. Должно идти
формирование социальной компетентности
учащихся – продуктивно взаимодействовать
с членами группы, решающими общую задачу.
III. Различные виды решения показательных уравнений.
Работа в парах.
Указать способ решения каждого уравнения.
1) 16x = 4|x+1| |
Приведение к виду 4f(x)= 4g(x) |
2) |
Введение новой переменной t= |
3) 3*4x – 7*10x +2*25x = 0 |
Разделить по членно на 25x и перейти к квадратному уравнению 3t2 – 7t + 2 = 0 , где t = ( |
4) |
Введение новой переменной t = x2-x и переход к квадратному уравнению 32t- 3*3t- 4 = 0 |
5) 73x+ 9*52x= 52x+ 9*73x |
Сгруппировать слагаемые с 73x в левой части, с 52x- в правой части. Разделить обе части, например, на 52x. |
6) (2 |
Использовать тождество ( |
7) |
Показательно – иррациональное уравнение, ввести новую переменную t = 2x |
8) |
Графический способ, использование монотонности показательной функции, метод подбора. |
9) |
Показательно – степенное уравнение. Рассмотреть случаи: x – 2 = 0; x – 2 =1; x2+ 2 = 3x |
Комментарии учителя
Учащиеся должны уметь классифицировать показательные уравнения по способам решения.
IV. Самостоятельная работа по 3 вариантам.
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Дополнительное задание: решить графически уравнение.
Решение уравнений Приложение №2
Комментарии учителя
Учащиеся должны уметь применять различные способы решения показательных уравнений.
V. Выполнение задания из материалов по подготовке к ЕГЭ.
Решить уравнение:
Решение уравнений Приложение №3